Столицей 22-й Конференции ООН по изменению климата будет являться город Марракеш, а Марокко объявлено президентом предстоящего саммита. В феврале 2016 года страны ЕС выразили широкую поддержку выбору королевства, о чем заявила верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини.
На первый взгляд, выбор Рабата в качестве председателя предстоящей конференции объясняется приложенными усилиями в области развития сектора возобновляемых источников, в чем королевство сумело выйти на лидирующие позиции в Африке, а так же взятыми на себя обязательствами по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 1/3 к 2030 году[i] [1]. По мнению многих политиков, это очень весомые шаги, особенно на фоне развивающихся стран, направленные на снижение глобального изменения климата.
Однако есть еще одна причина, по которой Рабат можно рассматривать в качестве одного из неформальных лидеров по борьбе с последствиями от глобального потепления, в первую очередь в Африке. Это сельскохозяйственный сектор страны, о котором в последние годы заговорили как о модели, которая может быть примером для всего региона[ii] [2].
Сельское хозяйство – один из основных секторов экономики страны, который формирует до 19 % ВВП (в том числе агроиндустрия 4 %) и обеспечивает занятостью около 4 млн человек. С учетом членов семей лиц, вовлеченных в сельское хозяйство, от него зависит благосостояние 11 млн граждан страны, или 80% от жителей сел и деревень[iii] [3]. 11% доходов от национального экспорта формируется за счет сельского хозяйства (с учетом рыбной продукции – 19%). Королевство сумело добиться значительных успехов в части удовлетворения собственных потребностей и расширения экспортных возможностей своей продукции.
Главными препятствиями на пути развития сектора являются следующие:
— 78% территории страны относятся к пустыням или засушливым зонам, 15% — к полузасушливым зонам, и 7% — к влажным. Только 12% территории страны пригодны для использования в качестве пахотных земель и территорий для садоводства[iv] [4]. Как следствие, имеется сильная зависимость от погодных условий, из-за чего объемы производства с/х продукции, особенно зерновых, сильно варьируются. Так, в 1991 году был отмечен рекордный объем урожая, в результате чего доля сектора в ВВП достигла 23,3%, а 2000 год характеризовался самыми низкими показателями в 13,3% ВВП[v] [5]. В связи с глобальным потеплением климата засухи стали более частым и опасным явлением. Так, текущий сезон 2015 – 2016 годов характеризуется сильной засухой и дефицитом осадков на уровне 63% от соответствующего показателя в нормальные годы, что вынудило правительство принимать дорогостоящие меры по поддержке фермеров и экстренной ирригации ряда участков[vi] [6];
— недостаточный уровень инвестиций и их невысокая окупаемость вследствие низкого уровня технической оснащенности. К примеру, количество единиц механизации на один гектар в Марокко в 11 раз ниже по сравнению с Испанией, а использование удобрений на один гектар в 4 раза меньше, чем во Франции. Результат этого – низкий объем урожайности с единицы площади и, как следствие, менее высокий уровень рентабельности. Правда, последний недостаток в виде малого использования удобрений имеет и обратную сторону медали в виде относительно чистой продукции, что способствует повышению спроса со стороны европейцев на овощи, фрукты и продукцию виноградарства, производимые в королевстве;
— слабый уровень развития предприятий агроиндустрии;
— низкий уровень руководства и менеджмента;
— неразвитая система кредитования и субсидирования, доступ к которой имеют только 8% фермеров, тогда как оптимальным считается показатель 30-40%;
— преобладание традиционного (80%) способа хозяйствования над современным (20%);
— слабость развития ирригационной системы – только 15% с/х земель имеют доступ к системе искусственного водоснабжения, при этом именно эти участки производят 45% с/х продукции в стоимостном выражении и обеспечивают ¾ с/х экспорта.
С целью ликвидации указанных недостатков в 2008 году Рабат принял программу под названием «Зеленый План Марокко», рассчитанный до 2020 года. Его ключевыми направлениями являются[vii] [7]:
— превратить сельское хозяйство в локомотив роста всей экономики с помощью увеличения объемов производства в 2 раза к 2020 году, создания 1,5 млн новых рабочих мест в отрасли, увеличения стоимостных показателей экспорта наиболее конкурентоспособной продукции (оливы, цитрусовые, овощи и фрукты) в 5,5 раз. Всего предполагается реализация более 1 500 проектов разного масштаба, объем инвестиций – 10 млн долл. США;
— углубление взаимодействия между с/х производителями и предприятиями агроиндустрии;
— стимулирование привлечения частных инвестиций в более высокорентабельные проекты, связанные с более современными предприятиями (здесь подразумевается производство молочной и мясной продукции, а так же выращивание различных культур в более благоприятных районах с климатической точки зрения), тогда как остальные направления (около 80 % с/х сектора) должны развиваться главным образом за счет государственных инвестиций;
— приспособление более 1,1 млн Га (конкретный перечень земель будет утверждаться правительственными органами), используемых в настоящее время для выращивания зерновых, для производства фруктов, олив и овощей путем субсидирования фермеров и технического оснащения предприятий; финансирование этих проектов будет производиться за счет государственных инвестиций, а так же за счет займов и донорской помощи со стороны международных организаций;
— общие меры, стимулирующие привлечение марокканских и международных инвесторов (льготное налогообложение, страхование и т.д.);
— внедрение системы капельного орошения на территории дополнительных 550 тыс. Га, в результате чего общая площадь земель, использующих метод поверхностного орошения, достигнет 770 тыс. Га. Сегодня 77 % орошаемых земель в Марокко используют менее эффективный метод поверхностного орошения. Предполагаемая стоимость проектов 4,5 млрд долл. США.[viii] [8]
Программы поддержки должны коснуться около 800 тыс. фермеров.
В 2013 году Всемирный Банк одобрил заем в размере 203 млн долл. США с целью реализации проектов в рамках Плана[ix] [9], заем в размере 105 млн долл. США выделил Африканский Банк Развития в 2012 году[x] [10]. Техническая поддержка проектам оказывается со стороны ООН и Бельгийского Агентства по развитию.
Практическая реализация Зеленого плана стартовала в 2008 году, и сегодня достигнутый результат характеризуется как успешный. Средние показатели роста отрасли начиная с 2008 года оцениваются в 7,6% в год, объемы экспорта увеличились на 34%, постепенно снижается количество населения, страдающего от недоедания (в 2015 году к таковым было отнесено 4,9% населения)[xi] [11]. Марокканский опыт в реализации проектов в области животноводства был использован в Мали и Того.
Сам Зеленый План называется в качестве переходной системы, которая включает в себя европейские принципы развития сельского хозяйства, учитывающие особенности развивающихся стран.
Конечно, некоторые успехи очевидны, и сроки реализации Зеленого Плана еще не окончены, однако некоторые первоначально заявленные цели представляются слишком амбициозными. Кроме того, пока не удается преодолеть главные проблемы в виде высокой зависимости от погодных условий, технологической отсталости и низкой производительности. Слишком больших инвестиций потребует решение этих проблем.
К объективным преимуществам королевства относятся политическая стабильность (даже на фоне Северной Африки), что способствует привлечению инвестиций в сектор; наличие более широкого доступа на рынки сбыта Европы, а так же к европейским технологиям и инвестициям, наработанное годами взаимодействие с ними; возможности использования удобрений по более дешевой цене (Марокко – один из лидеров по запасам фосфоритов). Далеко не каждая страна в Африке имеет подобные преимущества. Поэтому, создание в Марокко некой модели для развития сельского хозяйства в Африке является очень условным.
[i] [12] http://northafricapost.com/10954-morocco-eu-members-support-moroccos-presidency-of-cop22-summit.html [13]
[ii] [14] http://www.moroccoworldnews.com/2016/03/181534/moroccos-green-plan-a-model-to-follow-in-region-un-special-rapporteur/ [15]
[iii] [16] http://www.maroc.ma/en/content/green-morocoo-plan [17]
[iv] [18] http://www.fao.org/ag/AGP/AGPC/doc/Counprof/Morocco/morocco.htm [19]
[v] [20] http://www.al-monitor.com/pulse/business/2014/10/httpalhayatcomarticles4906517—-.html# [21]
[vi] [22] http://northafricapost.com/10732-morocco-takes-set-of-measures-to-mitigate-effects-of-drought-on-rural-world.html [23]
[vii] [24] http://www.rabatinvest.ma/index.php?option=com_content&view=article&id=436&Itemid=526&lang=en [25]
[viii] [26] http://www.al-monitor.com/pulse/business/2014/10/httpalhayatcomarticles4906517—-.html# [21]
[ix] [27] http://northafricapost.com/3188-morocco-gets-203-mln-wb-loan-to-modernize-agriculture.html [28]
[x] [29] http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Project-and-Operations/Morocco_-_Green_Morocco_Plan_Support_Programme_-_Appraisal_Report.pdf [30]
[xi] [31] http://wsimag.com/economy-and-politics/17773-morocco-modernizes-agriculture-sector [32]