- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир пропускает серьезный удар со стороны террористов

Нападение на газодобывающую площадку в центре алжирской Сахары, произошедший 18 марта, стал демонстрацией слабости алжирских силовых структур, оказавшихся неспособными предотвратить данный террористический акт.

Данная вылазка имела место на участке Менеа – Ин-Салах (вилайя Таманрассет) на объекте в Хершба. Несмотря на то, что по официальным данным АНДР персонал и охрана атакованного объекта, равно как и он сам не пострадали, это заставило вспомнить о нападении боевиков в январе 2013 г. на газодобывающий комплекс Ин-Аменас.

Примечательно, что том и другом случае вылазка была осуществлена иностранными боевиками (или с их заметным преобладанием) против инфраструктуры, управляемой британской и норвежской компаниями BP и Statoil.

Однако если тогда атака произошла на приграничный с Ливией объект, то теперь нападению подверглась удаленная за многие сотни километров от границы площадка.

Причем на этот раз атаку – обстрел самодельными ракетами – осуществили не с ливийской, а с малийской территории. Во главе отряда нападавших (преимущественно мавританцы) из «Катибы эль-Фуркан», амира Талха аль-Ансари (аль-Либи) стоит 32-летний Абу Мухаммед ат-Тергуи, чье настоящее имя – Салам Гхинан.

Планирование операцией осуществил бывший лидер данной группировки Джамиль Окаша (Абу Яхья аль-Хаммам), новый лидер филиала «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) «Сахара-Африка».

Несмотря на то, что формально две этих атаки несопоставимы по своим результатам (в 2013 г. погибли десятки человек, включая иностранных сотрудников, а самому комплексу в Ин-Аменас был нанесен значительный ущерб, последствия которого были окончательно устранены лишь в 2015 г.) по своим последствиям атака в Хершба может быть сопоставимой с предшествующим нападением группы Мухтара Бельмухтара.

Во-первых, система безопасности Алжира в том и другом случае дала серьезный сбой, несмотря на то, что даже алжирские СМИ писали о том, что силовики несколькими месяцами ранее получили информацию о готовящихся терактах в том числе против газодобывающих и газоперерабатывающих объектов страны.

По этой причине они были взяты под усиленную охрану. Одновременно на границу с Мали и Ливией направили дополнительные силы военных и жандармерии.

Однако это не помешало террористам пройти через границу с Мали, незамеченными углубиться вглубь алжирской территории на тысячу километров и осуществив нападение на газодобывающий объект. Причем с собой они переправили тяжелое вооружение, включая 130-мм ракеты и пусковые устройства, которые местные силовики назвали «минометами».

Примечательно, что за несколько часов до этого АКИМ выпустила видеообращение, адресованное к руководству компаний BP и Statoil, потребовав от них прекращения сотрудничества с «преступным узурпаторским режимом, продающим богатства мусульман крестоносцам» и предложив ему переговоры относительно «взаимодействия» по разработке месторождений газа и нефти, фактически являющиеся плохо завуалированной формой требования выплаты дани.

Кроме того, о серьезности намерений АКИМ можно судить о том, что в обращении особо подчеркивалось следующее: скоро ее сторонники проведут «демонстрационное» нападение, за которым, в случае невыполнения выдвинутых условий, будет выпущено уже не две, а 10 ракет непосредственно по цели.

Последовавшие за этим попытки оправданий алжирских силовиков относительно того, что они «отслеживали террористов с момента их выдвижения из малийского Кидаля по спутниковой связи» не выдерживают критики. Если бы это было так, то им вряд ли позволили бы начать стрельбу по газовому объекту.

О «путанице в показаниях» местных силовиков свидетельствует и то, что в течение двух дней они не могли определиться с тем, сколько же было участников нападения – шестеро или семеро?

На данный момент алжирские власти сообщают об уничтожении четырех и о ранении как минимум двоих террористов, но до сих пор они не предоставили в СМИ доказывающих это снимков. Во всяком случае, ясно, что, по крайней мере, часть из нападавших смогла уйти, да еще в условиях «открытой» местности.

И это при том, что после начала обстрела были подняты по тревоге войска 4-го и 5-го военных округов с бронетехникой и вертолетами.

Судя по всему, нападавшие могли укрыться в ближайших нагорьях, где имеются карстовые пустоты, включая пещеры.

Впрочем, нельзя исключать, что АКИМ в данном случае мало интересуют деньги как таковые и что своей последней вылазкой группировка исполнила внешний заказ.

В первую очередь подозрение падает на Саудовскую Аравию, выполнившую обещание отомстить Алжиру за занятую им позицию по Ирану, Йемену и Сирии.

В любом случае, произошедшее нападение показало уязвимость Алжира и неспособность его властей гарантированно обеспечить безопасность стратегически важных объектов, от функционирования которых зависит пополняемость и без того опустевшей казны.

Причем упор в атаке был снова сделан на эксплуатируемые иностранцами объекты, что представляется неслучайным.

Несмотря на попытки алжирского руководства продемонстрировать самостоятельность в решении технических проблем, включая модернизацию собственного энергетического сектора, без помощи иностранных компаний это сделать не удается.

И теперь от решения их руководства BP и Statoil зависит – будут ли они дальше расширять свое присутствие на местном рынке или они займут выжидательную позицию, или даже свернут здесь свое присутствие?

Не исключено, что произошедшее может реально напугать щепетильных в соблюдении безопасности своих сотрудников европейцев.

Во всяком случае, они требовали предоставления четких гарантий неповторения «проколов» вроде того, что случился в Ин-Аменасе в 2013 г. После их получения руководство BP и Statoil решило возобновить свое полноценное сотрудничество с Алжиром.

Учитывая произошедшее, нельзя исключать того, что они здесь останутся, но будут тайно сотрудничать с АКИМ, выплачивая ей определенную дань за предоставление реальных гарантий безопасности своему бизнесу.

Учитывая вполне определенную финансовую самостоятельность ТНК, полностью такой сценарий исключать нельзя.

Что же касается Алжира, то ему сейчас придется очень сильно постараться, чтобы доказать свои возможности всецело контролировать ситуацию на своей территории и реально гарантировать безопасность жизни иностранных специалистов.

Однако ситуация для него более серьезная. Происшедшее наглядно показало наличие в безопасности государства очень крупных «прорех», через которые свободно пробираются целые группы иностранных террористов, да еще с тяжелым оружием.

И эта проблема становится особенно актуальной в свете объявленной летом 2015 г. войны Алжиру со стороны «Исламского государства» (запрещено в России).