- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Почему не удается реализовать план ООН по урегулированию конфликта в Ливии

В Ливии нет альтернативы политическому урегулированию, поддержанному международным сообществом, для вывода страны из затяжного кризиса. С таким заявлением выступил министр-делегат при министре иностранных дел Алжира, ответственный за сотрудничество в рамках Магриба и со странами Африки Абделькадер Месахель. По его словам, «народ Ливии, противостоящий экономическому, гуманитарному кризису и террористической угрозе, хочет, чтобы страна совершила национальный рывок». Единственным путем для достижения этого, полагает министр, является «формирование в Триполи правительства национального единства», которому «предстоит преодолеть трудности и вызовы, включая создание новых институтов власти и борьбу с террористической угрозой». Это заявление необходимо, по нашей оценке, расценивать как попытку Алжира вновь попробовать разрешить патовую ситуацию в Ливии, которая вновь вошла в стадию перманентной стагнации. Напомним, что на первом этапе ливийского урегулирования в Магрибе обозначилось некое внутрирегиональное соперничество в попытках навязать сторонам конфликта и специальному представителю ООН по Ливии именно свой формат посредничества. Некоторое время переговоры шли фактически параллельно (правда, с разным составом участников) и преимущество Марокко в этой гонке обозначилось уже после того, как спецпредставитель ООН М.Коблер взял в этом споре сторону Рабата. В результате на свет появилось некое, пока чисто номинальное, образование в виде «правительства национального единства» во главе с Ф.Сараджем, которое до сих пор пребывает в Тунисе и готовит условия для своего переезда в Триполи. В принципе, это «дитя» было «мертворожденным» с самого начала. Достаточно вспомнить, как согласовывалась кандидатура министра обороны. Долгие и бесплодные переговоры между всеми желающими закончились в результате ликвидацией самого этого поста и передачи его функций коллективному органу управления в лице «военного совета». М.Коблер при этом вел переговоры с различными племенными кланами в попытке заручиться их поддержкой в рамках формирования вооруженных сил нового правительства, и даже добился неких успехов, заручившись поддержкой ряда полевых командиров из Мисураты. Но в результате новое правительство все равно осталось без своей армии, а этот фактор в нынешних политических реалиях Ливии является ключевым для самостоятельности любого руководящего органа. Отказавшись от введения поста министра обороны с единоначалием и центральным  управлением армией правительство Ф.Сараджа фактически в самом начале своей деятельности неформально объявило о своей полной политической несостоятельности. Ф.Сарадж при этом всерьез полагал на эффективную поддержку Запада в вопросах подтверждения своей легитимности. Но получил только устные публичные заверения, даже несмотря на то, что он фактически обратился в Брюссель с просьбой о прямой военной помощи. Такая помощь была оказана. Мы уже сообщали, что в Ливии сейчас дислоцируются контингенты спецназа США, Франции, Италии и Великобритании. Прорабатывается вариант установления постоянного базирования миротворческого контингента в составе 5 тысяч военных, основную часть которых должны по замыслу составить как раз итальянцы. То есть Ф.Сарадж питал некие надежды на то, что хотя бы на первом этапе своей деятельности он будет опираться именно на иностранные военные силы. Но западные страны своими действиями фактически дезавуировали его правительство и его самого в придачу. Они разбились на зоны ответственности — американцы и британцы стали воевать в составе племенного ополчения из Мисураты, а французы — в составе войск генерала Х.Хафтара. То есть Вашингтон взял на себя борьбу с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) в Триполитании, а французам досталась Киренаика с г.Бенгази. Иными словами, Брюссель и Вашингтон фактически признали бесперспективность установления какого-либо центрального правительства. В принципе они об этом говорили уже давно, когда практически открыто называли малореализуемым план ООН по выходу из кризиса.

Но все эти действия сами по себе дискредитируют саму идею нового правительства национального единства. Это хорошо видно по его попыткам переехать наконец-то в Триполи. На сегодняшний день это главная интрига происходящего. Запад занял абсолютно безответственную позицию в этом вопросе, предлагая Ф.Сараджу самому договариваться с племенными вождями и полевыми командирами. Даже несмотря на официальное приглашение глав исламистского Всеобщего национального конгресса (законодательный орган в Триполи, чьи полномочия давно истекли) Нури Абу Сахмейна приехать в Триполи, Ф.Сарадж и спецпредставитель ООН М.Коблер признают в неофициальных разговорах, что сделать это в ближайшее время нереально. Это связано, прежде всего, с позицией ряда полевых командиров, чьи отряды дислоцируются в Триполи, и которые категорически против признания нового правительства. Пока его поддерживает только часть отрядов из Мисураты и полевой командир Абдельрауф Кара, который командует «Силами Рады» и тесно связан с известным исламистом, бывшим главой Ливийской боевой группы (ЛБГ) А.Бельхаджем. Категорически против переезда Ф.Сараджа в Триполи выступает еще один мисуратовский командир Салах Бади, а также  Х.Таджури. Еще одним антагонистом Ф.Сараджа является авторитетный триполитанский командир Халед Шериф, который открыто угрожал убить премьера нового правительства. Против переезда правительства и вообще против этой идеи и еще один мисуратовец — Абдул-Рахман аль-Свейли. Противостояние между двумя этими лагерями даже привело к локальным боям в столице на прошлой неделе.

Все это ставит западные страны в сложное положение. Для того чтобы реализовать план ООН, они должны определиться со своими симпатиями и четко артикулировать их, пригрозив несогласным полевым командирам применением силы. Это единственный способ преодолеть анархию и партизанскую вольницу в условиях Ливии. Другой вопрос, что в этом случае американцы и европейцы втягиваются в очередной локальный конфликт со всеми его негативными последствиями. И вот этот момент основной, почему на Западе откровенно «тормозят» свои действия в Ливии, не стараясь особенно определять свою позицию.