- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам визита президента Казахстана Н.Назарбаева в Иран

11-го апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во главе высокопоставленной политической и экономической делегации по приглашению президента Ирана Хасана Роухани совершил двухдневный визит в столицу Исламской Республики. Как сообщает пресс-служба президента ИРИ, визит казахстанского лидера стал переломным моментом в отношениях Тегерана и Астаны. Иранский президент принял своего казахстанского коллегу в историко-культурном комплексе Саадабад в Тегеране. В ходе визита было подписано 66 соглашений между представителями государственного и частного секторов на общую сумму 2 млрд долларов.

Встреча глав Ирана и Казахстана прошла перед началом предстоящего саммита Организации исламского сотрудничество в Стамбуле на высшем уровне. Стороны согласовали свои позиции по региональным и международным вопросам. Хасан Роухани заявил: «Иран и Казахстан должны донести до всего международного сообщества голос единства и сотрудничества исламского мира».

В ходе встречи президентов ИРИ и Казахстана Роухани сказал: «Сотрудничество между национальными банками двух стран и образование банковских представительств, облегченная выдача деловых виз иранским бизнесменам, а также поддержка государством частного бизнеса, могут быть важным шагом в дальнейшем развитии отношений между Тегераном и Астаной». Он призвал развивать сотрудничество в области сельского хозяйства, горнодобывающей сфере. Нефть, газ, нефтехимия, нефтепродукты, транспортировки и железнодорожное сообщение Иран-Казахстан-Туркменистан-Китай – пункты, по которым обе стороны выразили готовность сотрудничать.

Заместитель министра иностранных дел по азиатско-тихоокеанским делам Ибрагим Рахимпур прокомментировал подписанные между двумя странами соглашения. По его словам, данные соглашения будут эффективно помогать улучшению экономических отношений между двумя странами, было подписано около 30 меморандумов о взаимопонимании между частными компаниями.

Сторонами предусмотрены новые условия в области железнодорожного транзита, соединяющего две страны через Туркменистан. Стороны договорились увеличить объем грузоперевозок по этой ж/д ветке. В частности, были подписаны Меморандум о сотрудничестве между национальными компаниями «Железные дороги Исламской Республики Иран» и «Железные дороги Казахстана», протокол о сотрудничестве между иранской компанией судоходных линий (IRISL) и казахстанской национальной компанией  JSC (JointStockCompany), а также меморандум между Национальным фондом ИРИ и  специализированной компанией «Байтерек» Казахстана. Железная дорога, связывающая Казахстан и Иран была официально открыта 3-го декабря 2014 года при участии президентов ИРИ, Казахстана и Туркменистана. Данная ж/д стала восточной веткой коридора «Север-Юг» и связывает Китай и Россию с Персидским заливом.

Между двумя странами была создана совместная комиссия по сельско-хозяйственным вопросам. Это сотрудничество имеет особое значения для Ирана в связи с проблемой нехватки воды. Как известно, озеро Урмия на северо-западе ИРИ высохло более, чем на 90% из-за резкого роста сельского хозяйства. Огромные территории остались без орошения.  Возрождение озера одна из главных задач иранского правительства. Тегеран рассматривает все возможности по налаживанию водоснабжения этих районов. В свою очередь Министерство сельского хозяйства сообщает, что, по словам Н.Назарбаева, сельское хозяйство является привлекательной темой для деятельности и сотрудничества между двумя странами. Он добавил, что иранские компании, производящие зерно, скот, мясо, молочные продукты и перерабатывающей промышленности могут иметь большое влияние на торговлю с Казахстаном, и ИРИ и Казахстан могут «кормить» Китай и другие страны.

И.Рахимпур отметил так же тот факт, что Иран и Казахстан являются членами Организации экономического сотрудничества (ECO), также Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): Казахстан как член организации, и Иран – в качестве наблюдателя. В ходе встречи Х.Роухани и Н.Назарбаева стороны обсудили также возможность полноправного членства Ирана в ШОС. Тегеран уже подавал заявку на членство в организации в 2011 году. Этот вопрос обсуждается на всех саммитах ШОС, но окончательного решения пока нет. Ранее причиной отказа являлись санкции в отношении Исламской Республики. На сегодняшний день большая часть санкций отменена, однако есть возможность принятия новых санкций против ракетной программы ИРИ Советом Безопасности ООН. Россия, как постоянный член СБ, может своим правом вето поддержать ставшего союзником Тегеран, чтоб не создавать новые препятствия для региональной интеграции Исламской Республики.

Что касается вопроса безопасности, то замглавы судебной власти ИРИ Мохсен Эжеи и генпрокурор Казахстана Асхат Даулбаев подписали соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с кибер-преступностью, производством и оборотом наркотиков, а также призвали к борьбе с терроризмом. Эжеи заявил: «Враги изо всех сил стараются подорвать исламские страны. Потоки радикальных террористов в страны региона принесли тяжелые потери. Надеемся, что подписанные соглашения помогут в решении задач и проблем, стоящих перед регионом». По словам Рахимпура, президенты обсуждали возможность двустороннего соглашения в области безопасности в будущем.

Н.Назарбаев встретился также с Верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи. Как сообщила иранская газета «Этела’ат», в ходе встречи Хаменеи, подчеркнув расширение сотрудничества между Тегераном и Астаной в различных сферах  — политической, экономической, международной, борьбы с терроризмом, отметил, что некоторые страны, такие как, например, Соединенные Штаты, в борьбе с терроризмом «не честны и не серьезны», но исламские страны могут сотрудничать честно и избавиться от этой угрозы для исламского мира.

Иранская и казахстанская стороны обсудили также такие вопросы, как экология, туризм, дороги, водоснабжение и канализация, газопроводы, шахты и развитие геологоразведочных проектов, правовой статус Каспийского моря и сотрудничество двух стран на Каспии. ИРИ и Казахстан договорились о создании совместной судоходной компании по транспортировке грузов, об этом сообщил глава Судоходной копании ИРИ (IRISippingLines) Мохаммад Саиди. «Подобная компания будет стимулировать двухстороннюю торговлю через иранский порт Энзели и казахстанский порт Актау в Каспийском море», — сообщил Саиди. По-мнению государственного информационного агентства ИРНА, прикаспийская провинции Голестан может стать ближайшим и наиболее экономичным маршрутом для торговли с Казахстаном. Кроме того, в городе Горган проживает большая казахская община, провинция имеет культурные связи с этой страной, что также является положительным фактором.

Тегеран и Астана подписали контракт о строительстве трех ветряных и тепловых электростанций в центрально-азиатской стране в течение 18 месяцев стоимостью в 600 млн долларов между иранской компанией «САНИР» и казахстанской компанией «Евразия Групп Казахстан». По словам генерального директора компании «САНИР» Бахмана Салехи, контракт на строительство электростанции, с использованием иранского внешнего финансирования и строителей и подрядчиков из Казахстана, впервые реализовывается в этой стране.

Между тем, данные за прошедшие два года, показывают, что товарооборот между ИРИ и Казахстаном снизился. Так, по данным таможенной статистики Ирана, объем товарооборота между двумя странами в 2015 году составил 650 млн долларов, из которых около 570 млн – это экспорт из Казахстана. А экономический обмен между Ираном и Казахстаном в 2014 году составил 923 млн долларов, около 830  млн долларов казахстанский экспорт в Иран, и иранский экспорт в Казахстан  93 млн долларов. Экспорт Казахстана в Иран включает железо, сталь, пшеницу, зерновые культуры и корма для животных, а из Ирана — сухофрукты, цемент, краски, моющие средства, сталь, полимеры, сельскохозяйственные продукты и кухонные принадлежности. По сообщению пресс-службы министерства торговли ИРИ, стороны нацелены на достижении товарооборота на 1 млрд долларов.
По словам главы Организации по содействию торговле Валиуллы Афхамирада, впервые высшее лицо какого-либо государства садиться за один стол с представителями бизнеса и после встречи призвал своих коллег сотрудничать с Ираном.

Договор о сотрудничестве подписали также главы Центральных банков двух стран Валиулла Сеиф и Данияр Акишев. Стороны договорились об открытии филиалов своих банков в обеих странах, а также банковском надзоре, обмене опытом и расширении банковских отношений.

Что касается энергетической сферы, то, как известно, между Ираном и Казахстаном на протяжении десяти действовали своповые соглашения, но сотрудничество было прекращено в конце прошлого десятилетия. На сегодняшний день, когда санкции с Ирана частично сняты, Астана вновь готова наращивать сотрудничество в этой сфере. Тем не менее, крупных нефтяных контрактов пока не последовало. В рамках визита Н.Назарбаева было подписано соглашения о создании совместного предприятия в Иране для поставок систем технологического и коммерческого учета углеводородов на сумму 70 миллионов долларов между казахстанской компанией «Топан» и иранской «Электро Кевир».

***

Казахстан оказывал значимую поддержку Ирану в период санкций и в ходе ядерных переговоров. Экономические отношения, хоть и были ограничены, но сохранялись постоянно. Даже в период реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (ядерного соглашения) Казахстан помог Ирану, отправив 60 тонн «желтого кека», что позволило Исламской Республике обеспечить себя необходимым запасом энергии, после вывоза из страны обогащенного урана.

Геополитическая обстановка вокруг Ирана такова, что у Исламской Республики есть много конкурентов как в экономическом, так и в политическом плане. Избавившись от бремени санкций, Тегеран стремится, как можно скорее, стабилизировать свое экономическое положение, что позволит далее укреплять свою безопасность. Казахстан, как одно из влиятельных стран региона, а также член ЕАЭС, ШОС и союзник России, поставляющей вооружение, имеющей крупные нефтяные контракты с Ираном, может стать хорошим союзником для Исламской Республики, не считая тесные связи Астаны с Анкарой, ставшей настоящей проблемой для целого ряда стран.