- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о первых результатах расследования терактов в Брюсселе

Первые результаты расследования терактов в Брюсселе пока полностью подтверждают наши предыдущие выводы. Следствие практически уверено, что проведенная операция была гораздо меньшей по объему, нежели чем планировалось заранее. Террористы были вынуждены атаковать во многом спонтанно, с учетом ареста своего главаря С.Абдесаляма. При этом во время его ареста двум будущим исполнителям теракта в аэропорту удалось убежать по крышам, отстреливаясь (!!!!). О профессионализме бельгийской службы безопасности мы уже говорили, добавить здесь нечего. Отметим, что в аэропорт исполнители ехали на такси, что нетипично. Это могло означать только одно – их не волновало возможное опознание таксистом впоследствии, а такси привлекает не такое внимание дорожной полиции. Но в такси не вместилось все пять чемоданов, которые они планировали взрывать. Таким образом, совершенно оправданно сделать вывод, что количество членов группы было невелико. Иначе они бы использовали сработавшую эффективно в Париже комбинацию огня из стрелкового оружия и подрывов СВУ. Найденный в аэропорту автомат об этом намерении свидетельствует. Рискнем утверждать, что основной костяк группы погиб во время операции в Париже, а затем во время ареста Абдесаляма. Там погиб еще один боевик. Скорее всего, именно те три человека, которые и выехали в аэропорт на одном такси — один неустановленный боевик и два смертника. остались фактически одни. По крайней мере, в той группе, которая должна была атаковать аэропорт. Иначе бы они вызвали два такси. С этой историей не очень вяжется некий черный «Ауди», который по свидетельским показаниям, на большой скорости выехал из аэропорта сразу же после взрывов. Интересно, что неустановленный боевик предпочел не взрываться сам, а подорвать СВУ дистанционно. Повторим, что изначально возвращаться они не собирались, значит первоначальным замыслом предполагалось, что взорвут себя все трое. Но один раздумал, и это очень интересный факт. Именно по той причине, что все трое были не очень уверены в решимости друг друга, они и поехали все вместе на одном такси, пожертвовав количеством задействованного в теракте СВУ. Если опознания всех жертв в аэропорту пройдет без неожиданностей, и нам не предъявят впоследствии третьего, то значит эта версия абсолютно верна. Из всего этого мы делаем вывод о том, что наши первоначальные рассуждения о крайне малом количестве террористов оправданны. Трое или четверо организовали взрыв в аэропорту, еще двое или трое в метро и на улице. Там работали дистанционно, или, скорее всего, с помощью таймера. Но страхуясь с помощью альтернативного дистанционного управления. Таким образом, общее количество боевиков составляет шесть-семь человек. Это именно локальная группа, но не сеть, как это сейчас пытаются представить сотрудники европейских спецслужб. В Париже также работало примерно столько же. При этом СВУ, которые задействованы были в Париже и Брюсселе идентичны по почерку изготовления. Предполагается, что их делал один человек Наджим Лашрауи, которого сейчас ищут (первоначально объявили, что он погиб в аэропорту). Он был  в аэропорту и очень возможно — именно он и уехал с кем-то на черном «Ауди». Но с явным превышением скорости, что выдает непрофессионала. С СВУ вообще много вопросов.

По предварительной экспертизе, СВУ содержал каждый до тридцати фунтов вещества triacetone triperoxide (TATP). Это не ново для специалистов, но есть нюансы. Профессиональные террористы-инженеры или боевики предпочитают с TATP не работать. Оно очень чувствительно к внешним воздействиям (поэтому таксисту и не дали оказать помощь в погрузке багажа в автомашину). Его очень трудно и опасно синтезировать, малейшая небрежность — и последует взрыв. Кроме того, у этого вещества очень короткий срок годности, его нельзя заготовить впрок. При этом синтезировать и снарядить большое количество СВУ является предельно сложной и опасной задачей, что серьезно лимитирует объемы его применения. Саперы ХАМАСа прозвали по этой причине TATP «матерью сатаны» и практически отказались от его применения. Таким образом, по первичной версии получается, что в лице Наджима Лашрауи мы имеем дело с новым талантом. Но есть очень серьезные вопросы к его квалификации. Он электронщик по профессии, но не химик. А значит занимался в основном схемами подрыва. А вот химик, или химики из поля зрения полиции и спецслужб, похоже, выпали. Человек, который обладает такими навыками, для террористического подполья очень ценен, и играть в смертника он не будет. При крайнем дефиците кадров, в крайнем случае, он будет страховать исполнителей дистанционно. Что и делал Лашрауи в аэропорту. Опять же рискнем утверждать, что он не один участвовал с сборке СВУ. Наверняка есть еще профессиональные химики, и связь с ними террористы держали именно через Н.Лашрауи. На месте спецслужб, мы бы проверили всех бывших одноклассников Лашрауи по технологическому институту, и в первую очередь, этнических арабов. На это указывает и еще один момент. На квартире террористов было обнаружено большое количество перекиси водорода и ацетона промышленного назначения. Они не были куплены в аптеке или магазине, в таких количествах это нереально. Также малореально изготовить такое количество в кустарных условиях. Значит, их достал человек, который работает на производстве или в лаборатории. Именно он (или они) и снаряжали СВУ, Лашрауи снабжал их сетями подрыва, а остальные изготавливали поражающие элементы.

В любом случае, повторим, что говорить о сотнях ячеек ИГ в Европе не следует. Речь в лучшем случае идет о сотнях сочувствующих, которые при определенных условиях станут террористами. Причем интересно, что все террористы являются людьми, родившимися и выросшими уже в Европе. Мигрантов среди них нет. Но из этого совсем не следует, что дети тех мигрантов, которые сейчас потоком хлынули в Европу не станут джихадистами.