- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за выдворением из Марокко персонала МООНРЗС

Выдворение властями Марокко персонала Миссии ООН в Западной Сахаре может привести к возобновлению конфликта в этом регионе, а также будет иметь серьезные последствия для всей миротворческой деятельности. Об этом заявил  журналистам заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак. По его словам, лишившись 73 сотрудников, Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) не может выполнять «около 15 ключевых задач», возложенных на нее Советом Безопасности. «Военные наблюдатели продолжают следить за прекращением огня, но им не хватает логистической поддержки», — подчеркнул Ф.Хак, добавив, что уже на следующей неделе персонал миссии может столкнуться с нехваткой питьевой воды и продуктов питания. Он предупредил, что «без миротворческих сил, выполняющих предписанные им задачи, появится реальная опасность возобновления сильной напряженности, и, возможно, конфликта». Он обратил внимание, что представители Фронта ПОЛИСАРИО, добивающегося независимости Западной Сахары, уже заявляли, что вывод миссии ООН будет шагом к войне.

Кризис в отношениях между Марокко и ООН был спровоцирован высказываниями генерального секретаря Пан Ги Муна, который в ходе визита в Алжир в начале марта заявил об «оккупации» Западной Сахары. После этого, собственно, и начались конкретные действия Рабата по лимитированию деятельности миссии ООН, что на самом деле большим сюрпризом не стало. Марокканский монарх предварительно практически полностью рокировал свою внешнеполитическую команду, избавившись от «нерешительных» фигур, которые пытались, по его оценке, «до бесконечности затянуть процесс урегулирования в Западной Сахаре». Действия Мухаммеда VI — это не просто результат приступа ярости от «неуклюжих» действий генсека ООН, которые оказались идеальным предлогом. Король имеет очень точную конечную цель. Он хочет полностью ликвидировать миссию ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), которая долгое время оставалась некой раздражающей Рабат «священной коровой».

Нынешний демарш марокканского короля был тщательно спланирован и, безусловно, направлен «на упреждение», поскольку на конец апреля с.г. запланирована презентация доклада Пан Ги Муна Совету Безопасности ООН в отношении Западной Сахары. Мухаммед VI в этой связи имел все основания полагать, что этот доклад, как минимум, ставит своей целью сохранения деятельности миссии ООН в прежнем объеме, а скорее всего — будут предприняты попытки по расширению ее полномочий «до наблюдения за правами человека». По крайней мере, на этот вариант очень надеялся личный посланник генсека ООН К.Росс. Для марокканского монарха вопрос в такой формулировке просто не стоит по определению. В 2013 году такая попытка институтов ООН чуть было не увенчалась успехом, что стоило марокканским властям потери множества нервных клеток. Отсюда и действия Рабата по максимальному сокращению членов миссии ООН как гражданского, так и военного крыла с целью выхода на заключительный доклад с фактической ситуацией «физической невозможности» МООНРЗС выполнить свои функции по мониторингу прекращения огня, не говоря уже о проведении референдума о независимости Западной Сахары, итоги которого предопределены.

У Рабата существует свой автономный план решения проблемы, который предусматривает предоставление Западной Сахаре автономии. И для проталкивания именно этого варианта король и совершил в последнее время несколько заграничных визитов с целью склонения позиции членов Совета Безопасности ООН в свою пользу. Это, прежде всего, Париж, «промарокканская» позиция которого у некоторых экспертов по этому вопросу не вызывает сомнения. Более или менее определился Мадрид. Он также поддержит Рабат. А вот с Москвой и Вашингтоном не все так далеко понятно. Москва очень осторожно высказалась по этому вопросу по итогам визита короля в российскую столицу в этом месяце. Тем более, что уровень экономических отношений между двумя странами не находится на подъеме. Американцы устами пресс-секретаря миссии США при ООН К.Купера заявили о безусловной поддержке продолжения мандата МООНРЗС, оговорившись при этом, что предложенный Рабатом план автономии является «реалистичным и заслуживающим доверия». Вашингтон просто обязан оглядываться на позицию Алжира по этому вопросу, с которым он пытается развивать военно-техническое сотрудничество. В том числе и в рамках использования алжирского воздушного пространства и территории для базирования своих дронов. Кроме того, руководство ПОЛИСАРИО в случае поддержки своей позиции обещает американцам предоставления своей территории для организации военной базы. В этой связи следует, скорее всего, ожидать половинчатого решения Совета Безопасности. Оно по западносахарскому досье будет включать пункт о продлении мандата миссии ООН и призывом к Рабату сделать все возможное для этого. А в качестве «утешающего приза» план короля Мухаммеда VI по предоставлению автономии будет отобран для рассмотрения соответствующими комиссиями ООН для его последующего благополучного забвения в недрах ооновской бюрократии.

Основным же локомотивом всей этой истории является советник короля по иностранным делам Фуад Али аль-Химма, который, собственно, и стимулировал марокканского монарха на такие решительные действия. Его позиция по вопросу Западной Сахары отличается жесткостью в отличие от министра иностранных дел Т.Фасси Фихри, который остается привержен старой линии «мягкой дипломатии». При этом Ф.А.аль-Химма уже несколько раз участвовал в решении спорных вопросов по Западной Сахаре, и не является новичком в этом деле. Сейчас он находится в фаворе и, «сцепив» короля с собой одной связкой (после недавних решений монарху отступать без потери лица уже некуда), приобретает все больший вес при планировании и осуществлении внешнеполитических действий на этом направлении. Именно он готовил визит Мухаммеда VI в Россию, для чего и прилетел в Москву заранее. Предположим с большей долей вероятности, что Ф.А.аль-Химма останется на плаву при всех вариантах развития ситуации. Королю Мухаммеду VI импонирует его энергия и наступательность. Но это не означает, что министр иностранных дел уйдет в небытие. Его функционал также жестко очерчен королем, и заступать на эту площадку Ф.А.аль-Химме не рекомендуется. Это, в частности, касается ливийского досье, где марокканцы серьезно опередили своих конкурентов из Алжира.