- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские аналитики об изменениях в структуре Рабочей партии Курдистана

Спецслужбы Турции в настоящее время допускают возможность использования Москвой курдских боевых групп для проведения дальнейшей подрывной работы против турецких интересов в регионе с целью дестабилизации ситуации в стране, смещения действующего президента Р.Т.Эрдогана и отвлечения усилий турецких силовиков от Сирии (и главное от Крыма) исключительно на внутренние проблемы. К такому выводы приходят аналитики ЦРУ США на основании последних изменений в структуре Рабочей партии Курдистана (РПК). В частности они указывают на растущее беспокойство Анкары по поводу проходящей консолидации сил РПК в Сирии и Турции в формате организации «зонтичной организации», в которую входило бы максимальное количество левацких курдских группировок, действующих в регионе. Новая организация получила название Народный союз революционного движения (НСРД), и ее возглавляет руководитель левого крыла РПК Дуран Калкан. Среди политических задач — противостояние Турции как государственной структуре, правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и Р.Т.Эрдогану лично. Методы — террористические атаки против турецких силовиков, а также инфраструктуры правящей в Турции ПСР и государственных институтов, а также иностранцев. Предварительные переговоры о создании НСРД начались в декабре прошлого года. Два месяца спустя в контролируемой сирийским правительством Латакии НСРД провела первое собрание и 12 марта с.г. официально объявила о своем создании. Среди иных организационных целей группировки — объединение под своей эгидой максимально возможного количества левацких курдских групп с заключением пактов о взаимодействии с некурдскими левацкими группами в Турции. Интересно, что в заявлении группировки резко критикуется и «соглашательская роль» легальных прокурдских партий, включая Партию демократии народов, но каких-то насильственных действий против них не предусматривается.

В НСРД на сегодняшний день входит официально десять левацких курдских групп, многие из которых уже состоят в Международных батальонах освобождения на севере Сирии и действуют под руководством Партии демократического союза (ПДС). Это, прежде всего, Турецкая коммунистическая рабочая партия — ленинцы; Турецкая коммунистическая партия — марксисты-ленинцы; Марксиско-ленинская коммунистическая партия. Эти группы уже давно взаимодействуют с РПК, в том числе и в рамках подготовки своих боевиков в ее тренировочных лагерях. Пока новая организация действует в основном на границе Сирии и Турции с четырьмя «зонами ответственности». Также организованы два логистических оперативных пункта на востоке и северо-востоке Турции для организации нападений на самой турецкой территории. В турецких городах, в которых проживают в основном курды, организованы ячейки самообороны. Уже отмечены случаи давления с их стороны на местных городских руководителей с целью вынудить их, либо тесно сотрудничать с повстанцами, либо уйти в отставку. Возрастание террористической угрозы в отношении иностранцев также резко возрастает и в общем-то эвакуация семей американских военных с севера Турции и предупреждения Госдепартамента о нежелательности посещать Турцию гражданам США связываются аналитиками именно с фактом возникновения НСРД. При этом прошедшие недавно террористические атаки в Стамбуле и Анкаре американские аналитики не связывают априори с НСРД. Вполне реально, что эти атаки были организованы независимыми левацкими группами. Как полагают американские эксперты, за созданием НСРД стоит желание РПК создать максимально широкий фронт оппозиции Р.Т.Эрдогану с включением в него некурдских левацких групп и придания нового импульса активности именно этого формата сопротивления. В частности, прежде всего это относится к Революционному фронту народного освобождения, который сильно ослаб в последнее годы, и чей боевой потенциал пока не позволяет проводит серьезные атаки. Окончательному объединению этих двух групп пока мешают личные разногласия между их руководителями. Что, впрочем, не исключает материально-техническую подпитку этой левацкой группировки со стороны РПК.

Совершенно очевидно, что создание НСРД является ответным ходом сирийских спецслужб на турецкое вмешательство в гражданскую войну. Это совпало с абсолютно безумной с политической точки зрения попыткой Р.Т.Эрдогана повоевать с курдами, ради чего он сам нарушил перемирие с ними. И в данном случае какие-либо оправдания в «предательской роли» РПК не работают, поскольку даже неустойчивое перемирие объективно играло на руку Анкаре в ее деятельности против режима Б.Асада. Но Р.Т.Эрдоган стремясь удержать власть, пошел на союз с турецкими националистами и, испугавшись набирающую силу легальную прокурдскую Партию демократии народов, в общем-то, принес в жертву интересы государства личным властным амбициям. Участие России в разжигании этой подрывной деятельности совсем не так очевидно, как это кажется турецким спецслужбам. Москва совершенно не заинтересована в своей «засветке» в такой сомнительной со всех точек зрения деятельности. Особенно с учетом планируемых нападений на иностранцев. Тем более, что при таком очевидном российском вмешательстве в Анкаре однозначно пойдут на стимулирование подрывной деятельности в Крыму. Не напрямую, конечно, но активно подталкивая к этому горячие головы среди экстремистских кругов на Украине.

Для того, чтобы начать активно действовать, Москве необязательно оказывать НСРД прямую военную помощь. Это вполне могут делать и Дамаск, и Тегеран, о роли которых в этом процессе и турки, и американцы глухо молчат. Тем не менее, именно Тегеран в лице руководства КСИР стоит за этой идеей создания НСРД и ее практическим воплощением в жизнь. В любом случае Турция получила в принципе то, о чем говорили многие аналитики еще в самом начале истории со срывом перемирия с РПК. Это начало консолидации курдских и иных экстремистских групп в один «интернационал» с целью если не свержения персонально Р.Т.Эрдогана, то, по крайней мере, серьезной дестабилизации ситуации внутри Турции. А это автоматически бьет по туристическому сектору и вообще экономике страны. Что создает условия для смены турецкого режима вполне демократическим путем из-за роста социального протеста.