- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сотрудничестве Марокко и ЕС в области сельского хозяйства

Развитие сельскохозяйственного сектора в Марокко тесно связано и значительно зависит от взаимоотношений с Европой. Основами этих отношений являются доступ на рынки сбыта, а также возможности получения финансовых и технологических инвестиций.

Главная цель Рабата в экономическом сотрудничестве с Брюсселем – создание свободной торговой зоны, что значительно облегчит доступ марокканской с/х продукции на европейские рынки. Ряд важных шагов в этом направлении уже предпринят.

В 1996 г. подписано Соглашение об ассоциации Марокко с ЕС, условия которого были изменены в 2003 году. Соглашение подразумевало снижение таможенных пошлин для ряда марокканских товаров, в том числе некоторых видов с/х продукции.  Новый уровень взаимодействия стал возможным после введения в 2004 году в действие плана мероприятий под названием «Политика добрососедства» (European Neighborhood Policy), в рамках которого в 2008 г. Марокко получило так называемый «Преимущественный статус» со стороны ЕС (Advanced Status), значительная часть которого была посвящена вопросам развития сельского хозяйства.  В частности, новый документ содержал в себе положения о создании условий для углубления кооперации между европейскими и марокканскими производителями, разностороннюю поддержку со стороны ЕС «Зеленого Плана Марокко» (принят Рабатом в 2008 г.) по развитию сельскохозяйственного сектора, ускорение общих процессов интеграции.

С 2009 г. начались переговоры по подготовке Сельскохозяйственного соглашения (Agricultural Agreement), которое было согласовано и подписано в 2012 году. Соглашение предусматривает снятие ввозных барьеров для 45 % (в стоимостном выражении) продукции, импортируемой королевством из ЕС с переходным периодом в несколько лет для отдельных категорий товаров. Ожидается, что в течение 10 лет около 70 % импортируемой Рабатом продукции будут освобождены от финансовых барьеров при ввозе на территорию страны. Со своей стороны, 45 % импортируемой странами ЕС марокканской продукции сразу получили право беспошлинного ввоза на территорию стран ЕС. В перечень марокканских товаров не были включены кабачки, томаты, огурцы, клементины (вид цитрусовых), чеснок, клубника[i] [1].

При голосовании за соглашение 369 членов Европарламента  проголосовали за, 225 против, 31 воздержался[ii] [2]. Наиболее оппозиционно в отношении Соглашения было настроено испанское правительство: марокканская с/х продукция, особенно цитрусовые и другие фрукты, составляют серьезную конкуренцию испанским производителям на европейском рынке. Продукция африканской страны значительно дешевле испанской и не уступает по качеству. Прежде всего от такой конкуренции в убытке остаются производители испанского региона Андалусия, поэтому любая инициатива о расширении торгового партнерства с с/х производителями Марокко вызывает резкую критику Мадрида. Активнее всех Соглашение поддержали Франция и Германия.

С другой стороны, Испания самый активный лоббист расширения взаимодействия с Рабатом в области рыбной ловли, что объяснимо необходимостью поддержки испанского рыбного сектора, особенно предприятий, расположенных на Канарских островах, а так же передовых позиций страны на европейском рынке рыбы и морепродуктов. При том, что воды исключительной экономической зоны Испании бедны рыбными ресурсами, богатейшие воды марокканской исключительной экономической зоны — один из ключевых элементов для поддержки испанской рыбной промышленности. Напротив, в этом случае противниками расширения кооперации ЕС и Марокко в рыбной отрасли выступают Германия и некоторые другие страны, конкурирующие с Мадридом на рынке рыбной продукции.

Важно и то, что значительная часть работников, занятых в с/х секторе в Испании, особенно в Андалусии, представлена именно марокканскими мигрантами. Поэтому, Рабат с одной стороны – серьезный конкурент Мадрида на рынках овощей и фруктов Европы, а с другой – важный поставщик рабочей силы.

Таким образом, в отношении расширения или сокращения сельскохозяйственного сотрудничества ЕС и Марокко позиции каждой страны в отношении того или иного аспекта (а иногда и конкретного вида сельскохозяйственной культуры) значительно различаются. Это мешает подписанию соглашений и дальнейшему процессу сближения, в связи с чем перспективы заключения всеобъемлющего соглашения Рабата и Брюсселя о свободной торговле, на наш взгляд, остаются неясными.

Сегодня страны ЕС доминируют в структуре экспорта с/х продукции из королевства, занимая долю в 63 %[iii] [3]. Вместе со странами бывшего СССР этот показатель составляет 91,5 %. Первое место приходится на Францию (38,9 %), затем следуют Россия (14,6 %), Испания (13,1 %), Нидерланды (9,9 %). Правда, в структуре экспорта цитрусовых Россия занимает первое место, формируя 55 %[iv] [4].

Главные составляющие экспорта – овощи и фрукты, оливковое масло и продукция виноделия. Последние зачастую закупаются оптовыми партиями европейскими (особенно французскими) производителями, затем перемешиваются с собственной продукцией и реализуются под европейскими брендами. К преимуществам марокканской продукции относится меньшее использование удобрений по сравнению со многими европейскими производителями.

Большая часть экспортируемой продукции выращивается на более благоприятных участках, или землях с искусственным орошением. Это сделано с целью защитить экспортный потенциал королевства от климатических факторов, которые оказывают значительное влияние на показатели урожая. Поэтому в засушливые годы основная часть убытков приходится на урожай зерновых, который в самые лучшие периоды удовлетворяет не более 60 % потребностей королевства, остальной объем импортируется. Главные поставщики зерновых – Франция, США, Россия.

«Зеленый план», реализация которого происходит в настоящее время, предусматривает повышение с/х потенциала, в первую очередь овощей, фруктов и цитрусовых за счет модернизации системы искусственного орошения. Однако основной фактор окупаемости инвестиций в с/х сегодня это, конечно, наличие и расширение рынков сбыта в Европе и в России.

В декабре 2015 года Европейский суд признал незаконным подписанное в 2012 году Сельскохозяйственное соглашение между Марокко и ЕС. Свое решение высший судебный орган мотивировал тем, что в состав территорий Марокко в этих соглашениях включены территории Западной Сахары, распоряжаться которыми Рабат не вправе[v] [5].

В феврале 2016 года в ответ на этот судебный акт Рабат заявил о принятом решении заморозить все контракты со странами ЕС в области сельского хозяйства, так как территории Западной Сахары являются неотъемлемой частью королевства, а Марокко прилагает достаточные усилия по инвестированию в развитие этих территорий[vi] [6].

Спустя несколько дней Верховный представитель ЕС по иностранным делам Ф.Могерини сделала официальное заявление о желании восстановить контракты с Рабатом в области сельского хозяйства и предоставить гарантии того, что обязательства по ним будут исполняться в дальнейшем. В своем заявлении она также призвала Марокко уважать подписанные договоренности[vii] [7].

Конечно, полная или значительная потеря марокканских поставок в странах ЕС может вызвать некоторые экономические трудности, такие как сбои в поставках или кратковременные скачки цен на некоторые виды с/х продукции. Пострадают и некоторые европейские экспортеры. Однако все это будет незначительным ударом по экономике ЕС: поставки можно относительно безболезненно переориентировать на турецкую, тунисскую, израильскую, алжирскую и внутреннюю продукцию.

В свою очередь для Марокко разрыв с/х контрактов со странами ЕС будет чувствительным ударом по экономике: потеря таких важных рынков сбыта способна повлечь за собой снижение экономики в несколько процентов ВВП, нанести огромный урон всему сектору и поставить под вопрос вероятность реализации многих намеченных планов и саму целесообразность их осуществления. И это самый ключевой вопрос сотрудничества с ЕС в области сельского хозяйства для Рабата.

И все же в этом конфликте Марокко находится в более выигрышной позиции, нежели ЕС, что объяснимо следующими причинами.

В последние годы королевство стало объектом более пристального внимания со стороны Китая, Южной Кореи и Японии. Развитие взаимодействия рассматривается по многим направлениям, включая энергетику, торговлю, туризм и другие. Во многом внимание азиатских стран к королевству обусловлено огромными запасами фосфоритов в его недрах, которые, в том числе, служат сырьем для производства минеральных удобрений. Предполагается, что страны Азии станут одним из локомотивов роста спроса на сельскохозяйственные удобрения уже в краткосрочной перспективе. Они же имеют хорошую технологическую базу для переработки фосфатов и производства удобрений. И это на фоне того, что собственный потенциал по добыче фосфатов в Китае, одном из крупнейших производителей этого сырья, имеет уверенную тенденцию к снижению. Можно предположить, что в случае разрыва отношений с ЕС в такой важной составляющей, как сельское хозяйство, Рабат активизирует взаимодействие с Сеулом, Пекином или Токио с целью получения инвестиций или поддержку своей сельскохозяйственной отрасли, для чего можно придумать достаточно способов. Для получения доступа к марокканским фосфатам и возможности закрепления здесь в дальнейшем упомянутые азиатские страны готовы будут пойти на предоставление благоприятных условий марокканской стороне, что значительно компенсирует потерю европейских рынков сбыта. Однако все это будет означать закрепление Китая, Японии или Южной Кореи в таком важном и перспективном секторе, как производство удобрений, что может со временем составить конкуренцию европейским производителям даже на внутреннем рынке ЕС. Причем убрать Китай оттуда для европейцев будет сложной задачей, если не невозможной.

Очевидно, именно этим и обусловлена такая смелая реакция Рабата на решение Европейского суда. Примерно по тому же сценарию развивалась ситуация с соглашением о рыбной ловле в водах марокканской исключительной экономической зоны, когда из-за статуса территорий Западной Сахары европейцы приостанавливали его действие, а Рабат сразу активизировал переговоры с Россией, давая понять, что ЕС может потерять здесь свои позиции.

Все это понимают в ЕС, по причине чего Брюссель предпочел не обострять отношения с Рабатом и заявил о желании продолжать сотрудничество.

Очевидно, что в краткосрочной перспективе позиции марокканских с/х производителей имеют все шансы для удержания своих позиций на европейских рынках, а перспективы расширения здесь имеют свои преграды в виде нежелания получить конкурентов. Тем не менее, перспективы Рабата как поставщика с/х продукции в сраны ЕС одни из самых лучших в регионе.

[i] [8]http://www.europarl.europa.eu/RegData/bibliotheque/briefing/2012/120268/LDM_BRI%282012%29120268_REV1_EN.pdf [9]

[ii] [10] http://www.lemag.ma/english/m/The-European-Parliament-agrees-to-liberalise-Morocco-EU-trade-in-agricultural-and-fisheries-products_a801.html [11]

[iii] [12] http://www.oxfordbusinessgroup.com/analysis/morocco-shows-export-advantages-agriculture-sector [13]

[iv] [14] http://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Citrus%20Annual_Rabat_Morocco_12-2-2014.pdf [15]

[v] [16] http://www.aps.dz/en/world/9777-eu-morocco-agricultural-agreement-voided-historic-decision-for-saharawi-people-s-struggle [17]

[vi] [18] http://northafricapost.com/11109-morocco-freezes-all-contacts-with-european-institutions-over-a-court-ruling.html [19]

[vii] [20] http://northafricapost.com/11121-11121.html [21]