- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблемы бедуинского города в Израиле: пример Рахата

На первый взгляд такие понятия как «бедуины» и «город» кажутся несовместимыми, поскольку под бедуинами обычно подразумеваются кочевники или полукочевники.  Однако в Израиле есть бедуинские города и поселки городского типа, построенные сравнительно недавно, менее полувека назад,  в рамках усилий по приведению бедуинов Негева к оседлости (бедуины Галилее осели раньше). Крупнейшим из бедуинских городов Израиля (и единственным на сегодняшний день имеющим этот статус официально) является расположенный в 12 км к северу от Беэр-Шевы Рахат, население которого насчитывает 60 тысяч человек (по данным на 2014 год). Он был основан в 1972 году. Его первыми жителями стало бедуинское племя эль-Гузейл, кочевавшее до этого в окрестностях нынешнего города. Позднее в новом поселке осели представители других бедуинских племен Северного Негева. В 1994 году Рахат получил статус города (в Израиле статус города предоставляется МВД после достижения населенным пунктом планки в 20 тысяч жителей).

В Рахате имеются все признаки настоящего города – городской муниципалитет, полицейский участок, школы, поликлиники, дома культуры, магазины, крытый рынок, промышленный зоны, автобусное и железнодорожное сообщение с другими городами Израиля.

image001 [1]

Здание больничной кассы (поликлиники) «Клалит» в Рахате

Вместе с тем в нем имеется и целый ряд серьезных специфических проблем, проистекающих в значительной степени из специфики местного населения, не имеющего традиции не только городской, но и просто оседлой жизни и продолжающего во многих отношениях придерживаться норм, принятых в традиционном кочевом обществе.

Начать можно с того, что Рахат – один из беднейших населенных пунктов Израиля. Он занимает вторую из 10 возможных позиций в шкале социально-экономической градации, принятой ЦСБ Израиля. Этому есть три основных причины:

  1. Крайне высокая многодетность (при сохранении многоженства)
  2. Высокий уровень безработицы (несмотря на наличие в самом городе и в его окрестностях целого ряда промышленных зон), связанный, в частности, с низкой квалификацией и с низкой мотивацией к постоянной работе
  3. Низкая оплата труда – 4441 шекель на наемного работника (данные на 2012 год), то есть, порядка 1100 долларов США, что почти вдвое меньше, чем в целом по Израилю.

Последний показатель связан с низким образовательным уровнем и с низкой квалификацией местной рабочей силы. Для сравнения – в Рахате только 46,4 % выпускников средних школ получают аттестат зрелости (данные за 2012-2013 учебный год) в то время, как в Беэр-Шеве, небогатом по израильским понятиям городе (5 из 10) этот показатель составляет 61,6 %, а в соседнем с Рахатом еврейском экономически благополучном (9 из 10) поселке Лехавим – 88,4 %.

image002 [2]

Одна из школ Рахата.

Второй по важности проблемой Рахата можно считать низкий санитарный уровень города. В нем до сих пор нет центральной канализационной системы, и в каждом домохозяйстве (в Рахате практически отсутствую многоквартирные дома) имеется выгребная яма. Помимо этого, местные власти не в состоянии надлежащим образом организовать вывоз мусора, и внутри города имеется несколько незаконных свалок.

Племенная и клановая структура сохраняются в Рахате и в городских условиях. Племя эль-Гузейл (в его составе имеется множество кланов, члены некоторых из которых являются арабизированными потомками негров, привезенных в Палестину в качестве рабов), ставшее основателем города, является лишь одним из племен, населяющих ныне Рахат. Члены различных племен и кланов, как правило, селятся раздельно. Племенное и клановое деление проявляют себя в нередких межплеменных и межклановых трениях, сопровождаемых насилием. Само собой разумеется, что они постоянно отражаются на общественной жизни бедуинского города.

Интеграция жителей Рахата в окружающее их еврейское общество проходит противоречиво. С одной стороны, часть местных жителей (хотя и меньшая) служит добровольцами в ЦАХАЛе.

image003 [3]

Житель Рахата подполковник Вахид эль-Гузейл, командир патрульного батальона пустыни («Гдуд ха-сиюр ха-мидбари»), укомплектованного в основном бедуинами.

С другой стороны, исламское движение является господствующей политической силой в городе. С одной стороны, Рахат до определенной степени служит городским центром для расположенных в непосредственной близости от него еврейских сельских населенных пунктов – Шоваль, Мишмар ха-Негев и Гивъот-Бар, жители которых делают здесь покупки, посещают поликлиники и т.п. Местные власти Рахата громогласно заявляют о важности для них и для жителей их города сохранения добрососедских отношений с евреями. С другой стороны, буквально пару недель назад профсоюз медсестер объявил на весь Израиль, что он не позволит, чтобы медсестры работали в детских консультациях Рахата, пока к ним не будет приставлена охрана, поскольку медсестры-еврейки (а их большинство) подвергаются в бедуинском городе оскорблениям и угрозам со стороны подростков, которые портят их припаркованные машины, испражняются на ступенях детских консультаций (при том, что медсестры-еврейки обслуживают в этих детских консультациях женщин-бедуинок и их детей). Местные власти пообещали бороться с данным явлением, при чем квалифицируют они его в качестве обычного хулиганства, не связанного с этнической принадлежностью медсестер.

Рахат – всего лишь один, хотя и самый крупный из бедуинских городов Негева, к числу которых принадлежат так же Хура (19 тыс. жителей), Ксейфе (19 тыс. жителей), Аръара ба-Негев (15 тыс. жителей), Сегев-Шалом (9 тыс. жителей) и Лакия (11 тыс. жителей). Правительство Израиля намерено продолжать реализацию политики приведения бедуинов Негева к оседлости путем расширения существующих и основания новых бедуинских городов. Учет опыта Рахата и других уже существующих бедуинских городов Негева будет иметь принципиальное значение для успешной реализации данной программы.