- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Слушание в сенатском Комитете по иностранным делам Конгресса США о дальнейших шагах по борьбе с «Исламским государством» и международным терроризмом

Несмотря на последние успехи сирийской армии, курдов, России и международной коалиции в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), борьба с террористами еще далека от завершения. ИГ по-прежнему достаточно сильно и внушает беспокойство как простым гражданам, так и политикам, ставя перед ними вопрос, как защитить свою страну от террористической угрозы и каким образом можно ее предотвратить. 12(13) апреля 2016 года на эти вопросы пытался ответить Комитет по Иностранным Делам Конгресса США.

Заседание, как обычно, началось с речи председателя комитета. Сенатор Боб Коркер отметил тревожные тенденции в мире:  за последний год увеличилось количество террористических атак, совершаемых ИГ по всему миру (жертвами стали Франция, Турция, Ливан, США), все больше организаций присягают на верность ИГ, кроме того, велико число и обычных людей – мусульман (и даже немусульман), присоединяющихся к группировке. Сенатор отметил, что Конресс хотел бы понять природу ИГ, его главные цели и то, каким образом их можно, если не уничтожить его сторонников, то хотя бы минимизировать исходящий от них вред. Для того, чтобы ответить на эти вопросы были приглашены три эксперта – Греми Вуд, эксперт Совета по иностранным делам, Метью Левитт, директор Программы Штайна по контртеррористической деятельности и Метью Олсен, бывший директор Национального центра по контртеррористической деятельности.

После Коркера, слово взял сенатор Дж.Кэрон. Он отметил, что сам по себе феномен терроризма не нов. Религия, нация, этничность – все это давало людям импульс для борьбы порой самими жестокими и кровавыми методами. После 11 сентября 2001 года, заявил Кэрон, у США накопился большой опыт борьбы с терроризмом, что внушает ему надежду, что и ИГ в конце концов будет побеждено. Кэрон особо подчеркнул, однако, что для того6 чтобы добиться этого6 важно задействовать не только военную мощь, но и дипломатию – способствуя распространению демократии на Ближнем Востоке, как основном регионе, порождающем террористическую угрозу. «Только разрешив политические конфликты на Ближнем Востоке, — подчеркнул Кэрон, — мы сможем одолеть ИГИЛ (Прежнее название ИГ, которое используется на Западе – авт.)».

Затем слово взял Греми Вуд. Он посвятил свое выступление разделению «обоснованных и необоснованных страхов», связанных с ИГ. Что касается обоснованных страхов, то они заключаются в следующем:

1.»Сторонники ИГИЛ реальны, они открыто и безапелляционно рассуждают о геноциде шиитов и любых групп, отрицающих путь, предлагаемый ИГИЛ».

2.Поддержка ИГИЛ весьма широка. Невозможно выделить какой-то определенной возрастной или социальной группы, особенно склонной разделять его идеи. «Среди его сторонников можно найти и молодежь, и людей преклонного возраста, как выходцев из малообеспеченных слоев населения, так и наоборот, людей с учеными степенями» — отметил эксперт.

3.Количество сторонников ИГ очень велико: десятки тысяч по сравнению с несколькими сотнями, поддерживающих «Аль-Каиду».

В то же время, продолжил Вуд некоторые страхи относительно террористов преувеличены:

1.«В первую очередь ИГИЛ заботится о сохранении собственных территорий, зрелищные атаки на страны Запада — это второстепенная задача для них».

2.Несмотря на то, что идеология ИГИЛ оказалась весьма привлекательной, и организация успешно пропагандируют образ своего «величия», все же она остаются достаточно локализованной группировкой.

2.ИГИЛ способно аккумулировать массовую поддержку. От «Аль-Каиды» же ИГИЛ позаимствовал «конспирологический» аспект – атаки на Запад. В то же время, продолжил эксперт, «именно способность к массовой мобилизации является сильной стороной ИГИЛ». Однако, оно не используют это настолько широко как могли бы, принося ее в жертву « конспирологическому» аспекту.

В завершении Вуд заметил «атаки на Запад, несомненно, будут продолжаться. Однако ИГИЛ не в состоянии эффективно использовать свои ключевые преимущества».

Следующим выступал доктор М.Левитт, посвятив свою речь глобальному распространению ИГИЛ. «Если среднестатистический гражданин может этого пока не замечать, то для экспертов это уже стало очевидным – ИГИЛ становится транснациональной группировкой, и она более опасна.»  Атаки сторонников ИГИЛ лучше спланированы, у них более продуманная идеология – идея о возможности вырваться «из грязи в князи» находит широкий отклик в сердцах мусульман, особенно в Европе, где им посылается совершенно другое сообщение – «Вы здесь не нужны, уходите». Именно такой подход Европы спровоцировал массовый «исход» мусульман в Сирию. Довольно часто, — отметил Левитт «люди уезжали воевать в Сирию, сталкиваясь с несправедливостью в Европе, или видя, как там (в Сирии-авт.) гибнут женщины и дети, и никто не собирается их защищать». И уже там они восприняли радикальные идеи, которые к этому времени уже ложились на хорошо подготовленную почву. Кроме того, вдохновляющая идея создания халифата так активно пропагандируемая ИГИЛ, также выглядит весьма и весьма привлекательно в глазах многих.

Именно поэтому, заключил Левитт, большая работы по де-радикализации населения лежит на плечах социальных работников, которые должны помочь людям адаптироваться и интегрироваться в европейское общество, не чувствуя себя ущемленными в правах.

Следующий выступающий М.Олсен заострил внимание на факторах, способствующих успеху ИГИЛ. Среди них он назвал следующие:

1.ИГИЛ смогло эффективно воспользоваться гражданской войной в Сирии и общей нестабильностью на Ближнем Востоке;

  1. Сторонники ИГИЛ достаточно хорошо подготовлены в военном отношении;

3.Они позиционируют себя как лидера мирового джихада. Численность ИГИЛ около 25 000 бойцов, а 8 других террористических группировок, присягнули ему на верность. Кроме того, в силу того, что многие американцы и европейцы воевали в Сирии и смогли вернуться назад – у ИГИЛ сформировалась достаточно широкая сеть «внутренних» бойцов, готовых совершать теракты на Западе.

Далее М.Олсен сосредоточился на необходимых мерах по борьбе с ИГИЛ. Так он считает, что в первую очередь «США нужно усилить работу разведки», проникая в саму структуру ИГИЛ, пытаясь понять и разрушить ее. Кроме того, необходимо усилить обмен информации с европейскими партнерами. Наконец, нужно приложить максимум усилий для борьбы с ИГИЛ на «идеологическом фронте». Завершил Олсен свое выступление довольно оптимистично: «ИГИЛ силен, однако благодаря урокам, извлеченным США из событий 11 сентября, Америка стала сильнее, и ни одна террористическая группа не может быть непобедимой».

После выступлений экспертов началось время вопросов. Первый вопрос был от сенатора Кэрона, которого интересовало, какие уроки, извлеченные из борьбы США с «Аль-Каидой», могут быть полезны при борьбе с ИГИЛ. М.Олсен ответил, что на уровне стратегии борьба с «Аль-Каидой» показало, насколько важно с одной стороны, сотрудничать с партнерами (Европой, союзниками на Ближнем Востоке), а с другой – проявлять определенную степень воли и лидерства.

На уровне тактики, продолжил Олсен, важно не прекращать борьбу до тех пор, пока результат не будет достигнут. Кроме того, вновь подчеркнул эксперт, обмен информацией с союзниками является важнейшим фактором успеха.

Следующий вопрос был о том, каким образом можно бороться с радикализацией в Ираке и Сирии.

Доктор М.Левитт ответил, что одним из главных факторов является так называемое «хорошее управление». «Бедность, — заметил он, пусть и не является основным фактором радикализации, но все же играет в этом существенную роль». Необходимо дать людям возможность достигать того, что они хотят (в экономическом смысле). Когда они не могут этого  — они более склонны к радикализации.

Следующий вопрос касался важности территориального фактора для ИГИЛ, и возможно ли сдержать угрозу, просто позволив ему контролировать завоеванные территории.  Эксперты сошлись во мнении, что обещание «халифата» действительно играет огромную роль. Однако были солидарны и в том, что «обменять» безопасность на территориальные уступки невозможно.

По мнению Олсена, территориальные уступки ни к чему не приведут, и количество атак в Европе будет возрастать в любом случае.

Доктор Левитт  считает, что атаки против Запада добавляют «величия» пропаганде ИГИЛ, что, разумеется, будет поощрять его на дальнейшую агрессию. При планировании дальнейшей стратегии борьбы считает он, нужно ответить на два вопроса «как быстро мы сможем уничтожить ИГИЛ и как быстро мы сможем заметить их позитивной альтернативой».

Один из последних вопросов касался связи ваххабитского и салафитского направлений ислама, распространенных в Саудовской Аравии и идеологии ИГИЛ. Все три эксперта сошлись во мнении, что связь существует и она весьма тесная. Идеология ИГИЛ, по сути базируется, на салафизме и ваххабизме, поскольку они нормализуют насилие, нетерпимость к «иным». Как отметил  доктор Левитт «не каждый ваххабит или салафит является сторонником ИГИЛ, однако, любой сторонник ИГИЛ так или иначе разделает салафитские или ваххабитские взгляды». Чтобы бороться с распространением этих идей, продолжил Левитт, необходимо активно сотрудничать с мусульманами умеренных взглядов, а также с европейскими странами, Вуд же добавил в завершение, что так как религиозные принципы обоих религиозных направлений существуют ни одно столетие, нужно стараться не изменить их (что бесперспективно), а постараться умерить их ожидания.