- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирские проблемы «Вымпелкома»

В середине февраля 2016 г. нападки на телекоммуникационного оператора Djezzy, алжирскую «дочку» известной в России международной компании «Вымпелком», заметно усилились. Если в январе они касались в основном вопросов управления данной бизнес-структуры [1], то сейчас они затронули не только само ее руководство, включая исполнительного директора Винченцо Ренци, но и лично Михаила Фридмана, члена наблюдательного совета «Вымпелкома».

15 февраля, в день 14-летия Djezzy, некоторые алжирские СМИ обрушили на нее информационную атаку. Так, телеканал Beur TV посвятил ей целую передачу, в которой утверждалось, что Михаил Фридман, «владелец “Вымпелкома”, представляющий группы еврейских олигархов-миллиардеров в России, отвергает план мирного урегулирования на Ближнем Востоке».

Руководство телеканала также заявило, что располагает о наличии у него соответствующих документальных доказательств того, что якобы «Владелец Djezzy финансирует Израиль», причем «”Вымпелком” пожертвовал 14 млн долларов в израильскому Министерству обороны для ведения войны и 10 миллионов – израильскому Министерству жилищного строительства для оказания помощи в строительстве поселений на палестинских территориях».

Одновременно представители телеканала заявили о намерении продолжить подобные публикации, «несмотря на давление со стороны официальных властей и руководства Djezzy».

В своем комментарии по поводу данных нападок исполнительный директор Djezzy Винченцо Ренци охарактеризовал их как «позорную кампанию», «военные действия» и «коммерческую вендетту», организованные как против возглавляемой им структуры, так и в целом компании «Вымпелком».

Со своей стороны, Салим Тамани, отвечающий в Djezzy за связи с общественностью и СМИ, заявил: «Хочу помнить, что мы – настоящая алжирская компания, существующая в течение 14 лет. Государственному национальному инвестиционному фонду принадлежат 51 процент ее акций. Соответственно, ее руководство разделяет позиции алжирского государства по палестинскому делу. Мы осуждаем кампанию крайнего телевизионного шантажа, запустившего ложные и клеветнические, абсолютно неэтичные обвинения».

Пока руководство компании не склонно видеть в этом спланированную атаку со стороны алжирских властей. По его словам, это происки конкурентов, нанявших «частный телевизионный канал, не имеющий специального разрешения на вещание и с ограниченной аудиторией».

Впрочем, это уже детали. Главное, что запущенная вышеуказанным телеканалом «волна» была поддержана далее. В качестве «продолжения» появилась явно заказная публикация в Le Soir d’Algerie, посвященная «происхождению» этой кампании, после чего соответствующие обвинения относительно «израильских происков» сразу же разошлись по социальным сетям.

Причем оперативность и скорость их появления (некоторые были опубликованы едва ли не раньше выхода скандальной передачи) вызывает соответствующие вопросы.

По утверждениям представителей руководства Djezzy, после этого организаторы вброса намеревались натравить на офисы и магазины этой компании молодежь с целью их погромов.

Тем не менее, это осуществить не удалось. Значительная часть алжирцев продемонстрировала способность мыслить и анализировать даже в нынешнюю эру тотального информационного воздействия на общество.

Они задавались резонными вопросами: «Кто выигрывает от этой кампании? Нет ли здесь попытки манипуляции настроениями граждан, нацеленными на дестабилизацию ситуации для оператора, связи, завоевавшего заметную часть телекоммуникационного рынка и нет ли здесь попытки похоронить его со стороны конкурентов? Почему атаковали компанию, участвовавшую в демократизации мобильной телефонии в Алжире, способствовавшую снижению цен на услуги связи и интернета, а также улучшению качества обслуживания, да еще в тот момент, когда она начала переходить на цифровой формат?»

Примечательно, что новая информационная атака против Djezzy последовала после того, как в конце 2015 г. ее руководство осуществило дополнительные вложения в развитие компании на алжирском рынке за счет попытки расширить ее присутствие в сегменте интернета и стремления обеспечить Алжир новой качественной связью в стандарте 4G.

Следует заметить, что за счет этого и внедрения нового оборудования, действий опытного иностранного менеджмента и качества предоставляемых услуг данная компания действительно способна потеснить прочих своих конкурентов в стране, главным из которых является катарская Ooredoo – Qatar Telecom, контролирующая серьезную часть рынка телекоммуникационных услуг Алжира.

Таким образом, сейчас ситуация может выйти на иной, более конфликтный уровень.

Вместе с тем, необходимо заметить и другой важный момент: в условиях кризиса доходность телекоммуникационного рынка упала. Это коснулось и Djezzy, чьи общие доходы снизилась на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом в основном за счет потери дорогостоящих клиентов и снижения средних расходов одного пользователя, а также из-за запуска компанией дополнительных услуг, которые еще не успели капитализироваться, а также затрат на новое оборудование, модернизацию уже имеющейся сети 2G и запуска сети 3G в новых регионах.

К настоящему времени сеть Djezzy 3G покрывает 55 процентов алжирского населения.

Кроме того, число клиентов снизилось в 2015 году на 4 процента по сравнению с 2014 годом до 17 млн.

Тем не менее, конкурентам не удалось вытеснить Djezzy с лидерских позиций на рынке. Более того – по оценкам независимых экспертов, компания в последующие годы имеет все шансы заметно улучшить свое положение после запуска связи в стандарте 4G.

Причем непосредственный доход компании без учета расходов на модернизацию (так называемая прибыль EBITDA до вычета налогов), увеличились по сравнению с 2015 годом на 11 процентов.

Важно, кто является заказчиком данной кампании. Основные подозрения падают на катарского конкурента Ooredoo – Qatar Telecom, проводившего достаточно агрессивную политику на местном рынке. Во всяком случае, кроме нее вряд ли кто-то еще готов бросить реальный вызов бизнес-империи, в которой Михаил Фридман является далеко не единственным серьезным представителем.

Руководство Ooredoo – Qatar Telecom имеет в Алжире серьезные каналы влияния для осуществления нечестной конкуренции, предполагающей серьезную поддержку ряда влиятельных алжирских чиновников, которые не против «заработать» дополнительные средства в условиях сужения потоков капиталов от энергетической отрасли.

Более слабыми версиями представляются прямой «заказ» руководства страны, представители которого могут быть заинтересованы в получении отступных от «Вымпелкома» или местного олигарха Исаада Ребраба, являющимся миноритарным акционером Djezzy, который может быть заинтересован в расширении своей доли в компании.

Разумеется, кое-кто из алжирских политиков никогда не упустит разыграть «израильскую карту», но доводить до логического конца соответствующие обвинения (как, например, это показали вбросы относительно установленной на поставляемые в АНДР истребители Су-30 МКА израильской авионики), чреватые потерей серьезных иностранных инвесторов и разбирательствами в международных судах они вряд ли будут.

Исаад Ребраб, являющийся «транснациональным олигархом», имеющий бизнес-интересы не только в своей стране, но и далеко за ее пределами, отлично понимает принципы развития деловых отношений и вряд ли станет бросать вызов могущественному Михаилу Фридману и его партнерам.

Как бы там ни было, на этом трудности алжирской «дочки» «Вымпелкома» вряд ли закончатся. Развитие ситуации с ее переходом к прямым нападкам на Михаила Фридмана свидетельствуют о том, что его противники перешли «красную черту» и что ему, возможно, придется выдержать очень нелегкий бой.