- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых проблемах и перспективах реформирования энергетического сектора Саудовской Аравии.

Обнародованная 27 апреля 2016 года наследником наследного принца Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Программа «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» была посвящена в том числе и вопросам энергетики.

Так, пункт 2.2 содержал обещание удвоить производство газа и соорудить национальную газораспределительную сеть.

Пункт 2.2.3 повествует о прогнозе утроения объемов спроса на энергию в стране к 2030 году и об отсутствии конкурентоспособного сектора возобновляемых источников  энергии (ВИЭ) в королевстве. Как один из путей преодоления этого вызова — провозглашение цели создать электрогенерирующую инфраструктуру, использующую ВИЭ общей мощностью 9,5 ГВт (сроки исполнения этих целей в документе не указаны). Помимо строительства электростанций, в этом же пункте заявлено о намерении создать целую отрасль, включая научно-исследовательскую  и производственную базу с целью возможности промышленного производства оборудования, материалов для создания соответствующей инфраструктуры, связанной с ВИЭ. В числе планируемых к построению предприятий – мощности по производству продукции из кремния (очевидно, для создания солнечных батарей) и продуктов нефтехимии. Правительство намеревается пересмотреть законодательство с целью привлечения инвестиций в сектор ВИЭ и принять ряд мер стимулирующего характера, а также пойти на частичную либерализацию топливного рынка.

Пункт 2.3, посвященный цели открытия экономики страны для бизнеса, в числе планируемых к принятию мер содержит намерение внести изменения в регулирование энергетического рынка с целью повышения его конкурентоспособности. Данный пункт можно трактовать по-разному: возможно, имеется ввиду принятие стимулирующих мер в налоговом или административном законодательстве для компаний, осуществляющих геологоразведку или добычу углеводородов; возможно, предполагается предоставление льготных тарифов на некоторые виды топлива или электроэнергию для компаний, инвестирующих в развитие той или иной сферы. За 15-летний период реализации программы меры, принятые в рамках этого пункта, могут быть предприняты самые разные.

Пункт 2.3.4 «Повышение конкурентоспособности энергетического сектора» звучит следующим образом:

«Мы планируем повысить эффективность системы поддержки со стороны правительства и наилучшим образом использовать ее преимущества, переориентировав ее в сторону определенных граждан и секторов. Например, мы понимаем, что предоставление субсидий без четких критериев приемлемости является существенным препятствием для конкурентоспособности энергетического сектора. Свободные рыночные цены должны, в долгосрочной перспективе, стимулировать производительность и конкурентоспособность среди коммунальных предприятий и открыть двери для инвестиций и диверсификации энергетического баланса в Королевстве. Мы также будем стремиться установить четкие критерии субсидирования на основе состояния отраслей экономики, их способности конкурировать на местном и международном уровне и их фактической потребности в субсидиях, не ставя под угрозу перспективные и стратегические отрасли». Очевидно, данный пункт предполагает проведение реформ в системе субсидирования энергетики внутри страны, хотя конкретные меры пока не ясны[i] [1].

Много сказано о развитии и инвестировании в «не нефтегазовые» сектора экономики, причем здесь планируются преобразования очень крупных масштабов. Однако не упоминается о планах по уровню добычи, переработки, потребления и экспорта углеводородов и нефтепродуктов. Что представляется странным, учитывая, что это — основа экономики Саудовской Аравии.

Также ничего не сказано о намерениях по развитию ядерной энергетики. Это, впрочем, не означает их отсутствие.

Что касается непосредственного энергетического сектора страны, то необходимость его расширения и реформирования сегодня – объективная реальность, а масштабы преобразований, на наш взгляд, могут серьезно отразиться на будущем развитии страны.

Саудовская Аравия, один из крупнейших производителей и поставщиков углеводородов и важный игрок на мировом рынке энергоносителей, сегодня стоит перед вызовом, характерном для всех стран Ближнего Востока – высокие темпы роста внутреннего спроса на энергию. К примеру, рост потребления основных нефтепродуктов в королевстве составлял в 2012 году – 5,3 %, в 2013 году – 4,2 %, а в 2014 году – 5,7 %[ii] [2]. Высокий показатель даже по региональным меркам (на Ближнем Востоке королевство уступает только Катару и ОАЭ).

Аналогичная ситуация в секторе электричества: данные об объемах потребления различаются, однако тенденция по его резкому увеличению налицо. Например, по данным исследования Оксфордского института энергетики, в период с 2002 по 2013 гг. внутренний спрос на электроэнергию увеличился на 78 % (со 128 млрд КВт/час до 240 млрд КВт/час)[iii] [3]. По данным EIA, в 2013 году этот показатель достиг 292 млрд КВт/час.

Согласно некоторым экспертным прогнозам, в ближайшее десятилетие средние темпы роста на электричество в Саудовской Аравии будут на уровне 7 % в год.

Главный источник спроса – домашние хозяйства, на которые приходится до 50 % потребляемого электричества, при этом более половины энергии расходуется на обеспечение функционирования кондиционеров. 17 % потребляют предприятия промышленности, 16 % прочие частные предприятия, и 13 % — государственные структуры.

На фоне в первую очередь высоких темпов роста населения (2,5 – 3 % в год), и, во вторую очередь, расширения городов и предприятий индустрии нетрудно догадаться, что причин для ощутимого снижения темпов спроса на энергию и особенно на электричество в ближайшие годы нет.

Не менее важным фактором, обуславливающим высокие показатели спроса, являются и низкие цены на электроэнергию, которые колеблются от 0,015 до 0,07 долл. США за киловатт/час в зависимости от времени использования, категории потребителей  и иных факторов. Эти цены очень низкие даже по региональным меркам, а обеспечиваются они во многом за счет политики субсидирования со стороны правительства, которая была основана в предыдущие годы. Само субсидирование происходит главным образом на этапе продажи энергоносителей электростанциям по ценам, которые в десятки раз ниже средних значений в мире. В свое время эти меры позволили повысить уровень благосостояния жителей страны, стимулировать отдельные отрасли, но они же несли в себе обратный эффект в виде пренебрежения принципами экономии, особенно со стороны граждан королевства. Видимо, это и подразумевалось в пункте 2.3.4 Программы, где говорилось «о препятствии для конкурентоспособности энергетического сектора».

В 2010 году правительство пошло на повышение тарифов, но тогда эти меры коснулись только промышленных предприятий, бизнес структур и правительственных организаций, тогда как цены на электричество для домашних хозяйств не изменились.

Повторимся, что пока конкретных решений в области тарифной политики озвучено не было. Упомянутую фразу из «Видения 2030» можно понимать по-разному: теоретически, все это может ограничиться только декоративными мерами. Но реальность диктует свое.

Согласно некоторым экспертным прогнозам, в случае грамотного подхода к реформированию тарифов на электроэнергию для всех потребителей, главным образом путем их повышения, темпы роста спроса на электричество могут снизиться с 7 % до 3 % в год[iv] [4]. И хотя эти цифры представляются слишком оптимистичными, необходимость принятия подобных мер действительно есть.

На наш взгляд, правительство будет вынуждено пойти на пересмотр тарифной политики, причем уже в ближайшие 1-3 года. И в первую очередь это коснется электроэнергии для домашних хозяйств как самого крупного и растущего потребителя. Конечно, с целью минимизации негативного эффекта (особенно социального) от непопулярных мер переход следует осуществлять постепенно и осторожно. Но и времени на эти меры у Эр-Рияда не так много: в условиях роста потребления и необходимости инвестирования в создание новых мощностей нельзя допустить, чтобы спрос на энергию превысил ее предложение. Тем более, что амбициозные цели по развитию «не нефтегазовых» секторов (туризм, транспорт, промышленность и др.) и привлечению инвестиций теоретически тоже должны потребовать наличие стабильного и недорогого источника энергии, в том числе электричества.

Еще одно важное направление – реформирование государственных структур, работа которых, по мнению ряда экспертов, тоже может быть более эффективной.

Прежде чем перейти к анализу заявленных целей о развитии ВИЭ, приведем некоторые данные о структуре производства электроэнергии в королевстве.

Общая мощность электрогенерирующих мощностей страны сегодня,  достигает 70 ГВт[v] [5]. По данным EIA – 65 ГВт. Почти все электростанции королевства используют в качестве сырья газ (39 %), сырую нефть (35 %), дизельное топливо (20 %) и иные нефтепродукты (6 %)[vi] [6]. Конечно, все это обусловлено соответствующей ресурсной базой. Саудовская Аравия – страна с одной из самых высоких долей использования нефти в производстве электричества.

77 % мощностей принадлежит Saudi Electric Company.

37 % станций расположены в восточных регионах страны, 34 % — в западных, 21 % в центральных и 8 % в южных.

При этом газ используется только на станциях в восточных (здесь расположена газодобывающая инфраструктура) и центральных областях, для остальных регионов характерно производство электричества из нефти и нефтепродуктов.

В ряде источников указано о наличии планов по увеличению имеющихся мощностей до 120 ГВт к 2032 году[vii] [7]. То есть, должен быть сооружен ряд станций общей мощностью около 50 ГВт. Правда, ссылки на правительственные документы в связи с этим отсутствуют. Можно предположить, что подобные намерения (возможно, с незначительно измененными показателями объемов и сроками) действительно имеются с целью обеспечения растущих потребностей.

Основным энергоносителем в процессе электрогенерации останутся нефть и газ: альтернативной замены им в условиях королевства при сегодняшних условиях просто нет. На них же придется наибольшая доля новых станций, планируемых к построению.

В упомянутой Программе обозначено о намерении соорудить объекты электрогенерации, использующие ВИЭ, общей мощностью 9,5 ГВт. В случае их реализации к 2030 году и при условии достижения заявленных показателей в 120 ГВт доля ВИЭ будет на уровне 7-8 % в общей доле производящих электричество мощностей. По сегодняшним меркам это достаточно крупный показатель, да и сам заявленный объем в 9,5 ГВт выглядит очень внушительно, что потребует серьезных инвестиций. Однако через 15 лет ситуация с ВИЭ в мире может измениться коренным образом, и заявленные Эр-Риядом показатели будут восприниматься совсем по-другому.

Основная роль в политики ВИЭ королевства будет отводиться солнечной энергии. На фоне развитых стран уровень развития сектора в стране невысокий, но некоторая база и опыт уже имеются. Речь идет главным образом о компании ACWA Power, основанной в 2002 году на средства частного и государственного капиталов. Компания специализируется на инвестициях и сооружение предприятий в сфере энергетики и опреснения воды. Сегодня она располагает предприятиями в энергетике общей мощностью 18 ГВт и опреснительным оборудованием общей мощностью 2,5 куб. м/день. Энергетические проекты компании достаточно диверсифицированы, различаясь по видам производства электроэнергии, масштабам и географии проектов. При этом собственная технологическая и производственная база ограничена, широко используются иностранное оборудование и технологии. В списке инвестиций ACWA Power проекты в ОАЭ (участвует в строительстве солнечной электростанции в Дубае и в строительстве угольной электростанции мощностью 1,2 ГВт в Дубае), Иордании (владеет 40 % акций в комплексе CEGCO, который сегодня обеспечивает около половины производства электричества в стране), Чехии (проект Beatona BioEnergie – строительство станции, работающей на мусоре), Марокко (строительство знаменитого комплекса солнечных станций Уарзазат общей мощностью 500 МВт), Мозамбике (угольная станция мощностью 275 МВт), Омане (газовая электростанция Барка мощностью 427 МВт), Турции (строительство газовой станции Kirikkale мощностью более 900 МВт), Болгарии (строительство солнечной станции мощностью 60 МВт)[viii] [8]. Можно предположить, что компания станет исполнителем значительной части «солнечных» проектов в королевстве. Не исключено участие в них Saudi Aramco и Saudi Electricity.

Чем же обусловлено желание Эр-Рияда пойти на такие крупные инвестиции в развитие ВИЭ?

Причин несколько.

Сразу отметим, что при сегодняшних условиях в королевстве это не самый предпочтительный путь для решения проблем, связанных с энергетической безопасностью. Саудовской Аравии с ее гигантскими запасами углеводородов намного проще соорудить новые станции, использующие нефть или нефтепродукты, что потребует меньших финансовых и временных инвестиций. Так, стоимость проекта Уарзазат в Марокко, который состоит из 3-х станций общей мощностью 0,5 ГВт, оценивается в 1,438 млрд долл. США[ix] [9]. И это с учетом того, что ACWA Power, выигравшая конкурс на строительство, пошла на значительные уступки, предложив цену на 25 % ниже по сравнению с другими претендентами. Очевидно, что это было политическое решение о субсидировании проекта со стороны Эр-Рияда. Для сравнения: стоимость строительства станции Qurayyah IPP в Восточной провинции Саудовской Аравии (2011-2015 годы), которое осуществлялось в том числе с помощью ACWA Power, мощностью 3,9 ГВт (почти в 8 раз больше Уарзазата), оценивается в 2,85 млрд долл. США (в 2 раза дороже Уарзазата). Даже при таком поверхностном анализе видно, что экономическая выгода от реализации «солнечных» проектов сомнительна.

Попутно встает вопрос и о стоимости «чистой» электроэнергии на внутреннем рынке: отпускать ее по сегодняшним ценам потребителям будет более проблематично, что потребует или более высоких субсидий, или пересмотра тарифов.

Маловероятной представляется и причина, что Эр-Рияд намеревается диверсифицировать структуру энергопотребления с целью снижения нагрузки на нефтяные месторождения таким образом: запланированные к сооружению мощности ВИЭ могут обеспечить незначительную часть спроса, при этом объем требуемых инвестиций очень большой.

С другой стороны, средняя стоимость производства солнечной энергии в мире в последние 5 лет снизилась на 75 %, что вызвано технологическим прогрессом. Однако региона Ближнего Востока это коснулось в меньшей степени: здесь стоимость уменьшилась лишь на 20 %, что объясняется отсутствие собственной технологической и производственной базы и низким уровнем инвестиций в сектор. Конечно, приведенные цифры очень усредненные, но то, что уровень развития сектора в регионе значительно отстает от его потенциала и от мирового уровня, есть очевидный факт. По-видимому, Эр-Рияд рассчитывает на получение выгоды в более долгосрочной перспективе, когда новые технологии позволят производить этот вид энергии с большей отдачей.

Важным для королевства является и перспектива создания большого количества рабочих мест в стране, особенно с учетом того, что планируется создание широкого спектра предприятий, участвующих в производственном процессе.

Перспективы прекращения Саудовской Аравии в страну, осуществляющей строительство электростанций, работающих на ВИЭ, конечно, имеются. Это наглядно подтверждено деятельностью ACWA Power. Однако важно понимать, что в ближайшие годы создание собственных передовых и более рентабельных технологий в королевстве маловероятно: даже при наиболее благоприятном развитии событий на это уйдут большие временные и финансовые затраты. Поэтому, в вопросах себестоимость-качество саудовские производители будут значительно уступать конкурентам. Это означает, что реализация проектов за рубежом возможна или благодаря политическим договоренностям, или при условии субсидирования их Эр-Риядом.

В качестве сопутствующего фактора можно считать и экологические мотивы. Как и в других нефтедобывающих странах Персидского Залива, ситуация с объемом выброса загрязняющих веществ в атмосферу в королевстве неблагоприятная. Эр-Рияд не раскрывает статистику по этим показателям. Некоторые расчеты утверждают, что объемы выброса превышают 500 млн тонн в год, что составляет 1,2 % от мирового показателя[x] [10]. Из расчета на душу населения этот показатель в королевстве – один из самых высоких в мире, что влечет за собой некоторые опасения и проблемы. Однако в текущих условиях оказать серьезное влияние на эти процессы для королевства не представляется возможным: такое положение дел обусловлено наличием огромного нефтеперерабатывающего сектора и структурой энергопотребления. Потенциально возможные меры, в том числе провозглашенные цели по развитию ВИЭ, могут снизить негативный эффект в лучшем случае на несколько процентов. Брать на себя серьезные обязательства по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферу, как это сделало недавно Марокко, для королевства невозможно.

Но Саудовская Аравия – страна, претендующая на роль регионального лидера, входит в так называемую «Группу 20» стран с наиболее развитой экономикой мира. А провозглашенные цели в этих развитых странах сегодня – по возможности максимально снизить негативный эффект, наносимый окружающей среде, в том числе путем развития «чистых» технологий. В этой ситуации Эр-Рияд не может стоять в стороне от такой тенденции, поэтому необходимы какие-то усилия, направленные на улучшение экологического состояния. Одним из немногих направлений для королевства, возможных в настоящее время, является именно развитие ВИЭ, что и было продемонстрировано в Программе «Видение 2030».

Говоря о перспективах развития ВИЭ, отметим, что судить о вероятности достижения намеченных целей пока рано. Это зависит в первую очередь от наличия инвестиционных ресурсов в королевстве, что во многом будет определяться мировыми ценами на нефть.

[i] [11] При подготовке данной статьи использовался текст программы «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», приведенный в ссылке http://english.alarabiya.net/en/perspective/features/2016/04/26/Full-text-of-Saudi-Arabia-s-Vision-2030.html [12]

[ii] [13] Использованы данные ежегодных отчетов ОПЕК.

[iii] [14] https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2013/07/Summer-Again-The-Swing-in-Oil-Demand-in-Saudi-Arabia.pdf [15]

[iv] [16] http://www.poyry.com/sites/default/files/media/related_material/pov0030_ksa_web.pdf [17]

[v] [18] http://www.utilities-me.com/article-4025-saudi-aramcos-electricity-capacity-to-exceed-12gw/1/print/ [19]

[vi] [20] Перечень основных электростанций представлен на ресурсе http://www.industcards.com/ppworld.htm [21]

[vii] [22] http://saudi-power.com/en/Media/Press-Releases/SE-Press-Releases/GRID-Powering-Saudi-Arabia/ [23]

[viii] [24] Информацию о компании см. на официальном сайте http://acwapower.com/about-acwa-power/introduction/ [25]

[ix] [26] https://www-cif.climateinvestmentfunds.org/projects/morocco-ouarzazate-csp-noor-i [27]

[x] [28] http://english.alarabiya.net/en/business/energy/2015/11/10/Saudi-Arabia-says-will-diversify-oil-economy-to-slow-climate-change.html [29]