- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: на фоне наступления Х.Хафтара усилились разногласия между западными странами

Командующий «вооруженными силами Киренаики» генерал Х.Хафтар и спикер парламента в Тобруке Акилла Салах Исса пытаются использовать нынешнее военное наступление на позиции исламистов в Бенгази для того, чтобы максимально оттянуть время начала реального функционирования правительства национального единства. Напомним, что это правительство было сформировано в результате долгих консультаций между противоборствующими ливийскими сторонами в Схирате (Марокко) под эгидой ООН, получило даже вотум доверия со второй попытки от правительства в Тобруке, но до сих пор толком к выполнению своих обязанностей не приступило. Одновременно Х.Хафтар начал военное наступление в попытке еще более укрепить свои позиции и поднять акции в глазах своих основных противников и антагонистов в Мисурате и Триполи.

1 марта с.г. 13 членов парламента в Тобруке секретно прибыли в Триполи с намерением возобновить диалог с триполитанскими полевыми командирами. И сделали они это по прямому указанию с А.Салаха Иссы. Его цель — обхитрить большинство членов парламента в Тобруке, которые поддержали правительство национального единства, и максимально затянуть процесс переезда его членов в Триполи. Эта инициатива вполне может иметь успех. Тот же специальный представитель ООН по Ливии М.Коблер уже высказывает серьезные сомнения в том, что новое правительство сможет в среднесрочной перспективе приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Об этом в доверительной неофициальной обстановке поведал 1 марта с.г. министру иностранных дел ФРГ Ф-В.Штайнмайеру перед тем, как вылететь в Нью-Йорк на заседание Совета Безопасности ООН. Сам Ф-В.Штайнмайер считается одним из главных покровителей немца М.Коблера, что позволяет сделать оправданный вывод о превалирующей роли Берлина в попытках решить ливийский кризис. Или, по крайней мере, о заявке на такую роль.

Одновременно дипломатические маневры А.Салаха Иссы служат еще и для того, чтобы дать генералу Х.Хафтару максимум времени для того, чтобы окончательно поставить под свой контроль Бенгази. Напомним, что на прошлой неделе отрядам Х.Хафтара удалось серьезным образом продвинуться в своем наступлении. На сегодняшний день правительственным частям удалось занять «Лагерь 17 февраля» и установить контроль над еще одним из крупных кварталов второго по величине города страны. Кроме того, они окружили цементный завод, где окопались боевики. Наступление на их позиции продолжается, а в освобожденных районах идет разминирование и подавление не успевших отступить разрозненных групп радикалов. Военнослужащие также завладели штабом радикальной «Бригады Рафаллы ас-Сахати» и расположенным поблизости от города портом Мрейса. На сегодняшний день исламисты из «Ансар аш-шариа» и частично ополчения из Дерны продолжают удерживать западные районы города, собственно сам порт и прилегающие к нему районы. Успех этого во многом неожиданного наступленияХ.Хафтара эксперты объясняют, прежде всего, крупной партией материально-технической помощи  из Египта, а также прямое участие в боях на его стороне подразделений французского спецназа. Участие французских военных в этих боях вновь ставит на повестку дня вопрос о единой позиции Запада по вопросу не только локальной поддержки генерала Х.Хафтара, которого в Брюсселе считают убежденным ястребом и главным противником достижения мирного диалога с той же Мисуратой, но и всего плана М.Коблера по вопросу создания правительства национального единства. Или глобально — всего плана ООН по выходу из ливийского тупика. Для себя отметим, что в данном случае явно имеется противоречие между позицией Берлина и Парижа.

Взятие под свой полный контроль Бенгази позволяет альянсу Хафтар-Исса решить (или попытаться решить сразу же несколько вопросов). Первое и главное — роль Х.Хафтара как центральной военной силы в Киренаике возрастает многократно, и соответственно он начинает весомо претендовать на центральную роль в структуре всей вновь создаваемой сейчас под эгидой ООН структуры безопасности нового правительства. Напомним, что в результате жесткой фронды со стороны бенгазийцев, триполитанцев и мисуратовцев был заблокирован вариант назначения на должность министра обороны в новом правительстве креатуры Х.Хафтара. А позднее и сам это пост был ликвидирован, а системой безопасности в этой ситуации должен по плану М.Коблера руководить некий коллегиальный орган в лице Военного совета, который был укомплектован ярыми антагонистами и противниками Х.Хафтара.

Взятие Х.Хафтаром Бенгази резко усиливает его влияние в парламенте Тобрука и позволяет снять главное обвинение со стороны Триполи. А именно тот факт, что новый парламент согласно конституции должен был заседать в Бенгази, а не в Тобруке. А значит его полномочия в принципе нелегитимны. Вся эта юридическая казуистика не имеет большого значения, поскольку «бог всегда на стороне сильных батальонов». Тем более, что полномочия, и парламента в Тобруке, и «парламента» в Триполи уже истекли. Но сам факт перемещения парламента из Тобрука в Бенгази дает ему некий вариант продолжения своей деятельности на более или менее юридически оправданной основе.

Повторим, что все это происходит на фоне разногласий в среде западных стран. По некоторым данным, Рим сейчас всерьез рассматривает вероятность досрочного прекращения полномочий М.Коблера, которые официально истекают в ноябре 2016 года. Официальным поводом для этого называются пока буксующие попытки спецпредставителя ООН реализовать свой план умиротворения Ливии и создать некое правительство национального единства. Несколько месяцев Италия последовательно усиливала свое влияние на этот процесс через советника М.Коблера по военным вопросам итальянца Паоло Серра. Его же Рим и хотел бы видеть в качестве преемника М.Коблра. Сейчас Рим все более при скрытой поддержке Вашингтона рассматривать вопрос о прямой военной интервенции силами пяти тысяч военных. При этом помимо рисков «увязания» в латентной партизанской войне, существуют и разногласия в рамках определения той внутриливийской силы, на которую, собственно, и стоит опираться. Французы активно воюют на стороне Х.Хафтара, а вот американские, итальянские и британские военные замечены в рядах исламистского ополчения из Мисураты и Триполи. Они пока не отмечены в участии в непосредственных столкновениях с радикалами из ливийского «филиала» «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в России), но находятся непосредственно на линии боевого соприкосновения. Так что не совсем понятно, на кого будут ставить на Западе в случае, когда с ИГ будет, в общем и целом покончено, и настанет время решать традиционный спор между Киренаикой и Триполитанией.