- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Наблус: арабский город в еврейском окружении

Наблус – является историческим центром Самарии (севера Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Израильтяне называют его (в том числе и на русском языке) Шхем. Под этим именем город упоминается в Торе (в русском переводе Библии – Сихем). Речь идет об одном из древнейших городов мира. Первое письменное упоминание о нем (в древнеегипетских архивах Тель эль-Амарны) относится к XIX в. до н.э. Одновременно с этим Наблус (Шхем) – первый город страны Ханаан, ныне известной под именем «Эрец-Исраэль» или «Палестина», упомянутый в связи с прародителем еврейского народа, библейским патриархом Авраамом: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему» (книга Бытия 12, 6-7). Библейский Шхем идентифицируется археологами с городищем Тель-Балата, расположенном в черте нынешнего Наблуса.

image001 [1]

Раскопки библейского Шхема

Шхем занимает особое место в еврейской традиции, в которой он именуется «ир га-брит» («город союза»). Город лежит между двух высоких гор – Гаризим на юге и Гевал на севере, упоминаемых в Торе.

image002 [2]

Панорама современного Наблуса между горой Гаризим (слева) и горой Гевал (справа)

Моисей заповедовал коленам Израилевым подтвердить после покорения Ханаана союз Израиля с Богом посредством особой церемонии клятвы: «Сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим» (Второзаконие 27, 12). Соответственно евреи также именую гору Гаризим – Браха, т.е. «благословение», а гору Гевал – Клала, т.е. «проклятие». С последних веков до н.э. Шхем стал основным центром самаритян, этно-конфессиональной группы евреев, отрицающей святость Иерусалима и признающей единственным святым местом гору Гаризим.

Современное арабское название города – Наблус представляет собой искажением греческого названия Неаполис (Новый город), введенного римскими завоевателями после еврейского восстания 66-73 гг. н.э. (Первой Иудейской войны), при подавлении которого Шхем был разрушен, а затем отстроен заново. Наблус (тогда еще Неаполис) был завоеван арабами в VII в. На протяжение многих веков шел процесс его превращения в мусульманский город путем истребления, вытеснения и обращения в ислам самаритян и христиан. В XIII в. самаритяне и христиане еще составляли большинство жителей города, однако данные османской переписи 1596 г. показывают, то мусульманами были уже не менее 90 % жителей Наблуса: 806 домохозяйств мусульман, 20 домохозяйств самаритян, 18 домохозяйств христиан и 15 домохозяйств иудеев (ортодоксальных евреев).

Жесточайшие гонения против остатков коренного населения города продолжались вплоть до XIX в. Особо показательны в этом отношении события  1842 г., когда последние отказавшиеся перейти в ислам самаритяне Наблуса (их оставалось тогда менее 150 человек) были обвинены мусульманами в том, что они не являются ни евреями, ни христианами, а, соответственно, не являются «народом книги», имеющим право на статус данников-«зимми», живущих под властью мусульман. Им угрожало поголовное истребление, от которого самаритян спасло только вмешательства тогдашнего главного раввина Иерусалима Авраама Хаима Гагина, которого турецкие власти признавали главой всех евреев («хахам-баши). Он выдал документ, официально подтвердивший, что самаритяне — ветвь народа Израиля, а, соответственно, «народ книги».

В настоящее время Наблус – практически чисто мусульманский город. Из его 126 тысяч жителей  (согласно данным на 2007 год) лишь 650 являются христианами (последние сосредоточены главным образом в квартале Рафидия, который являлся до 60-х годов прошлого века отдельным, преимущественно христианским селом). Из них 70 семей – православных, около 30 семей – римских католиков и греко-католиков и 30 семей – протестантов (англикан).  Показательно, что по данным 1967 года в городе проживало 3500 христиан. Процесс сокращения христианского населения Наблуса продолжается десятки лет, но особенно он усилился после перехода города под контроль ПНА в 1995 г.

В прошлом в Наблусе были две еврейские общины – иудейская и самаритянская. Иудейская община Наблуса перестала существовать еще накануне Первой мировой войны в результате постепенного выезда местных иудеев в другие населенные, преимущественно еврейские населенные пункты (в 1908 году в городе оставалось всего 50 иудеев). Несколько сотен самаритян проживали до начала 90-х годов прошлого века в особом квартале в Старом городе (Касбе) Наблуса. Однако в ходе Первой интифады они подвергались сильнейшему давлению со стороны мусульманских соседей и постепенно покинули Наблус и переселились в новый, чисто самаритянский поселок Кирьят-Луза, расположенный на горе Гаризим. Номинально Кирьят-Луза входит в городскую черту Наблуса, однако фактически он находится под полным контролем Израиля.

Наблус – административный центр Наблусского губернаторства ПНА, занимающего всю центральную Самарии. В этом городе расположено одно из важнейших высших учебных заведений ПНА – Национальный университет «Ан-Наджах» (22 тысячи студентов). Характерно, что университетом он стал в 1977 году, то есть под контролем Израиля. Колледжем «Ан-Наджах» был объявлен еще во времена британского мандата на Палестину (Эрец-Исраэль), в 1941 году.

image003 [3]

В кампусе университета «Ан-Наджах»

Промышленность Наблуса развита сравнительно слабо. В недавнем прошлом значительную часть доходов местному населению приносила работа в промышленности и на стройках израильтян. Особое значение имела (а отчасти имеет и сейчас) работа в промышленной зоне еврейского поселения Баркан, расположенного в получасе езды на юго-восток от Наблуса. Периодически повторяющиеся волны террора привели к тому, что израильтяне ограничили использование палестинской в целом и наблусской в частности рабочей силы.

Особое место в отношениях между евреями и арабскими жителями Наблуса играет гробница Иосифа – одна из важнейших святынь иудаизма, расположенная в этом городе. Согласно Торе (Бытия 33, 18 – 20), праотец Иаков купил рядом со Шхемом участок поля. Библейская книга Иисуса Навина (24, 32) повествует о том, что именно на этом участке поля были похоронены вынесенные сынами Израиля из Египта кости сына Иакова, Иосифа. Купленный праотцом Иаковом участок поля упоминается и в Новом Завете (Евангелие от Иоанна 4, 5). Согласно более поздней еврейской традиции, рядом с гробницей Иосифа были похоронены и его сыновья Ефрем и Манассия.

В соответствии с  Норвежскими соглашениям, это святое место является экстерриториальным и юридически находится под полным контролем Израиля. Однако гробница Иосифа подвергалась постоянным вооруженным нападениям со стороны арабов. В этой связи израильские власти принудительно эвакуировали действовавшую рядом с ней иешиву «Од Йосеф Хай». Для эффективной защиты этого маленького израильского анклава внутри Наблуса требовалось реально контролировать ведущий к нему коридор (номинально, в соответствии с  Норвежскими соглашениями, и этот коридор относится к зоне С, т.е. должен полностью контролироваться Израилем). Вместо этого в 2000 году, во время Второй интифады тогдашний премьер министр Израиля Эхуд Барак принял решение вывести оборонявшее гробницу Иосиф подразделение. Власти ПНА обещали при этом обеспечивать надлежащую охрану святого места. Однако сразу же после отступления израильтян толпы арабов осквернили его и предали огню. Это привело к усилению напряженности в отношениях между евреями и мусульманами.

image004 [4]

1996 г. Дворик гробницы Иосифа до того, как она была сожжена арабами.

С 2002 г. ЦАХАЛ позволяет группам еврейских молящихся посещать гробницу Иосифа под охраной и при согласовании с властями Наблуса. Однако группы религиозных евреев, прежде всего брацлавские хасиды, достаточно часто посещают святое место безо всякого согласования, добиваясь восстановления прежнего статуса-кво, зафиксированного в Норвежских соглашениях. Неоднократно происходили нападения арабов на такие группы, в результате чего было немало жертв. Так, например, в 2011 году в результате обстрела полицейскими ПНА группы еврейских паломников на гробнице Иосифа был убит Бен-Йосеф Ливнат, племянник Лимор Ливнат, занимавшей тогда пост министра культуры в правительстве Биньямина Нетаньяху.

Требования восстановления израильского суверенитета над гробницей Иосифа и ведущей к ней дорогой не прекращаются. Однако для этого де-факто потребуется установление ЦАХАЛом контроля над Наблусом в целом или, по меньшей мере, над его юго-восточной частью, где расположена гробница. А для этого, в свою очередь, потребуется политическое решение израильского правительства. Соответствующего решения нет и ситуация остается в подвешенном состоянии уже годами.

Косвенным образом это тоже лишает город и его арабских жителей немалых доходов. Необходимо отметить, что до создания ПНА Наблус служил городским центром до определенной степени не только для окрестного арабского, но и для окрестного еврейского населения, которое (помимо посещения расположенных в Наблусе еврейских святых мест и археологических памятников) делало в этом городе покупки. В Наблусе располагались также полиция и некоторые другие израильские государственные учреждения, обслуживавшие как арабов, так и евреев. После создания ПНА они были перемещены в еврейский город Ариэль, ставший де-факто основным центром для еврейских поселений Самарии. Что касается Наблуса, то он находится в окружении еврейских поселений, с которыми у него на сегодняшний деть почти нет связей: Кдумим – с запада, Шавей-Шомрон с северо-запада, Элон-Море – с востока, Итамар – с юго-востока, Браха – с юга.

Единственным примером исключения, наглядно демонстрирующим сотрудничество между Израилем и ПНА в районе Наблуса, может служить расположенный между этим городом и еврейским поселением Браха самаритянский поселок Кирьят-Луза: Его постоянные жителей, бывшие наблусские самаритяне, имеют и гражданство Израиля, и документы ПНА. Они говорят и по-арабски, и на иврите. В то же время здесь расположены и загородные дома говорящих только на иврите израильских самаритян, приезжающих сюда на религиозные праздники из своего квартала в городе Холон, пригороде Тель-Авива.

image005 [5]

Самаритянская молитва на горе Гаризим