- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления после выборов в Иране

Прошедшие в Иране выборы зафиксировали продолжающейся раскол среди условно трех групп политической элиты страны: реформистов, консервативных модернистов и ястребов. Пока можно констатировать, что сторонники нынешнего президента Х.Роухани одержали более чем убедительную победу на выборах в Совет экспертов. В Тегеране его сторонники победили на 15 из 16 избирательных участках. В общем выборы в парламент и Совет экспертов, которая выбирает верховного руководителя ИРИ, по оценке экспертов, зафиксировали поражение консерваторов и ястребов. Пока в парламенте, состоящем из 290 депутатов остались вакантные места.  70 депутатов будут избираться в апреле-мае, во время второго тура. Но это событие вряд ли уже повлияет на расстановку сил. Официальные итоги голосования еще не подведены, но сам факт высой явки избирателей на участки, из-за чего пришлось пролонгировать время голосования, свидетельствует о том, что реформаторы отказались от своей предыдущей практики бойкотирования выборов и обеспечили себе преимущество, прежде всего, за счет максимальной мобилизации своего электората. При этом в прошлом (в 2004 и 2008 годах) консервативные модернисты не смогли сформировать перед выборами некую общую коалицию, что наряду с дисквалификацией их кандидатов приводило к фактическому бойкоту выборов и обеспечивало победу на них ястребам. Этот трюк ястребы пытались повторить и на этот раз, но их конкуренты сумели создать предвыборный блок, что даже при условии отстранения ряда  кандидатов от выборов под различными предлогами позволило организовать их быструю замену. В данном случае иранские избиратели голосовали в большей степени не за личность, а за тренд или идею, и это стало основной причиной поражения ястребов. Для прагматичных консерваторов, к которым эксперты относят президента Х.Роухани, было важно предложить избирателям ясную и внятную программу, что они и сделали. Это растущая экономика, социальная либерализация, свобода слова и печати, напористая, но не агрессивная внешняя политика. Все эти темы, естественно, надо рассматривать с поправкой на иранские реалии. Другими словами иранскому населению предложена альтернативная от консервативной политики самоизоляции, практика выхода в мировое, и политическое, и экономическое пространство. Это альтернатива была нереальна в условиях антииранских санкций, но в нынешней ситуации отказываться от такой перспективы в Иране никто не собирается.

В чем, в данном случае, заключается главная проблема для победителей? Это, прежде всего, способность выполнить все то, что они пообещали. На это у них по большому счету два года — в 2017 году пройдут новые президентские выборы. Ситуацию осложняет мировой экономический кризис и падение цен на углеводороды. Таким образом, на пути экономического роста встают несколько препятствий. По оценке экспертов, предвыборные обещания Х.Роухани в данном случае рискуют остаться невыполненными. По крайней мере, есть очень много серьезных сомнений в том, что Ирану удастся выйти на уровень экспорта нефти в 2.5 млн баррелей. в день. По самым оптимистичным оценкам, самой реалистичной планкой в этой сфере остается 0,5 млн баррелей в сутки, что в совокупности с ценой за баррель в 40 долларов не даст того притока иностранной валюты, который обещал Роухани во время своей предвыборной кампании в 2013 году. Тегеран в этой связи сделает фактически однозначно ставку на  рост других отраслей своей экономики, на что планом предусматривается выделение дополнительных финансовых средств и привлечение иностранных инвесторов. Но результаты этой программы не будут быстрыми. За время правления Роухани инфляция увеличилась, а безработица среди молодежи достигла 25 процентов. Это принципиальный момент, поскольку голоса молодежи имеют важное значение для исхода предстоящих президентских выборов, еще сложнее обстоят дела с обещаниями в области либерализации прав женщин, и вообще социальными свободами. Единства мнений по этому вопросу нет даже в стане модернистов. Одни, как Али Мотахари, который был вторым в их списке в столичном округе, считают ношение женщинами платков обязательным. Спикер парламента Али Лариджани вообще считает любые послабления в исламских законах недопустимыми. Но рискнем высказать свое мнение о том, что достижение всех этих поблажек в шариатских законах, что так важно на Западе, как доказательство движения Ирана вперед по пути прогресса, для самих иранцев в их подавляющей массе является вторичным фактором. Первое — это реализация замыслов по модернизации экономики, и именно на успех в этой сфере и будет ориентироваться избиратель. В этой связи предположим, что в новом парламенте блок между умеренными консерваторами и реформистами который сейчас сложился, не будет уделять какого-то пристального внимания именно принятию законов в отношении либерализации социальной жизни. А если и будет, то эти законопроекты будут носить косметический характер. Тот же Роухани, например, отказался выпускать из заключения членов запрещенного движения «Зеленое движение», хотя и обещал это сделать в период своей предвыборной кампании.

Согласие верховноголидера ИРИ аятоллы А.Хаменеи на «победу» реформаторов (а мы именно так расцениваем результаты выборов) и изменение экономического курса связан по большому счету исключительно с экономикой. Снятие социального напряжения и стимулирование развитие ракетной военной программы — это две основные причины такой позиции. И здесь едины в своих подходах и соперничающие политические силы. Создание собственных баллистических ракет является краеугольным камнем национальной стратегии безопасности Ирана при всех правителях и президентах. Это единый запрос всех слоев политической и экономической элиты страны. То же самое касается и ядерной программы Ирана. Она будет продолжаться в той или иной степени, несмотря на всем метаморфозы в руководстве страны. В данном случае необходимо понимать, что единственной гарантией своей национальной безопасности в Иране понимают именно обладание ядерным потенциалом и наличием средств доставки до цели. Все остальные гарантии, типа обещаний от Запада, в Тегеране не рассматриваются в принципе. Останется жестким и подход Ирана с своему региональному соперничеству с КСА. Снятие санкций активизирует поддержку и подпитку лояльных шиитских групп и движений. Неудачи Саудовской Аравии в Сирии, а разрушение военной инфраструктуры «Джебхат ан-нусры» и переход к партизанской войне следует расценивать сейчас именно  как поражение, является приоритетной задачей для инвестирования части средств, которые будут разморожены согласно сделки по ИЯП. Как, впрочем, и поддержка хоуситов в Иране и попытки восстановить уровень иранского влияния в Африке. Так что ожидать какой-то либерализации внешней политики Ирана на этом направлении не стоит.