- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах отставки премьер-министра Турции А.Давутоглу

Отставка премьер-министра Турции А.Давутоглу, на наш взгляд, является основным событием прошедшей недели. И даже не с точки зрения ужесточения личной диктатуры президента Турции Р.Т.Эрдогана. Собственно, эта диктатура и так являлась очевидным фактом политической жизни страны, а доминирование лично Р.Т.Эрдогана в правящей Партии справедливости и развития (ПСР) не вызывало ни у кого больших сомнений. Отставка А.Давутоглу знаменует собой, прежде всего, признание им самим того факта, что политика «нет проблем с соседями», архитектором которой он в свое время был, потерпела очевидный крах. Уход А.Давутоглу именно сейчас очень знаменателен с точки зрения того, что бывший университетский преподаватель совершенно очевидно не готов идти со своим уже бывшим шефом дальше и погружаться во все тяжкие. Как то расширение своей электоральной базы исключительно за счет националистического сегмента и продолжение жесткой конфронтации с курдами. И дело даже не в лидерских амбициях того же А.Давутоглу, которого не устраивают попытки Р.Т.Эрдогана перекроить конституцию явно под себя и гарантировать тем самым свое практически ничем не ограниченное по срокам правление. И не то, что президент недавно ликвидировал право премьер-министра назначать глав районных администраций и руководителей партийных низовых ячеек. Разногласия между двумя этими фигурами (а если шире – двумя течениями в ПСР) носят более стратегический характер. Это означает, что с отставкой А.Давутоглу терпит поражение то крыло партии, которое видело предназначение ПСР как инструмента распространения мирной экспансии пантюркизма и расширения авторитета Турции, как политического тяжеловеса, прежде всего, за счет экономических механизмов распространения внешнего влияния и консолидации основных политических сил в стране.

Начало премьерства Р.Т.Эрдогана собственно и было воплощением этой самой идеи, которая, безусловна, была крайне эффективной и с экономической, и с политической точек зрения. Преимущество в экономической сфере давало поддержку электората и позволяло нивелировать традиционное влияниетурецкой армии на политическую жизнь страны. Началось перемирие с курдами, что давало тому же Р.Т.Эрдогану безусловные преимущества в реализации модели консолидации общества и обеспечения внутренней инвестиционной привлекательности Турции. Но дальше произошло практически очевидное – Р.Т.Эрдоган не выдержал испытания «медными трубами». Началась спираль ошибок, а вернее — политического штопора. Болезненное самолюбие Р.Т.Эрдогана и его откровенное нежелание отдавать власть привело в действие спусковой механизм саморазрушения всего того, что было наработано усилиями, в том числе, и того же А.Давутоглу на международных направлениях. Все наработки были пожертвованы в угоду союза с националистами, как единственному средству удержать личную власть. Бывший министр иностранных дел и впоследствии премьер-министр совершенно четко не приветствовал, пусть никогда и не говорил об этом публично, линию поведения на втягивание во внутрисирийский конфликт в той мере, которую сейчас демонстрирует Анкара. Он совершенно четко придерживается линии поведения на мирный компромисс с курдами. Безусловно, А.Давутоглу никогда не хотел ссоры с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем. А эта ссора в явной и скрытой формах сейчас незримо присутствует. Сделка с Брюсселем и интеграция Турции в ЕС путем облегчения визового режима в обмен на ужесточение миграционной политики Анкары – это было последним «якорем», который держал А.Давутоглу в орбите Р.Т.Эрдогана. Реализация этой сделки с Брюсселем была для А.Давутоглу неким личным достижением в качестве архитектора внешней политики Турции в стратегическом плане. Если хотите – последней возможностью доказать себе правильность однажды презентованной Р.Т.Эрдогану модели развития страны и возвращения ей былой славы мирового (а не регионального) игрока. Но самое интересное во всей этой истории заключалось в том, что европейцы с самого начала не собирались предоставлять Анкаре никаких визовых привилегий, а уже тем более – интегрировать Турцию ускоренными темпами в ЕС. Брюсселю надо было сбить волну организованной Анкарой «спонтанной» миграции с целью получения «мирной передышки» и выработки универсальной схемы действий на этом направлении. И ради этого предприняты публичные самоуничижительные шаги типа предоставления многомиллиардных траншей помощи Турции для обустройства лагерей для беженцев и обещаний визовой либерализации. Как только представилась первая возможность под благовидным предлогом отказаться от планов скорейшей интеграции Турции в ЕС, это было сделано. Причем выбрана тема, которая не могла быть принята лично Р.Т.Эрдоганом. Это вопрос мирного соглашения с курдами. Если Р.Т.Эрдоган идет на это, то он сразу же теряет поддержку националистов, которые собственно и обеспечили ему победу на последних по времени парламентских выборах. Европейцы сыграли очень изящно, но предсказуемо. Тем более, что и А.Меркель, и К.Юнкер периодически допускали утечки соответствующего содержания в публичную сферу. Мы уже готмечали, что Европа Р.Т.Эрдогану шпнтажа не простит. Крайним в этой ситуации оказался А.Давутоглу, которого Р.Т.Эрдоган обвинил в «политической близорукости».

Кто будет следующим премьер-министром? Рискнем предположить, что это будет либо нынешний директор спецслужбы МИТ Х.Фидан, либо министр иностранных дел А.Чавушоглу. Последний в силу своего менталитета и подобострастия для роли безликого технического премьера подходит больше. Х.Фидана президент подозревает в излишних лидерских амбициях и, кроме того, в последнее время к нему появилось очень много вопросов с точки зрения уровня добываемой развединформации. Но в любом случае это мало что меняет в будущем векторе турецкой политики. Если брать схематично – она останется прежней. То есть предельно жесткий подход к сирийской и курдской проблемам с попытками играть с помощью миграционного шантажа с Брюсселем,