- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит президента Израиля Р.Ривлина в Москву в свете решения В.В.Путина о начале вывода российских войск из Сирии

15 марта 2016 г. президент Государства Израиль Р.Ривлин отбыл с визитом в российскую столицу. Примечательно, что ради возможности напрямую пообщаться с первыми лицами РФ он отказался от запланированной ранее поездки в Австралию. По сложившейся практике программа пребывания была весьма насыщенной и включала в себя протокольные мероприятия, в числе которых возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата, посещение Российской государственной библиотеки, Еврейского музея и Центра толерантности, встречи с представителями еврейской общины. Политико-дипломатическая составляющая подразумевала, прежде всего, общение с президентом и премьер-министром.

Ключевым событием в рамках приезда Р.Ривлина в Россию можно считать встречу с его президентом РФ В.В.Путиным 16 марта 2016 г. По информации МИД Израиля, главной темой в рамках беседы стала ситуация на Ближнем Востоке с особым акцентом на событиях в Сирии и их влиянии на региональные процессы. Этот вопрос приобрел большое значение в свете заявления российского лидера, в соответствии с которым было объявлено о начале вывода основной части российской группировки Воздушно-космических сил с сирийской территории. Как было отмечено правительственными источниками, военные выполнили возложенную на них миссию. Теперь первостепенное значение с точки зрения участия Москвы в урегулировании приобрели дипломаты, которым В.В.Путин поручил активизировать работу на данном направлении.

Израильская пресса живо отреагировала на начатый процесс. К примеру, издание Israel Hayom опубликовало сразу несколько материалов. В одном из них журналист Й.Ялон, приведя данные из дипломатических источников, рассказал о взаимосвязи приезда Р.Ривлина в Москву и решения России о выводе военной группировки из Сирии. Как он сообщил, израильская сторона в качестве одной из важнейших целей переговоров видела воспрепятствование образованию вакуума силы, который с уходом российских военных могут заполнить Иран и ливанская «Хизбалла»[i] [1]. Впрочем, по утверждению израильских официальных источников, решение о визите Р.Ривлина в Москву было принято еще до указанного заявления. Также шаг В.В.Путина был расценен изданием как неожиданный. В электронной версии газеты Yedioth Ahronoth, наоборот, было высказано предположение о том, что решение был согласовано с президентом Сирии Б.Асадом и, как следствие не может считаться спонтанным.

Впрочем, согласно  данным, опубликованным российскими официальными источниками, В.В.Путин в рамках открытой части российско-израильских переговоров сделал акцент на других составляющих двустороннего сотрудничества. В их число, разумеется, вошли вопросы историко-культурной взаимосвязи государств и народов, а также перспективы экономического взаимодействия. Последнее, надо отметить, в недавнее время вызывает обеспокоенность сторон в свете наблюдающегося снижения объемов торгово-экономического сотрудничества.

Еще одним мероприятием в рамках визита стала встреча с премьер-министром России Д.А.Медведевым. Она состоялась 17 марта 2016 г. и также была ориентирована на обсуждение динамики экономических и инвестиционных контактов. По мнению главы российского правительства, сотрудничество с ближневосточным партнером приобрело особую актуальность в свете ухудшения отношений с ЕС и Турцией. Кроме того, по данным правительственных источников, стороны обсудили вопросы сотрудничества в гуманитарной сфере. Впрочем, двумя основными темами, озвученными в рамках переговоров стали перспективы соглашения о пенсионных выплатах гражданам Израиля, репатриировавшимся до 1992 г. и о зоне свободной торговли с Евразийским союзом. По мнению сторон прогресс на обоих направлениях может быть достигнут в течение года[ii] [2].

Таким образом, состоявшийся визит президента Государства Израиль Р.Ривлина продемонстрировал назревшие в отношениях сторон сложности. Увлекаясь разрешением ближневосточных проблем, государства явно отодвину на второй план вопросы двусторонних контактов. Это обстоятельство довольно быстро отразилось на одной из важнейших областей взаимодействия – экономике. Вместе с тем, учитывая неоднозначность ближневосточной повестки дня, вопросы региональной стабильности по-прежнему сохраняют первостепенное значение для сторон. В целом, приезд Р.Ривлина как представителя израильских властных кругов стал для взаимодействия сторон весьма символичным. С одной стороны, позиция, занимаемая им в израильских властных кругах, вновь позволила выступить в качестве проводника интересов своей страны и начать подготовку к предстоящему общению В.В.Путина и Б.Нетаньяху. В этой связи стоит особо отметить, что перед поездкой президент провел встречи с премьер-министром Б.Нетаньяху и представителями оборонного ведомства. С другой стороны, фактическая ограниченность его внешнеполитических полномочий позволила сделать дискуссию менее острой, а также уделить внимание трудностям, возникшим в двусторонних контактах.

[i] [3]
Yalon Y. Russia won’t give up on Assad so quickly. // Israel Hayom [on-line]. 16.03.2016. URL: www.israelhayom.com/site/newsletter_article.php?id=32449

[ii] [4]              President Rivlin meets with Russian Prime Minister Medvedev // Israel Ministry of Foreign Affairs. 17.03.2016. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/President-Rivlin-meets-with-Russian-Prime-Minister-Medvedev-17-March-2016.aspx