- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Решения, принятые на саммите ЕС-Турция не остановят поток миграции в Европу

Саммит ЕС-Турция в отношении создания условий для преодоления миграционного кризиса оставил однозначное впечатление восточного базара, на котором неопытного европейского туриста обманывает прожженный восточный торговец. Напомним основные условия компромисса, достигнутого сторонами буквально в последний момент. Еще за пару часов до «прорывного соглашения» источники в СМИ сообщали об отсутствии прогресса на консультациях. Другими словами, премьер-министр Турции А.Давутоглу в последний момент пошел на попятную, при этом — по классической схеме торга — дожав партнера до предела. Напомним основные условия соглашения. Если говорить грубо, то Анкара обязалась принять исчерпывающие меры по нейтрализации незаконной миграции на условиях приема из Европы незаконных мигрантов в обмен, по принципу «один на один», на легально оформленного сирийского беженца. Взамен она получает только 3 миллиарда евро «на обустройство» лагерей беженцев, обещания интеграции в ЕС и отмены виз между Турцией и ЕС в самое ближайшее время. Из этого соглашения выходит, что турки будут принимать депортированных из Европы сирийских беженцев, официально их оформлять, и направлять обратно. Очень недешевый кругооборот, естественно, за счет ЕС. При этом очевидно, что все сирийские беженцы будут автоматически признаны таковыми именно по гуманитарным мотивам, а не по экономическим. Другими словами, в самом скором времени в ЕС официально появится порядка 2.5 млн сирийских граждан, которые сейчас собственно и находятся на территории Турции. В обмен Турция примет у себя в основном афганских беженцев, коих на порядки меньше, чем сирийских. И их депортацию, и пребывание на турецкой территории будет оплачивать опять же Брюссель. Косовские албанцы и просто албанцы, естественно, в Турцию депортироваться не будут и что с ними делать, не вполне понятно. Кстати, и процесс депортации уже прибывших в Европу беженцев также вызывает большие сомнения, сейчас они начнут разбегаться по Европе, а попытки их отловить будут натыкаться на протесты правозащитных организаций. При этом остается неясным и вопрос, а что будут делать европейцы, когда возле берегов вновь появятся лодки с беженцами: брать их на буксир и отвозить обратно в Турцию? На минуту, Турция запретила кораблям НАТО входить в ее территориальные воды. А кто будет доказывать и каким образом, что тот или иной «выловленный» в  море беженец отплыл именно из Турции? Ведь Анкара готова принимать обратно только тех, кто отплыл именно из Турции. На наш непросвещенный взгляд, в этом соглашении очень много неясностей и неточностей, а также торопливости, которая объясняется желанием европейцев отрапортовать о решении проблемы. Вопрос с ликвидацией визового режима, о котором громогласно заявил А.Давутоглу явно в расчете на турецкого потребителя, вообще вызывает сомнения. Давать Турции безвизовый режим может в Брюсселе только абсолютно безответственный политик, поскольку это откроет массивный поток уже собственно турецкой эмиграции, а бизнес по получению любым желающим турецкого паспорта станет очень прибыльным делом. Надежды европейцев на то, что они смогут до бесконечности затягивать процесс выдачи официального разрешения на получение прав беженцев сирийцам в Турции также наивен. Как только в Анкаре увидят, что Брюссель в данном случае блефует, то корабли с мигрантами вновь массово поплывут к берегам Греции. О приеме Турции в Евросоюз говорить совсем наивно. Эту щекотливую тему даже в ЕС стараются не комментировать. Так что говорить о закрытии «балканского транзита» мы бы не стали. Разговоры о том, что концентрация внимания нынешнего соглашения именно на сирийских беженцах позволит сократить миграционный поток вдвое (сирийские беженцы составляют половину от общего числа), мы бы отнесли к попытке заретушировать проблему. Сокращение будет наблюдаться очень короткий период. В данном случае работает простая арифметика. В Турции, как мы уже говорили, порядка 2.5 млн сирийцев, еще примерно по 2 млн сирийских беженцев в Ливане и Иордании. Смеем вас уверить, что как только европейцы начнут давать официальные документы о регистрации в качестве беженцев, «ливанская и иорданская» сирийские диаспоры начнут плавно перетекать в Турцию. Тем, кому «не повезло» родиться в Сирии, начнут покупать сирийские паспорта, цена на которые и так уже на «черном рынке» зашкаливает. Теперь представьте себе европейского чиновника, который пытается определить, а кто конкретно просит убежище — сириец, ливанец, иорданец, йеменец, и т.п. Таким образом, через очень короткое время число мигрантов достигнет примерно пяти миллионов человек, и что самое интересное, все они будут сирийцы. А проверить через официальные источники, жил ли в Сирии этот человек, сейчас фактически нереально. Если раньше нелегальную иммиграцию сдерживал финансовый барьер (не каждый в Сирии найдет несколько тысяч долларов для оплаты услуг посредников-контрабандистов), то теперь он фактически ликвидирован. Интересно, что примерно такой сценарий развития всего этого процесса предсказывают и в ЦРУ США. Только тамошние аналитики настаивают на том, что незаконная миграция обострится уже этим летом.

Ровно по той причине, что Европа во время последнего по времени саммита сделала именно то самое, что делать на Востоке вообще не стоит. Она поддалась элементарному шантажу, а это означает, что в Анкаре нащупали «слабое место» ЕС и будут на него давить каждый раз, когда в этом возникнет необходимость. А она возникнет очень быстро. То запоздают обещанные финансовые транши, то их станет недостаточно (напомним, что Анкара осмелилась поднять планку помощи аж до 20 млрд евро), то забуксует (а он обязательно забуксует) процесс интеграции Турции в ЕС и процесс отмены визового режима. И во всех этих случаях будет автоматически активизироваться процесс нелегальной миграции. Самым главным недостатком нынешних договоренностей является не то, что они вряд ли будут выполнены, а то, что Европа дала возможность президенту Турции Р.Т.Эрдогану почувствовать себя победителем. Это с некоторой долей натяжки позволяет сравнить данную ситуацию с возвращением британского премьер-министра Чемберлена из Мюнхена в 1938 году с заявлением «я привез вам мир». В данном случае итоги саммита означают дальнейшую миграционную «войну», и ничего более.

Интересен момент, который в запале обсуждения основных тезисов соглашения, как-то упустили практически все обозреватели. Это согласие Брюсселя на программу обустройства лагерей беженцев внутри самой Сирии, и готовность Р.Т.Эрдогана «построить город в Сирии для беженцев» Естественно, на «европейские деньги». То есть следующим шагом Анкары будет усиление прессинга на мягкотелую Европу с целью поддержки планов о создании бесполетной зоны и зоны безопасности в Сирии. Эта идея уже давно вынашивается Р.Т.Эрдоганом, но для ее реализации ему необходима поддержка США и ЕС. Ни Вашингтон, ни Брюссель ее оказывать не спешат, как, собственно, и участвовать в ее реализации. Подключение к реализации этого сценария ЕС должно, по задумке турецких политиков, создать необходимый посреднический институт для проведения переговоров на эту тему с Москвой. По нашей оценке, Вашингтон и Брюссель на этот вариант в турецкой интерпретации сейчас точно не пойдут, но само стремление Анкары реализовать любой ценой этот вариант своего закрепления в Сирии необходимо учитывать и блокировать всеми известными дипломатическими способами.