- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации с контрабандой оружия в Аденском заливе

Обозреватели отмечают, что в последние резко интенсифицировался поток оружия и боеприпасов, которые поставляются морским путем через Аденский залив. При этом все усилия Интерпола и специализированных международных структур пока не смогли дать ответ на важный вопрос: кто конкретно стоит за этой контрабандой и кто входит в эту сеть международных торговцев оружием. Пока очевидно, что большая часть оружейного трафика, проходящего через Аденский залив, оседает затем в Сомали. Причем не только  в тех зонах, которые контролируют исламисты из «Аш-Шабаб». В этой связи последние по времени атаки и успехи «Аш-Шабаб» по установлению контроля над второстепенными морскими портами на побережье Сомали приобретают иной подтекст. Мы уже сообщали, что владение пунктами морской логистики на сомалийском побережье дает исламистам возможность контроля не только над контрабандой оружия, но и товарами гражданского назначения, например, древесного угля и продовольствия. В связи с активизацией именно контрабанды оружия оживилась (правда, без особого успеха) и интернациональная «группа 150», которая базируется на Бахрейне, и которая по своим функциональным обязанностям должна бороться с терроризмом и нелегальными поставками оружия. 20 марта с.г. французский фрегат «Прованс» из состава этой группы задержал у йеменского острова Сокотра рыболовецкое судно, которое перевозило сотни АК, снайперских винтовок Драгунова, пулеметов и ПТУР, которые планировалось доставить в Сомали. В первой декаде марта с.г. морская пехота Джибути захватила египетское судно, которое перевозило в Зеллах (Сомалиленд) стрелковое вооружение. 6 марта с.г. австралийские военные моряки захватили в территориальных водах Сомалиленда и отконвоировали в Оман рыболовецкое судно с грузом из сотен противопехотных мин, 2000 АК, 100 РПГ. По опросам захваченных моряков, груз пришел из Ирана, а вот мины, что интересно, были пакистанского производства. Отметим, что австралийские власти результаты своего расследования тщательно замалчивают. По крайней мере, они не дали никакой уточняющей информации ни сомалийскому министру иностранных дел А.Омеру, ни официальной миссии Африканского союза АМИСОМ, несмотря на их неоднократные запросы.
Тем не менее, определенная статистика в открытых источниках информации просачивается, и общая картина контрабанды оружия уверенно указывает на то, что в ней замешены власти еще одного государственного анклава на территории бывшего Сомали — Пунтленда. В частности, основной эпицентр торговли оружием дислоцируется в районе Босасо на территории этого анклава, и их организаторами (а вернее посредниками) выступают представители верхушки племенного клана Али Салабен/Мажертен. Основными логистическими портами таких операций при этом выступают Ласкарей и Белиид Виен. Интересно, что американцы и австралийцы пришли к разным выводам в отношении возможного получателя захваченного австралийским корветом груза вооружения.  Американцы априори уверены, что весь груз предназначался повстанцам-хоуситам в Йемене. Хотя при этом непонятно, зачем судно заплыло к берегам Сомали с явным намерением причалить именно в Пунтленде, когда есть практически свободный доступ в контролируемый повстанцами йеменский порт Ходейда. Австралийцы практически уверены в том, что оружие (по крайней мере, треть от всего объема) шло не хоуситам, а совсем другому адресату. А именно сомалийской исламистской группировке «Ахлу Сунна уа Джамма» в Гальмудуге. Это очень интересный момент, поскольку оружие из шиитского Ирана предназначалось чисто суннитской салафитской группе. Но в данном случае мы бы не спешили делать долгоиграющие выводы об использовании иранцами салафитских джихадистских групп в Африке в своих подрывных целях. Речь, скорее всего, идет о взаимовыгодном сотрудничестве. Иранское оружие сначала направляется в Пунтленд под защиту «Ахлу Сунна уа Джамма», а те уже потом переправляют его уже своими рыболовецкими лодками более мелкими партиями по нужным адресатам. Это и йеменские хоуситы, и, конечно, ХАМАС в секторе Газа. Но в последнем случае задействуется еще и сухопутный маршрут через Судан. Взамен за услуги салафиты получают часть вооружения, которое они продают всем желающим. Эта «крыша» дает возможность Тегерану избегать ненужной огласки, минимизировать риски своей возможной «засветки» на финальной части операции и решать разного рода деликатные проблемы на территории Сомали. В частности, в начале марта с.г. иранскому судну и его экипажу, которое было задержано и отконвоировано в порт Пунтленда Босасо благополучно удалось «бежать». Но не надо думать, что в Аденском заливе «плавает» только иранское оружие. Есть и йеменское, и украинское. Но Киев все-таки предпочитает перебрасывать свое «черное оружие» в основном воздушным путем с использованием своей национальной авиакомпании МАУ. Как это в прошлом месяце было сделано для Национальной гвардии габонского президента Али Бонго, который таким образом получил дополнительный весомый козырь во время прошедших президентских выборов.
Возвращаясь к теме нелегального трафика оружия в Аденском заливе, отметим, что снова активно заработал «иранский канал» поставок вооружения. Причем мы бы не стали здесь зацикливаться исключительно на формат поддержки проиранских хоуситов в Йемене или ХАМАСа в секторе Газа. Представляется. что Тегеран в условиях снятия экономических санкций всерьез рассматривает возможность реанимации своей экспансии через поддержку лояльных себе повстанческих групп или правительств (необязательно шиитов) на африканском континенте и уже приступил к практической реализации этих планов.