- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (20 – 27 февраля 2016 г.)

В течение прошедшей недели сирийские правительственные силы при поддержке самолетов ВВС Сирии и ВКС России в целом успешно расширяли подконтрольные им зоны в провинциях Алеппо, Латакия, Хасеке, стремясь добиться как можно большего до вступившего в полночь 27 февраля режима прекращения огня, предусмотренного российско-американским соглашением.

24 февраля Минобороны РФ сообщило, что за двое предыдущих суток самолеты российской авиагруппы в Сирии выполнили 62 боевых вылета. Удары наносились по 187 целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (обе организации запрещены в России) в провинциях Хама, Латакия, Дамаск, Ракка, Дейр эз-Зор, Алеппо и Хомс.

По данным зарубежных СМИ, самолеты сирийских ВВС в течение недели активно работали по целям джихадистов и вооруженной оппозиции в провинциях Идлиб, Хомс, Хама, Алеппо, Дейр эз-Зор.

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций.

Наиболее сложно развивалась ситуация в провинции Алеппо, в которой западную часть провинциального центра удерживают правительственные силы. 21 февраля формирования ИГ, укомплектованные выходцами с Кавкйаза и Центральной Азии, внезапной атакой перерезали единственный путь снабжения защитников Алеппо, установив контроль над деревней Расм ан-Нафаль и рядом других населенных пунктов.

В предыдущие годы боевикам дважды удавалось захватывать эту дорогу на короткое время, однако всякий раз их тут же сбивали с нее.

Уже 22 февраля правительственные силы атаковали джихадистов у деревни Расм ан-Нафаль.

К 24 февраля уже третьи сутки шли ожесточенные бои между проправительственными силами и формированиями ИГ за г.Ханассер к юго-востоку от Алеппо. 23 февраля сирийские войска овладели несколькими блок-постами на автодороге Исрия — Ханассер. Тем не менее населенные пункты Хаваз, Шилала ас-Сагира, Рахаб и Равайхат оставались под контролем ИГ, Расм ан-Нафаль контролировала группировка «Джунд аль-Акса».

К исходу 23 февраля сирийским войскам удалось восстановить контроль над районами Аль-Хама, Макла и Удай, прилегающими к автодороге Исрия — Ханассер. 23 февраля был восстановлен контроль над Расм ан-Нафаль. В тот же день правительственные силы с боями ворвались в Ханассер. Полный контроль над ним был восстановлен к 25 февраля, что означало формальное разблокирование автодороги, по которой осуществлялось снабжение гарнизона сирийских войск в западной части провинциального центра.

Затем правительственным силам предстояло оседлать ряд господствующих над дорогой высот, которые продолжали удерживать формирования ИГ. Эта задача была решена к исходу 26 февраля.

В боях за Ханассер были уничтожены десятки иностранных бойцов ИГ из Саудовской Аравии, Турции, России (Чечня), Ливана, Малайзии и Пакистана.

В восточной части провинции Алеппо 21 февраля в ходе успешного наступления правительственных сил вдоль автодороги Алеппо — Ракка, согласно данным правозащитной организации «Наблюдение за правами человека в Сирии» (НПЧС), были освобождены 18 деревень, уничтожены по меньшей мере 50 боевиков ИГ. К югу от этой автодороги в кольце правительственных сил оказались еще 16 деревень, в которых засели боевики ИГ.

23 февраля формирования «Отрядов народной самообороны» (ОСН) при поддержке сирийской авиации завязали бои за северный пригород Алеппо — Ашрафия.

В течение прошедшей недели успешно развивалось наступление проправительственных сил в северной части провинции Латакия. Там 21 февраля были освобождены деревни Хамрат, Ад-Дейруна, Нахашба, Махшаба, Рувейса аль-Китф, Рувейса Талукши, Рувейса Вата ас-Синдиана, 22 февраля — деревни Бейт аль-Аус, Ард аль-Вата, Хакура ат-Тахтания, Рувейса аль-Малик, Рувейса аль-Макнас, Дахр Абу Асаад.

25 февраля освобождены деревня Барза ат-Тахтани, районы Катеф аз-Заййтона, Дахер Сандо, Таль Гвейра, Джабаль Абу Али, 26 февраля — деревни Аин аль-Байда, Шир ад-Дабаа, Рувейса Рашо. Эти успехи позволили сирийским войскам войти с этого направления на территорию провинцции Идлиб.

В провинции Дамаск в Западной Гуте 23 февраля правительственнные силы в очередной раз штурмовали осажденный город Дерайя с южного направления. Там им удалось овладеть рядом кварталов.

В провинции Дейр эз-Зор 23 февраля правительственные силы выбили боевиков ИГ с их позиций в районе деревни Хатла на юго-востоке региона. 25 февраля защитники осажденнной авиабазы отбили очередную атаку боевиков ИГ на свои позиции к востоку от авиабазы.

В провинции Хасеке формирования «Сирийских демократических сил» (СДС) развивали наступление к югу от недавно осввобожденного г.Аш-Шадади, где к исходу 22 февраля установили контроль над 10 деревнями. Там в боях был захвачен в плен видный полевой командир ИГ Абу Хаттаб аль-Казахи. Его боевой псевдоним говорит о том, что речь идет об уроженце Казахстана.

В течение 23 — 24 февраля продолжалось наступление формирований ОНС на юге и юго-западе провинции, где им противостояли отряды ИГ. Там в боях за деревню Адла Тахтани были уничтожены до 40 боевиков.

В течение недели ИГ продолжило бомбовый террор против мирного населения.

21 февраля в г.Хомс в результате двух терактов, совершенных с помощью взрывных устройств, погибли 59 человек. В тот же день еще 4 взрыва прогремели на юге Дамаска в квартале Сейида Зейнаб, населенном преимущественно шиитами. Там погибли свыше 120 человек. Ответственность за теракты в столице и Хомсе взяло на себя ИГ.

22 февраля в совместном российско-американском заявлении, распространенном госдепом США, сообщалось, что на время перемирия в Сирии, которое предусматривалось установить начиная с 27 февраля, самолеты ВВС Сирии и ВКС России прекратят нанесение ударов по формированиям оппозиции. До полудня 26 февраля все стороны, воюющие в Сирии, должны были подтвердить свою готовность прекратить огонь. При этом отмечалось, что удары по формированиям организаций, признанных ООН террористическими, будут продолжены.

В соответствии с российско-американскими договоренностями 23 февраля на авиабазе «Хмеймим» начал работать Координационный центр по примирению враждующих в Сирии сторон (КЦ). Основной задачей КЦ будет содействие переговорному процессу по примирению между сирийскими властями и оппозицией, за исключением ИГ, «Джебхат ан-нусра», а также другими организациями, признанными ООН террористическими.

24 февраля Минобороны РФ сообщило о прекращении ударов по группировкам, обратившимся в КЦ. Такое заявление сразу вызвало массу вопросов. Первый из них — значит ли это, что ранее такие удары по оппозиции могли наноситься? Если это так, значит правы были те критики России, которые обвиняли ее ранее в нанесении таких ударов? Зачем было лишний раз самим подтверждать, что ранее все было не так просто, как раз за разом утверждалось дипломатами и военными, и что они не наносят удары по формированиям оппозиции? Не проще ли было признать, что поскольку Россия — союзница Сирии, и все враги Дамаска являются врагами Москвы? Ведь именно к этому призывали многочисленные российские эксперты.

К исходу 24 февраля стало известно, что Высший комитет по переговорам (ВКП) — орган сирийской оппозиции, участвующей в межсирийском переговорном процессе, согласился на временное прекращение боевых действий.

Ранее о своей готовности соблюдать перемирие сообщило командование курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС). При этом ОНС оговорили за собой право на «законную самооборону». Эта оговорка была понятна — президент Турции Р.Т.Эрдоган немедленно после достиженияя российско-американских договоренностей потребовал исключить из режима прекращения огня курдские формирования.

26  февраля ВКП сообщил, что 97 оппозиционных группировок согласились на прекращение боевых действий. Со своей стороны главарь «Джебхат ан-нусры» Мухаммед аль-Джулани призвал повстанцев отвергнуть перемирие, предусмотренное российско-американским соглашением.

Как ожидается, вступление в силу соглашения о прекращении огня может привести к приостановке боевых действий в провинции Дамаск, на севере провинции Хомс, в провинции Хама, в административном центре провинции Алеппо, а также в провинции Дераа, то есть на территориях, составляющих до 10% площади Сирии.

Ожидается, что боевые действия будуут продолжены в провинции Алеппо в районах городов, контролируемых ИГ, и в частности, Минбедж и Аль-Баб, в провинциях Дейр эз-Зор и Ракка, где доминируют формирования ИГ, на севере провинций Идлиб и Латакия, где сильны позиции «Джебхат ан-нусры», а также в провинции Эль-Кунейтра.

При этом большая роль будет отведена КЦ как «успокоителю» неизбежных конфликтных ситуаций, поскольку нетрудно предугадать, что формирования ИГ и «Джебхат ан-нусра» постараются устроить провокации, атакуя участников перемирия как под видом отрядов оппозиции, так и под видом проправительственных сил.