- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что думают израильтяне об аннексии Иудеи и Самарии

Неправительственная исследовательская организация Израильский институт демократии обнародовала на  результаты проведенного на прошлой неделе опроса общественного мнения, в который, в частности, был включен вопрос об отношении израильтян к возможности аннексии Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Данный вопрос был сформулирован следующим образом: «В будущем году исполнится 50 лет Шестидневной войны. Есть люди, утверждающие, что пришло время, чтобы Израиль официально аннексировал все территории, которые были завоеваны тогда и находятся на сегодняшний день в его руках. Поддерживаете ли вы это мнение или же выступаете против?»

Следует напомнить, что в ходе Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля перешли Иудея и Самария, включая Восточный Иерусалим (ранее находились под контролем Иордании), Синайский полуостров и секторы Газа (ранее находились под контролем Египта) и Голанские высоты (ранее находились под контролем Сирии). На сегодняшний день Синайский полуостров возвращен Египту в соответствии с Кемп-Дэвидским двусторонним мирным договором (1978 г.), сектор Газы находится после реализации односторонней программы «Размежевание» (2005 г.) под полным контролем ХАМАСа, представляя собой, по сути, отдельное государственное образование; а Голанские высоты (1981 г.) и Восточный Иерусалим (1967 г.) аннексированы Государством Израиль и включены в состав его суверенной территории с предоставлением их нееврейскому населению статуса «постоянных жителей» Израиля и возможности стать на определенных условиях его гражданами. Таким образом речь идет только об территориях Иудеи и Самарии, разделенных на три зоны А (полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА)), В (гражданский контроль ПНА и военный контроль Израиля) и С (полный израильский контроль). Предложенная формулировка «все территории» может быть, таким образом, истолкована двояко:

  1. Аннексия всех территорий Иудеи и Самарии с ликвидацией ПНА
  2. Аннексия зон С (в соответствии с планом, предложенным лидером партии «Еврейский дом» Нафтали Беннетом), а, возможно, так же зон В с сохранением зон А под контролем ПНА на неопределенный срок.

Так или иначе, среди еврейских граждан Израиля мнения относительно желательности аннексии территорий Иудеи и Самарии разделились поровну: 45 % — «за», 45 % — «против». 10 % евреев-участников опроса по тем или иным причинам не ответили на данный вопрос. Показательно, что даже при формулировке вопроса, позволяющей самое расширенное и радикальное толкование, вплоть до ликвидации ПНА, почти половина опрашиваемых евреев ответила: «да». Исходя из этого, можно ожидать, что в случае, если правительство Израиля поставит перед собой в обозримом будущем практическую задачу аннексии упомянутых территорий или части их, оно сравнительно легко получит поддержку более половины населения при самой минимальной пропагандистской кампании в пользу такого шага. Обращает на себя внимание тот факт, что Израильский институт демократии не опубликовал результатов опроса арабских граждан Израиля по данному вопросу. Возможно, им этот вопрос вообще не задавался.

В контексте рассматриваемой проблемы представляют интерес и ответы на еще один вопрос упомянутого опроса — о том, мешает ли Израилю «оккупация» Иудеи и Самарии быть полноценным демократическим государством. 66 % опрошенных евреев ответили на этот вопрос отрицательно. Более углубленный анализ указывает на радикальные различия во взгляде на этот вопрос среди сторонников правых, центристских и левых партий. Так, лишь 11 % сторонников правых партий согласились с утверждением, что «оккупация» упомянутых территорий мешает Израилю быть полноценным демократическим государством. Среди «центристов» такой точки зрения придерживались 30 %, а среди левых – 85 %. Показательно, что левые заметно превзошли в этом отношении даже арабов. Среди последних только 76 % ответили, что «оккупация» мешает Израилю быть полноценным демократическим государством. Правда, при этом необходимо учитывать, что в число «арабов» наряду с мусульманами были включены так же друзы и христиане, среди которых в целом прослеживается тенденция к значительно большей солидаризации с еврейским большинством, чем среди арабов-мусульман.