- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О саудовско-американских отношениях накануне визита президента США Б.Обамы в КСА

Саудовская Аравия угрожает администрации президента США Барака Обамы распродать свои американские активы стоимостью 750 млрд долларов. Эр-Рияд добивается, чтобы Б.Обама не допустил одобрения в Конгрессе США  законопроекта, позволяющего судить саудовское правительство в американских судах по обвинению в причастности к терактам 11 сентября 2001 года, сообщила 15 апреля  телекомпания Си-эн-эн. По ее информации, «представители Пентагона и Госдепартамента» конфиденциально провели несколько встреч с американскими законодателями, «предупредив их о тяжелейших экономических и финансовых последствиях» подобного законопроекта. Дело в том, что этот документ в случае утверждения позволит налагать арест на банковские счета и другие активы Саудовской Аравии, находящиеся на территории Соединенных Штатов. Поэтому Эр-Рияд в случае появления реальной угрозы просто распродаст свои активы, которые включают ценные бумаги казначейства США. Об этом администрацию Б.Обамы поставил в известность глава МИД КСА Адель аль-Джубейр в ходе визита в Вашингтон в прошлом месяце, уточнила телекомпания.

Как сообщил ранее телеканалу «Фокс ньюс» бывший сенатор Боб Грэм, президент США в пределах следующих 60 дней прикажет снять гриф «совершенно секретно» с 28 страниц отчета о расследовании терактов в США 11 сентября 2001 года. В документах могут содержаться сведения о связи с терактами Саудовской Аравии. Грэм входил в состав комиссии Сената и Палаты представителей Конгресса, которая проводила расследование. Он сказал, что о готовящемся через 1-2 месяца рассекречивании его уведомили в Белом доме. «Я рад, что после двух лет (моих просьб-авт.) данный вопрос выносится на окончательное рассмотрение президента», — отметил экс-законодатель. Его поддерживают многие влиятельные сенаторы и конгрессмены, которые давно недовольны крепнущими связями с Эр-Риядом и намереваются свернуть их за счет различных законодательных актов.

Зачем именно сейчас понадобилось вспоминать события минувших дней, и почему так всполошились саудовцы? Ибо если они не виноваты, то зачем нервничать? Нервничать, как выясняется на примере иранцев, надо всегда, когда имеешь дело с американскими законодателями и американской юстицией. Мы имеем в виду недавний вердикт суда Нью-Йорка, который просто так вынес представление о том, что «именно Иран несет ответственность за теракты «11 сентября», поскольку он поддерживает «Аль-Каиду»». То, что шиитский Иран по определению не может иметь ничего общего с суннитской «Аль-Каидой» и тем же саудовским подданым Уусамой бен Ладеном, американских судей не смущает. Этот эпизод вообще показывает уровень кругозора американской юстиции, и ту доказательную базу, на основании которой она принимает решения. Но решение суда Нью-Йорка соглашение по иранской ядерной программе (ИЯП) не отменила и не отменит. Никоим образом она не повлияет и на нынешнее состояние саудовско-американских отношений. Обратим внимание, что в США явно на фоне предвыборной кампании идет борьба между различными группами влияния, которые в том числе используют и моменты глобальной внешнеполитической борьбы между Ираном и КСА. Причем ударна иранском направлении явно инициировали республиканцы, а вот по Саудовской Аравии ударили уже демократы с учетом тесных связей  Республиканской партии в лице клана Буша и Д.Чейни с представителями королевской семьи КСА. Хотя справедливости ради отметим, что и среди республиканцев довольно сильны «антисаудовские настроения», и за ними стоят не только лоббисты «сланцевой революции», но и силовики, которые хлебнули лиха в Афганистане и Ираке и на своей шкуре убедились, кого на самом деле саудовцы спонсируют.

То есть условно саудовские и иранские лоббисты решили обменяться выпадами. Сразу отметим, что в отличие от иранцев, саудовцам есть о чем тревожиться. «Засекреченная часть» доклада Конгресса в принципе уже давно гуляет по рукам, и из него выходит, что террористы получали финансовую поддержку или тесно сотрудничали с благотворительными фондами КСА, один из которых возглавляла супруга тогдашнего посла КСА в США и будущего главы Управления общей Разведки (УОР) КСА принца Бандара. Фигурирует там и еще один благотворительный фонд КСА –«Беневоленс интернешнл». Но он на фоне расследования был благополучно закрыт вскоре после терактов. Да и сама система саудовских благотворительных фондов была построена таким образом, чтобы в любой момент Эр-Рияд мог от них дистанцироваться. Вопрос в том, что рассекречивание доклада (в чем мы сомневаемся) может запустить механизм расследований по более важным вопросам, например, глобальной связи Эр-Рияда с «Аль-Каидой», контактов членов королевской семьи с Усамой бен Ладеном, и т.п. И тут действительно можно получить не только арест активов. Можно ведь и прийти к выводам о том, что за всеми этими главными «угрозами цивилизованному миру» в лице «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещены в России) в реальности стоят происки представителей аравийских монархий в лице КСА и Катара соответственно. Но в этом пока никто в США серьезно не заинтересован.

То, что в Саудовской Аравии так болезненно воспринимают как личный выпад, в реальности помимо внутриполитической борьбы в самих США, имеет еще и подтекст стратегической линии на воссоздание на Ближнем Востоке баланса сил различных региональных игроков. И в этой ситуации на фоне экономической реанимации Ирана окончательно «топить» КСА Белому дому просто не нужно. Но необходимо приструнить строптивых саудовцев накануне «исторического» визита Б.Обамы в КСА. Как сообщила пресс-служба Белого дома, Обама нанесет визит в Саудовскую Аравию 21 апреля. Там он проведет переговоры с королем Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом, примет участие в саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Обратим внимание на заявление бывшего сенатора Б.Грэма о том, что «президент примет решение о рассекречивание через двадцать дней». То есть аккурат по итогам своих бесед в Эр-Рияде. Таким образом, мы имеем налицо очередной рычаг прессинга на Эр-Рияд, который должен создать благоприятную атмосферу для Б.Обамы в формате того, что он собирается саудовскому руководству поведать. А сообщить он им хочет как раз о линии Белого Дома на воссоздание баланса сил в регионе, и о необходимости Эр-Рияду более послушно вести себя на сирийском направлении, перестать поддерживать «плохих» исламистов, а начинать поддерживать «хороших». То есть тех, на кого ставят американцы. В любом случае констатируем, что между Вашингтоном и Эр-Риядом явно существует серьезное «недопонимание» по ряду вопросов внешнеполитической повестки дня. И еще рискнем предсказать, что попытка американцев надавить на Саудовскую Аравию на нынешнем этапе вряд ли чем-нибудь позитивным и результативным завершится. Прежде всего по причине того, что в Эр-Рияде уже выстраивают свою линию поведения с учетом будущего президента США. С Б.Обамой дружбы у КСА не получилось, поэтому саудовцы просто проживают этот оставшийся до нового хозяина Белого дома год без всяких трансформаций своей линии поведения.

Что касается угрозы КСА «распродать свои американские активы», то они, по крайней мере, выглядят наивно. Даже если Эр-Рияд в горячке и решит это сделать то, во-первых, это очень длительный процесс, а, во-вторых, с учетом подтекста и спешки придется продавать активы с большим дисконтом. Да и вообще само положение КСА не предусматривает таких шагов. США по-прежнему остаются главным гарантом внешней безопасности королевства и одним из основных финансовых партнеров, и пока эта ситуация не изменится, пугать Вашингтон «рапродажей» не рекомендуется. Если американцы просто установят санкции для КСА на использование своей финансовой системы и банков, то это королевство просуществует от силы год. Из всего этого следует вывод о том, что обращать большого внимания на все саудовские заявления не стоит. Пока важно только то, что стратегическое сотрудничество между Вашингтоном и Эр-Риядом дало серьезную трещину.