- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве США и Пакистана

По информации МО США от 12 февраля 2016 г. подтверждена продажа партии истребителей F-16 C/D Блок 50/52 в количестве восьми единиц для ВВС Пакистана. Стоимость контракта оценивается в 699 млн долл. США. На следующий день  американский посол в Индии был вызван в дипломатическое ведомство этой азиатской страны, где ему было высказано мнение индийской стороны, о том, что подобные шаги официального Вашингтона способствуют дестабилизации обстановки в регионе.

По информации СМИ Пакистана, официальные лица в Исламабаде сдержанно приветствовали подписание контракта, помня о срывах контракта 1988 г. на поставку 28 истребителей из США.

Военно-политическое руководство Пакистана выступило с заявлением о том, что небольшая партия самолетов не способна изменить военную ситуацию в этом регионе, а скорее направлена на обеспечение возможностей ВВС Пакистана на борьбу с террористическими организациями, которые вольготно действуют в приграничных с Афганистаном областях. Кроме того, пакистанские военные специалисты отметили, что в вопросе укрепления обороноспособности официальный Нью-Дели также полагается на поставки импортного вооружения и военной техники.

Следует отметить, что вопрос боеспособности ВВС Пакистана стоит для официального Исламабада достаточно остро, поскольку большая часть самолетов истребительной авиации это устаревшие французские «Мираж 3», «Мираж 5», китайские «Цзянь 7П».  Для этих самолетов фактически отсутствуют запасные части, необходимые для поддержания летной годности. Вопрос приобретения современных боевых самолетов для ВВС Пакистана стоит особенно остро еще и в свете наличия у ВВС Индии около 200 истребителей Су-30МКИ, а также контракта на поставку более 30 новейших французских истребителей Рафаль.

По информации СМИ КНР, первая партия в количестве 40 ед. F-16 А/B была поставлена из США в Пакистан еще в 1981 г., в качестве меры прикрытия действий моджахедов от ударов советской авиации в районе границы Афганистана и Пакистана. В 1985-1986 гг. ВВС Пакистана потеряли восемь самолетов и к моменту вывода ограниченного контингента ВС СССР из Афганистана в строю оставалось только 32 истребителя, которые были распределены между 9-м и 11-м полками истребительной авиации ВВС Пакистана.

Известно, в 1988 г. Исламабад разместил заказ на 28 истребителей F-16 стоимостью 685 млн долл. США, однако в официальном Вашингтоне по политическим соображениям решили не выполнять контракт на поставку и просто не вернули деньги заказчику.

Спустя почти 13 лет (в 2001 г.) Вашингтон и Исламабад вернулись к вопросу реализации контракта на поставку истребителей, однако американские политики и оружейники, не желая накалять отношения с Индией и возвращать уже потраченные деньги, ,предложили сначала вариант поставки 8 истребителей-бомбардировщиков F-15Т (пр-во «Боинг») и 18 истребителей F-16C/D (пр-во «Локхид Мартин») в надежде, что Исламабад доплатит еще 625 млн долл. США за новую технику. Однако, после анализа тактико-технических характеристик и стоимости, пакистанские военные отказались от приобретения истребителей-бомбардировщиков F-15Т по причине высокой стоимости и отсутствия необходимости в мощных машинах подобного класса.

В результате многолетних переговоров к 2010 г. американская сторона согласилась за 625 млн долл. США передать из состава ВВС США 18 истребителей  F-16C/D, а также на авиазаводе в Турции в период с 2012 по 2014 гг. модернизировать 32 пакистанских истребителя F-16 А/B. Кроме того, за эту сумму ВВС Пакистана получили еще 13 истребителей F-16 А/B из состава ВВС Иордании, которые также были модернизированы на турецком авиапредприятии.

Всего же по замыслу военно-политического руководства Пакистана планируется к 2020 г. поставить в истребительные полки ВВС страны 111 единиц F-16C/D Блок 50/52 (в настоящее время в строю 76 машин), которые в сочетании с пакистано-китайской разработкой «JF-17 Гром Мк.1 и Мк.2» составят основу боевой авиации страны.

Кроме того, в Исламабаде намерены придерживаться небольшой номенклатуры авиационной техники во избежание проблем с запасными частями, снабжением, ремонтом и необходимостью закупок различного  ракетно-бомбового вооружения.

Китайские аналитики отмечают, что американский истребитель F-16C/D Блок 50/52 это хорошо вооруженная машина, которая позволяет осуществлять перехват воздушных целей на дальностях от 80 до 120 км, за счет ракет класса «воздух-воздух» AIM-120C. Подобная дальность обусловлена тактико-техническими характеристиками бортовой радиолокационной станции AN/APG-68(V)X, которая обнаруживает цели на дальности 140 км, а устойчиво их сопровождает на удалении 120 км и менее. Также для борьбы с воздушными и надводными целями данный самолет может применять ракеты AGM-65.

Кроме того, с дополнительными топливными баками, радиус боевого патрулирования F-16C/D Блок 50/52 составляет 1 500 км, что значительно больше чем у индийского Миг-29К, а мощное ракетное вооружение позволяет американской машине на равных состязаться с тяжелым Су-30МКИ.

Следует отметить, что в модификации  F-16C/D Блок 50/52 самолет укомплектован контейнерной системой разведки DB-110 а также дополнительным прицельной системой «Снайпер». Эти две системы позволяют не только собирать информацию об обстановке на земле, но и обеспечивают высокоточное прицеливание и эффективное применение авиабомб с лазерным наведением GBU-10, 12.

Подводя итог вышесказанному, очевидно, что военно-политическое руководство Пакистана и китайские военные советники понимают, что истребители F-16C/D Блок 50/52 являются больше «политическим товаром» нежели инструментом ВВС Пакистана. Это объясняется тем, что США жестко контролируют поставку сменно-запасных частей к этим самолетам, не допускают переговоров о передачи части технологий, что в итоге наводит на мысль о том, что Исламабад фактически является «заложником» оборонно-промышленного комплекса США.

Китайские и пакистанские спецслужбы отмечают пристальное наблюдение со стороны американских военных советников, которые работают на двух авиабазах ВВС Пакистана, где размещены истребители F-16C/D Блок 50/52.

Единственным вариантом для Пакистана в сложившейся ситуации является продолжение  программы модернизации совместной с КНР разработки «JF-17 Гром Мк.1 и Мк.2» или приобретение в КНР более мощных истребителей Цзянь-10Б.