- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: новая ситуация для исламистских группировок в районе Алеппо

В настоящее время в районе Алеппо разворачивается наступление сирийской армии и союзных сил.  В наступлении принимают участие вооруженные формирования ливанской «Хизбаллы», иракских вооруженных формирований «Хизбалла ан-Нуджаба»  и вооруженные формирования афганских хазарейцев. По свидетельствам очевидцев, это наиболее ожесточенное наступление правительственных войск за всю историю вооруженного конфликта в городе. Сопротивление ему антиправительственным вооруженным формированиям дается с большим трудом, даже несмотря на наличие противотанковых ракет TOW. Наступательной операции предшествовала длительная авиационная и артиллерийская подготовка. 2 февраля правительственные силы при поддержке массированных авиаударов, наносимых российскими ВКС, перерезала дорогу, ведущую от Алеппо к турецкой границе, чем серьезно осложнила ситуацию боевиков. В то же время отряды «Хизбаллы» закрепились в преимущественно шиитских деревнях Нуболь и Захраа и стремятся овладеть деревнями Дувайр аз-Зайтун, Телль Джабин и Муаррасат аль-Хан.

По-видимому, режим Б.Асада твердо решил поставить северную столицу страны под полный контроль. По мнению обозревателя британской газеты Independent Патрика Кокберна, гражданская война в Сирии переживает свой переломный момент. От того, как будут развиваться события в течение ближайших двух-трех месяцев будет зависеть, кто станет победителем в изнурительной, затянувшейся гражданской войне. В случае. если Б.Асаду и его союзникам удастся полностью овладеть Алеппо, шансы вооруженной оппозиции на какую-либо равную долю власти в будущем коалиционном правительстве будут практически равны нулю. За исключением Ракки на северо-востоке, находящейся под контролем боевиков ИГ, в руках антиасадовской оппозиции останется только провинциальный Идлиб, да и тому долго не устоять. Ведь после взятия Алеппо он окажется в клещах асадовской армии. Таким образом, перед боевиками в настоящее время уже стоит задача не дальнейшей экспансии, а хотя бы удержания завоеванного.

По мнению эксперта Джорджтаунского университета Аймана Джавада ат-Тамими, главной бедой антиправительственных вооруженных формирований в Алеппо является разобщенность и отсутствие координации. Все они соперничают между собой, и  до сих пор не смогли выстроить единого фронта. В связи с изменившимися обстоятельствами девять антиправительственных группировок в Алеппо объединили свои усилия под единым командованием. Общим командующим нового фронта стал один из лидеров группировки «Ахрар аш-Шам» Хашем аш-Шейх (он же Абу Джабер), бывший лидером «Ахрар аш-Шам» в период с 2014 по сентябрь 2015 года, когда он уступил свое руководящее место Абу Яхье Хамауи. Наиболее крупными группировками, объединившимися в новую коалицию, являются собственно «Ахрар аш-Шам», «Лива суккур аш-Шам» и 16-я дивизия Сирийской свободной армии (ССА), а также ряд других более мелких групп.

Еще одной новостью является появление в Алеппо вооруженных отрядов «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России). Они активно присутствовали в северной столице Сирии в 2012-2013 годах, но летом 2014 года ушли из города. Это было вызвано начавшимися боями между приверженцами «Джебхат ан-нусры» и «Исламского государства» (запрещено в России). В результате сильных ударов, нанесенных по «Джебхат ан-нусре» с востока боевиками ИГ организация вынуждена была провести перегруппировку и перенесла свою деятельность из Алеппо в провинции Хама и Идлиб. На видео группировки, размещенном в интернете видны транспортные колонны внедорожников, наполненных хорошо вооруженными и оснащенными боевиками, следующими в Алеппо. Сторонники «Джебхат ан-нусры» установили свои КПП на севере города, на «дороге Кастелло», соединяющей Алеппо с Турцией, а также закрепились в районах аль-Машхад и аль-Фирдаус.  Почему же боевики «Джебхат ан-нусры» вернулись в Алеппо? Помимо помощи собратьям-исламистам, оказавшимся в бедственном положении, есть и еще одна причина активизации этого экстремистского движения. Как известно, «Джебхат ан-нусра» не была приглашена на конференцию сирийской оппозиции в Эр-Рияде в декабре 2015 года. Бывшие внутренние союзники и внешние покровители этой группировки фактически «кинули» эту группировку, объявив ее террористической и свалив на нее вину за военные преступления, в которых были равно замешаны все антиправительственные группы. После этого лидер «Джебхат ан-нусры» Абу Мухаммед аль-Джулани назвал будущие мирные переговоры оппозиции с Асадом «предательством крови, пролитой моджахедами» и гневно заклеймил участников Эр-Риядской конференции. Бедственное положение вооруженной оппозиции в Алеппо представляет для «Джебхат ан-нусры» «золотой шанс» показать свою значимость и незаменимость,  а при благоприятном исходе отбить у конкурентов ряд территорий.

Между тем, в преддверии новых боев «Джебхат ан-нусра» стремится обзавестись новыми союзниками и укрепить свои ряды. Взоры лидеров «Джебхат ан-нусры» обратились к группировке «Джунд аль-Акса», активной в Алеппо и в  Хаме. Интересно, что в той группировке, судя по всему, произошел раскол. Часть боевиков «Джунд аль-Аксы» во главе с Абу Абдель Рахманом Макки и Абу Шаймой Сахлем склоняется к союзу с «Исламским государством». На сторону ИГ в Ракку уже перебежали тысячи бойцов «Джунд аль-Аксы». В то же время основная часть этой группы во главе с шариатским судьей Абу Дарром Наджди и Абу аль-Фаруком для спасения этой группировки предпочитает альянс с более умеренной «Джебхат ан-нусрой».

В целом динамика процессов  в исламистском секторе сирийской вооруженной оппозиции показывает, во-первых, уменьшение количества группировок и движений. Если до недавнего времени их было более тысячи, то сейчас основными центрами силами становятся «Ахрар аш-Шам», ИГ и «Джебхат ан-нусра». Более мелкие группировки поглощаются последними или исчезают. Во-вторых, происходит, по крайней мере в Северной и Центральной Сирии, окончательное исчезновение Сирийской свободной армии. Причем наиболее радикальное ее крыло отходит к той же «Джебхат ан-нусре» или «Ахрар аш-Шам», а остальные перетекают под зонтик Сирийских демократических сил, где воюют совместно с сирийскими курдами и христианскими проасадовскими милициями.