- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: февраль 2016 г.

Февраль в Сомали начался со ставшего уже почти традиционным минометного обстрела по кварталам, прилегающим к комплексу президентского дворца в Могадишо. Всего было выпущено пять мин. Все они попали в жилые дома. В результате обстрела погиб один ребенок, 6 человек получили ранения. Сразу после инцидента никто не взял на себя ответственность за обстрел, однако ранее подобные акции регулярно совершали боевики движения «Аш-Шабаб».

2 февраля на борту самолета А321 сомалийской авиакомпании Daallo Airlines, вылетевшего из Могадишо в Джибути, произошел взрыв. По всей видимости, он был небольшой мощности, и пилоту – 64-летнему сербу по национальности – несмотря на дыру в фюзеляже удалось посадить авиалайнер в аэропорту Могадишо. На борту самолета находились 74 пассажира. Один из них погиб, двое получили легкие ранения. Погибший, судя по всему, вылетел из самолета через дыру в фюзеляже.

5 февраля в Могадишо было совершено покушение на высокопоставленного сотрудника службы безопасности международного аэропорта столицы Сомали. Взрывное устройство сработало под его автомобилем. В результате взрыва погибли 3 человека. Сам сотрудник не пострадал – взрыв прогремел в момент, когда он остановил машину у одной из аптек и зашел в нее. Не исключено, что этот теракт был каким то образом связан со взрывом на борту самолета, происшедшим три дня ранее.

Только 6 февраля, после работы международных экспертов, власти Сомали признали, что на борту самолета произошел взрыв, призванный разрушить авиалайнер и уничтожить всех его пассажиров. Уже 7 февраля сомалийские спецслужбы представили кадры, снятые камерами наблюдения, на которых был опознан человек, подозреваемый в закладке взрывного устройства на борту самолета. По всей видимости, оно было замаскировано в ноутбуке. Были также опознаны и арестованы несколько его возможных пособников. Что касается, террориста, заложившего бомбу, то, как установило следствие, первоначально он намеревался вылететь из Могадишо на самолете авиакомпании Turkish Airlines, однако из-за его неприбытия перевозкой пассажиров турецкой авиакомпании занялась компания Daallo.

13 февраля движение «Аш-Шабаб» взяло на себя ответственность за попытку подрыва авиалайнера, совершенную 2 февраля. «2 февраля 2016 года движение «Аш-Шабаб» провело операцию, нацеленную против десятков западных шпионов и турецких военнослужащих, находившихся на борту самолета, вылетевшего в Джибути», — утверждалось в коммюнике джихадистов.

Также 5 февраля боевики движения «Аш-Шабаб» без боя захватили порт Мерка, что в 100 км к югу от Могадишо. Они немедленно вошли в порт после того, как из него по непонятным причинам вышли угандийские солдаты Миссии ООН в Сомали (Amisom). За ними немедленно последовали солдаты сомалийской армии.

Порт — административный центр провинции Нижнее Шабелле — находился под контролем проправительственных сил с августа 2012 года. Захватив Мерку, джихадисты таким образом вновь получили выход к морю. Это стал первый случай захвата террористами крупного города с 2011 года. За последние 6 месяцев боевики движения «Аш-Шабаб» несколько раз на короткое время захватывали полевые лагеря миротворцев.

Сомалийские власти никак не стали комментировать потерю Мерки. Зато отличилось командование Amisom, заявившее 5 февраля, что миротворцы по прежнему контролируют Мерку, и речь якобы идет лишь о «смене позиций по тактическим причинам».

Уже с 6 февраля в городе начали насаждаться законы шариата. «Враг сбежал из исламских регионов. Исламская администрация официально начала функционировать в Мерке. Тем самым завершена война кланов. Там больше не будет начальников и подчиненных. Люди равны перед законом Аллаха», — заявил один из полевых командиров движения «Аш-Шабаб» Шейх Мохаммед Абу Абдалла.

По имеющимся данным, представители движения тут же встретились с традиционными старейшинами и полевыми командирами местных милиций, потребовав от них избегать каких-либо конфликтов.

Уже к вечеру 6 февраля правительственные войска Сомали и миротворцы после непродолжительного боя восстановли контроль над Меркой. По официальным данным из Могадишо, в ходе боя погибли несколько джихадистов и солдат правительственных войск, а также несколько местных жителей. Чтобы ворваться в город, миротворцы использовали танки.

В ночь с 10 на 11 февраля минометному обстрелу подвергся международный аэропорт в Могадишо, примыкающий к основной базе миротворцев. В результате обстрела никто не пострадал, однако он повлиял на воздушное движение — к посадке не был допущен авиалайнер, следовавший из Найроби.

15 февраля в результате подрыва в собственной машине в Могадишо погиб бывший министр обороны Сомали Мухидин Мохаммед, занимавший этот пост в 2008 г. Теракт был совершен в центре столицы близ перекрестка К-4.

18 февраля кенийские военные отрапортавали, что в результате авиаудара, нанесенного 10 днями ранее, на юге Сомали был уничтожен глава разведки движения «Аш-Шабаб» Абдирахман Мохаммед Варсам (боевой псевдоним — Махад Карате), «голова» которого была оценена Соединенными Штатами в 5 млн долларов. Вместе с ним погибли 10 видных полевых командиров группировки, а также 42 рядовых боевика. В момент удара по тренировочному лагерю там находились до 80 новоиспеченных боевиков, только что завершивших военную подготовку. Движение «Аш-Шабаб» немедленно опровергло эту информацию.

Считается, что Махад Карате был сторонником перехода движения «Аш-Шабаб» под командование «Исламского государства» (ИГ, запрещено в россии). Если его гибель подтвердится, это усилит позиции действующего главаря движения «Аш-Шабаб» Ахмеда Дирийи, который считается сторонником сохранения этой группировки в подчинении у «Аль-Каиды» ( организация запрещена в России).

В случае, если Махад Карате действительно погиб, кенийские военные сполна отомстили ему за январское нападение на полевой лагерь кенийских миротворцев из миссии Amisom в Эль-Адде. Считается, что именно он возглавлял джихадистов в ходе этого нападения, в результате которого погибли, как утверждается, свыше 100 кенийских солдат.

25 февраля в Могадишо вновь подвергся минометному обстрелу президентский дворец. Одна из мин угодила в жилой дом близ дворца. В результате взрыва погибли по меньшей мере четыре человека, в том числе два ребенка, несколько человек получили ранения.

26 февраля в Могадишо нападению джихадистов подвергся очередной отель, на сей раз – SYL, находящийся в самом центре столицы близ президентского дворца. Сначала у укрепленного въезда в отель были подорваны два взрывных устройства, в том числе одно – смертником, затем боевики пошли на его штурм с тем, чтобы расправиться с его постояльцами и обслуживающим персоналом. Однако охрана отеля вступила в бой и не позволила джихадистам проникнуть внутрь комплекса. Еще в ходе боя за отель, продолжавшегося свыше часа, движение «Аш-Шабаб» взяло на себя ответственность за это нападение. В результате атаки погибли по меньшей мере 14 человек, 18 получили ранения, в том числе 3 сотрудника охраны.

Как заявил день спустя министр безопасности Сомали Абдиразак Омар Мохаммед, в одном из автомобилей, в котором находился смертник, было до 200 кг взрывчатки. Поэтому, по оценкам экспертов, это был самый мощный взрыв из числа когда-либо осуществленных джихадистами в Могадишо. Сотрудникам охраны удалось остановить машину на КПП на въезде на территорию отеля, и смертнику пришлось привести в действие взрывное устройство на достаточном удалении от жилого корпуса, что позволило избежать больших жертв.

С начала 2015 года это нападение стало четвертым подобного рода. В частности, в феврале 2015 г. отель SYL уже подвергался атаке. Тогда въезд в него атаковал террорист-смертник. Тогда погибли 5 человек.

Следующий двойной теракт боевики движения «Аш-Шабаб» совершили 29 февраля в г.Байдоа (200 км к северо-западу от Могадишо). Там они действовали по уже хорошо известной схеме. Сначала заминированная автомашина была подорвана у одного из посещаемых ресторанов. Когда на месте взрыва собрались люди и спасатели, смертник подорвал себя среди толпы. В результате двух взрывов погибли по меньшей мере 30 человек из числа гражданского населения, до 60 получили ранения, в том числе 15 человек — тяжелые. Ответственность за теракты немедленно взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

Тем временем 28 февраля в Джибути состоялся саммит стран, выделивших свои воинские контингенты в состав Amisom (Уганда, Бурунди, Джибути, Кения и Эфиопия). Они обсуждали планы на будущее в связи с решением Европейского союза сократить на 20% финансирование миротворческой миссии в Сомали. Общее мнение глав этих стран – они выразили разочарование решением ЕС. При этом утверждалось, что Amisom как никогда нуждается в настоящее время в международной поддержке с тем, чтобы продолжить военное давление на боевиков «Аш-Шабаб».

В целом, в феврале наглядно подтвердился сделанный ранее прогноз о неизбежном повышении активности движения «Аш-Шабаб», что во многом стало следствием внутренних противоречий между сторонниками «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Сколько времени продлится период повышенной активности обоих фракций, сказать пока трудно.