- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Борьба западных стран с «Исламским государством» в Ливии: взгляд из Китая

По информации китайских спецслужб подразделения запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) занимают прочные позиции на территории Ливии и вполне способны продолжить продвижение в сторону Туниса. По данным военной разведки США, данная группировка в Ливии насчитывает от 3 000 до 6 000 боевиков.

По информации СМИ Франции с середины февраля 2016 г. в западной части Ливии активно действуют силы специальных операций (ССО) Франции. Служба внешней безопасности Пятой Республики располагает агентурной сетью в городах и других населенных пунктах, где отмечена активность боевиков из ИГ и группировок, примкнувших к этой международной организации. Китайские военные специалисты отмечают, что зачастую подразделения специального назначения ВС Франции действуют в одежде местного населения и стараются свести к минимуму внешние отличия. Также активно используются подземные коммуникации, которые созданы самими террористическими организациями.

По мнению китайских военных теоретиков, применение сил специальных операций для Франции оправдано тем, что официальное разрешение на проведение силовой операции в Ливии получить практически невозможно, прежде всего, по политическим причинам. С другой стороны, военно-политическое руководство Франции осознает, что после падения режима М.Каддафи в стране установился хаос и беспредел военизированных группировок. При этом на организацию совместной военной операции против террористов необходимо время, а ВС Франции не в состоянии вести продолжительные боевые действия по причине ограниченности боеприпасов и сменно-запасных частей. В этих условиях официальный Париж предпочитает использовать, как правило, спецназ и только в отдельных случаях (для уничтожения скоплений боевиков) – ВВС страны.

По информации Второго управления Объединенного Штаба Центрального Военного Совета КНР (ранее ГШ НОАК) для успешного противостояния ИГ в Северной Африке руководство Франции утвердило «Стратегический план 2025», согласно которого будет увеличено количество оперативников, действующих «под прикрытием» в странах Магриба и в восточноевропейских государствах. Официальный Париж намерен усилить самостоятельную работу в этом направлении и «снизить информационную зависимость» от США.

Подобные намерения обусловлены неспособностью разведывательных служб стран-членов ЕС, в целом, и  Франции, в частности, добывать информацию о планах боевиков, в том числе по производству химического оружия из материалов, которые были похищены на складах ВС Сирии за первые два–три года вооруженного конфликта. Китайские военные специалисты отмечают, что боевики ИГ обладают сравнительно небольшим опытом применения подобного оружия в условиях сирийской пустыни и населенных пунктов; для проведения химических атак в густонаселенных городах европейских стран террористам необходимо, прежде всего, решить вопрос скрытной доставки химикатов.

В процессе ликвидации ключевых членов ИГ в Ливии существенную помощь оказывают разведывательные службы США. Следует отметить, что ВВС США наносят регулярные авиаудары по целям в Ливии, однако, по мнению специалистов НИИ ВС Великобритании, подобное вряд ли  предотвратит организацию террористических атак на территории ЕС.

Командующий силами специальных операций ВС США в Африке бригадный генерал Дональд Больдук полагает, что привлечение подразделений ССО в современной ситуации в Ливии неизбежно, поскольку лояльные США политические силы не в состоянии противостоять многочисленным вооруженным группам исламистов и просто бандитов, установивших контроль на «своих родных землях».

Китайские аналитики отмечают, что за последние пять лет Пентагон увеличил численность подразделений ССО на 3 500 человек, а также количество разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые действуют с территории Буркина-Фасо и Нигера. Тем временем наибольшая концентрация подразделений ССО и технических средств США отмечается в таких странах Африки как Джибути, Эфиопия, Кения, Уганда, Демократическая Республика Конго, Чад, Камерун. Всего США располагают 60 военными объектами (авиабазы, разведывательные центры и пункты снабжения) на территории африканского континента, это позволяет им оперативно реагировать на изменения обстановки. Эти военные объекты могут быть предоставлены для нужд антитеррористических и специальных подразделений других стран-членов НАТО. Известно, что официальный Вашингтон выделяет финансовые средства вышеперечисленным странам (45 млн долл. США в 2015 г.) на борьбу с террористической угрозой.

Однако министр обороны США Эштон Картер достаточно осторожен в оценках перспектив полномасштабного американского военного вмешательства в дела объединенного правительства Ливии. Э.Картер отмечает, что в деле помощи официальному Триполи должны сыграть значительную роль Италия и Франция, поскольку угроза их национальной безопасности вполне реальна.

Активным сторонником американо-французского военного вмешательства в ливийскую ситуацию является президент Нигера Махамаду Иссуфу, который надеется, что ВС этих двух стран помогут установить более спокойный режим на границе Нигера и Ливии. Это обусловлено опасением официального Ниамея, что разрастание ИГ в Северной Африке повлечет за собой укрепление позиций группировки «Боко харам», активно действующей на территории сразу нескольких государств: Камерун, Чад, Нигер и Нигерия.

Следует отметить, что китайская нелегальная разведка ведет активную работу по сбору информации о боевиках ИГ, проникающих из Турции и стран Северной Африки в страны ЕС (в основном западноевропейские), так как в их рядах могут быть лица уйгурской национальности. По оценкам китайских аналитиков, эти боевики вполне способны стать террористами-смертниками и организовать нападения на граждан КНР (туристов) с использованием холодного оружия.