- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских аналитиков применения странами арабской коалиции пилотируемой и беспилотной авиации в ходе гражданской войны в Йемене

Как известно, на стороне официальной Саны в борьбе с повстанцами-хоуситами выступает коалиция арабских государств, в состав которой входят и Объединенные Арабские Эмираты. Военно-политическое руководство этого  государства Персидского залива в марте 2015 г. приняло решение о переброске трех легких ударных самолетов АТ-802У (пр-во американской компании «Воздушный трактор») на авиабазу «Аль-Анад» в Йемене для обучения пилотов правительственных ВВС.

Следует отметить, что хоуситы неоднократно совершали нападения на эту авиабазу и по этой причине коалиция арабских стран вынуждена концентрировать значительные силы сухопутных войск для ее защиты. В противном случае наземные операции будут лишены эффективной поддержки с воздуха.

По информации СМИ КНР, в настоящее время в распоряжении ВС ОАЭ находится 24 ед. АТ-802У Блок 1/2, из которых 6 самолетов были переданы ВВС Иордании для ведения патрулирования вдоль пограничной линии. С учетом дружественной помощи соседним странам, военно-политическое руководство ОАЭ в конце 2015 г. приняло решение о приобретении очередной партии самолетов (в количестве 24 ед.) в модификации АТ-802У Блок 3.

Китайские специалисты отмечают хорошую маневренность, возможность выполнения полетов на малых и сверхмалых высотах, простоту и жесткость конструкции, надежность и износоустойчивость узлов и механизмов, а также большую вместительность топливных баков и умеренную топливную экономичность. Следует отметить, что боевая модификация этого самолета создана на основе самолета, предназначенного для сельскохозяйственных работ.

Специалисты оборонно-промышленного комплекса КНР внимательно изучили тактико-технические характеристики АТ-802У. В открытой печати сообщаются следующие ТТХ самолета: длина 10,49м, размах крыла 18,04м., высота 3,5 м., масса самолета 3793 кг., максимальный взлетный вес 7257 кг., полезная нагрузка 3629 кг. В качестве двигателя выбран надежный мотор от канадского филиала компании «Пратт энд Уитни» РТ6А-67F (мощность 1600 л.с.), который обеспечивает самолету максимальную скорость 394 км/ч, крейсерскую скорость 333 км/ч, максимальную дальность полета 2414 км. и практический потолок 7620 м.

При необходимости самолет может быть укомплектован дополнительными топливными баками, что увеличивает объем авиационного керосина с 1438 л., до 2801 л. С учетом дополнительного топлива самолет может находится в воздухе до 10 часов.

Известно, что военная разведка КНР собрала максимальный объем данных по этому самолету, включая взлетно-посадочные характеристики, режимы полета и пилотирования. Китайские специалисты полагают, что данный самолет отличается от большинства образцов американской техники низкими эксплуатационными расходами и приемлемой стоимостью, что привлекает покупателей по всему миру.

К положительным моментам для АТ-802У следует отнести его традиционную конструкцию с низким крылом, надежным двигателем и пятилопастным пропеллером. Практически все элементы конструкции выполнены из традиционных для современной авиации металлических сплавов.

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, а также подвесные системы наблюдения и прицеливания «Снайпер XR» позволяют применять различное вооружение, а именно:

– трехствольные пулеметы GAU-19 (калибр 12,7 мм.) с боезапасом 2900 выстрелов;

– авиационные оперенные бомбы с лазерным наведением BPW (вес. 50 кг., в количестве 2 шт., точность поражения 3 м);

–  противотанковые управляемые снаряды «Хэлфайр» (до 4 шт.);

–  малокалиберные реактивные снаряды с лазерным наведением DRAG (пр-во «Локхид Мартин» до 16 шт., точность поражения цели 1 м, т.е. в два раза выше ПТУР «Джавелин») или реактивные снаряды М270 (2 пусковые установки по 7 выстрелов);

– авиационные бомбы Мк 82 с лазерным наведением (вес 227 кг, в кол-ве 2 шт.)

– авиационные бомбы GBU-12 с лазерным наведением (вес 227 кг., в кол-ве 2 шт.).

Все перечисленное выше вооружение может быть размещено на 15 внешних точках крепления (по 4 под каждым крылом и 3 под фюзеляжем).

Китайские специалисты отмечают, что ВВС ОАЭ практически не используют дорогостоящие боеприпасы (GBU-12 более 20 тыс. долл. США за единицу, 16 ед. РС DRAG более 30 тыс. долл. США), поскольку у хоуситов практически отсутствуют долговременные и хорошо защищенные  объекты инфраструктуры. Достоверно известно, что ВВС ОАЭ приобрели небольшую партию ПТУР «Джавелин» (с головной частью разработки турецкой компании «Рокетсан») в варианте для АТ-802У, однако эти боеприпасы оставлены на случай борьбы с бронетанковыми колоннами хоуситов.

Кроме ВВС ОАЭ, в боевых действия в Йемене принимают участие и ВВС Катара, которые  применяют два типа беспилотных летательных аппаратов – немецкий «Луна Х-2000» (производство компании ЕМТ) и китайский СН-4 (производства концерна CASIC). Немецкие БЛА относятся к классу легких разведывательных аппаратов (вес 40 кг) и предназначены для ведения разведки и наблюдения. Следует отметить, что подразделениям хоуситов уже удалось сбить два немецких БЛА. В то же время потерь китайских машин в йеменской операции пока не отмечено.

По оценкам китайских специалистов, БЛА СН-4 относится к классу разведывательно-ударных машин, способен выполнять полеты в течение 40 часов, при максимальной дальности 3500 км., а практический потолок этой машины составляет 8000 м. Масса полезной нагрузки китайского БЛА составляет 345 кг., что позволяет вооружать его противотанковыми управляемыми снарядами (ПТУР) AKD-10 или AR-1.

Следует отметить, что китайские БЛА появились в ВВС Катара и ОАЭ, только после того, как военные специалисты из стран Персидского залива внимательно изучили опыт применения этих машин в ВВС Пакистана, а затем получили информацию от ВВС Ирака, которые первыми приобрели партию китайских БЛА. К позитивным моментам необходимо отнести как стоимость самого СН-4 (ниже американского «Рэптора» на 30%), так и китайских ПТУР AKD-10, которые дешевле американского «Хэлфайра» на 40%.

С учетом вышесказанного, представляется возможным утверждать, что ВВС богатейших стран Персидского залива в процессе борьбы с хоуситами задействуют все более широкую номенклатуру вооружения, поскольку эксплуатационные расходы на такие образцы ВВТ, как вертолеты АН-64Д или истребители F-16 неоправданно высоки.

В случае потери дорогостоящей техники и пилотов от действий зенитной артиллерии или ЗРК хоуситов, репутационные риски для военно-политического руководства неоправданно высоки.  В этих условиях, командование ВВС ОАЭ приступили к обучению пилотов на самолеты АТ-802У из числа йеменцев, а ВВС Катара практически полностью перешли на применение БЛА.