- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конгресс США о проекте бюджета на 2017 год для Афганистана и Пакистана

Вслед за проектом ближневосточного бюджета на 2017 год Конгресс США созвал заседание для обсуждения проекта бюджета для Афганистана и Пакистана, которые входят в число приоритетных интересов Вашингтона. Данный вопрос обсуждался на совместном слушании Подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки и Подкомитета по делам Азии и Тихоокеанского региона Палаты представителей.

Председатели подкомитетов  Илеана Рос-Лейтинен и  Мэтт Салмон в своих вступительных речах отметили, что за последнее время удалось достичь значительных успехов на пути реформирования Афганистана и Пакистана. Тем не менее, по-прежнему остается множество неразрешенных проблем, что ставит под вопрос эффективность реализуемых программ. Председатель Подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки И.Рос-Лейтинен подчеркнула, что одной помощи со стороны США и других стран для демократизации этих стран недостаточно: необходимо, чтобы лидеры Афганистана и Пакистана были готовы к существенным изменениям внутри своих стран.

«Наша помощь служит своего рода катализатором и лишь дает возможность для более быстрого осуществления реформ», — сказала она.

В качестве докладчиков были приглашены Дональд Сэмплер из Агентства по международному развитию США и специальный представитель США в Афганистане и Пакистане Ричард Олсон.

Специальный представитель США в Афганистане и Пакистане Ричард Олсон начал свое выступление с того, что за последние 14 лет удалось достичь большого прогресса в Афганистане, однако, и в настоящее время перед этой страной стоит множество проблем, которые, в частности, угрожают и национальной безопасности США.

В ближайшее время состоятся две важные конференции, посвященные финансовой поддержки Афганистана: саммит стран НАТО в июле и конференция в Брюсселе в октябре. Задача США на данных конференциях – убедить другие страны в необходимости сохранить финансовую помощь Афганистану примерно на том же уровне до 2020 года.

«Наша финансовая и дипломатическая поддержка необходима для того, чтобы Афганистан стал демократической страной и больше никогда не становился базой для террористов, которые могут нанести вред США или региональной стабильности. Наша поддержка Афганистана поможет укрепить международное доверие к этой стране, и даст афганскому правительству необходимые средства для проведения реформ и выведения из кризиса экономики», — заявил  Р.Олсон.

«Мы тщательно спланировали бюджет на 2017 год, в соответствии нашими национальными интересами и проблемой ограниченности финансов. Сумма, которую мы запрашиваем, менее 2 миллиардов долларов, из них 1,25 миллиардов долларов необходимо для Афганистана, а для Пакистана — 742 миллиона долларов. Запрашиваемая сумма на 14 процентов ниже бюджета 2016 года, однако, этого достаточно для того, чтобы оказывать влияние и поддержку данному региону», — сказал он.

Сумма, которую Администрация запрашивает для помощи Афганистану на 17 процентов ниже бюджета 2016 года. И хотя этой суммы достаточно для поддержания текущих инициатив и программ в Афганистане, данное сокращение накладывает отпечаток непосредственно на проводимую политику, требуя более рационального использования средств.

На что планируется потратить данные средства? Во-первых, США считает необходимым помочь Афганистану стать надежным и ответственным региональным партнером в борьбе с терроризмом. Во-вторых, продвижение демократии и укрепление политических институтов в стране. В-третьих, повышение уровня жизни афганского населения.

В начале апреля Ричард Олсон вместе с государственным секретарем США Джоном Керри принимал участие в американо-афганской двусторонней комиссии, где стороны подчеркнули важность продолжения присутствия американского военного контингента в Афганистане и после 2016 года.

Специальный представитель США в Афганистане и Пакистане отметил: «Афганские солдаты храбро сражаются с террористами в весьма непростых условиях. Бизнесмены и женщины в Афганистане усердно работают для того, чтобы улучшить свои позиции, создать дополнительные рабочие места. Гражданское общество, СМИ, активисты за права женщин все чаще заявляют о себе».

Если говорить о правительстве Афганистана, то, разумеется, нельзя недооценивать те трудности, которые стоят перед ним. Тем не менее, можно говорить о неком прогрессе: Администрация США считает, что политика афганского правительства начинает приносить плоды и оправдывать надежды, возложенные на данное правительство в 2014 году.

«Мы поддерживаем президента Афганистана Гани и премьер-министра Абдуллу, и верим, что осуществляемый ими курс верный. Однако мы делаем намного больше, чем просто вкладываем в них как в лидеров страны. Мы ориентированы на помощь афганскому правительству в становлении страной с развитыми демократическими институтами, которые будут исправно функционировать и по окончании президентского срока Гани», — заявил специальный представитель США в Афганистане и Пакистане Р.Олсон.

В то время как вопрос национальной безопасности Афганистана стоит довольно остро, Кабул не забывает и о других насущных проблемах, например, о коррупции. Так, несмотря на ряд экономических проблем в 2015 году, правительству Афганистана удалось повысить свой доход на 20 процентов, в частности благодаря жестким антикоррупционным мерам.

«Положительные изменения в системе правосудия, увеличение роли женщин в обществе, борьба с наркотрафиком – все это говорит о том, что прогресс в реформировании Афганистана есть. А в 2017 году мы планируем развернуть новые программы по защите прав человека», — добавил Р.Олсон.

Тем не менее, на пути реформирования Афганистана стоит много проблем. Так например, он остается одной из беднейших стран в мире. Помимо этого, уровень доверия населения правительству весьма низок, а уровень коррупции по-прежнему высок. Ну и наконец, «Талибан» продолжает активное сопротивление.

Пакистан, по его словам, также является одним из приоритетов внешней политики США.

«Пакистан – развивающаяся страна с населением более 190 миллион человек и ядерным арсеналом; страна, которая столкнулась с террористической угрозой; и страна, которая играет важную роль в регионе. В последнее время мы видим, что правительство Пакистана все больше вовлечено в борьбу с террористами, в то время как отношения страны с соседями стали более напряженными. Эффективное сотрудничество с Пакистаном необходимо для укрепления демократических институтов в стране и экономической стабильности. В то же время США необходимо поддерживать усилия Исламабада по борьбе с террористами», — отметил специальный представитель США в Афганистане и Пакистане.

Иными словами, в соответствии с интересами национальной безопасности, основными сферами деятельности США в Пакистане являются поддержка экономического роста, борьба с терроризмом и укрепление региональной стабильности.

«Дальнейшее сотрудничество с Пакистаном необходимо, если мы хотим достичь наших целей в регионе. Пакистан играет важную роль в вопросе региональной безопасности. Более того, он соседствует с такими странами, как Афганистан, Китай, Индия и Иран, а отношения с ними также важны для США», — сказал Р.Олсон.

Для помощи Пакистану администрация просит выделить 742,2 миллиона долларов, из которых 472,4 миллиона будет направлено на гражданские нужды, а 269,8 миллионов – на военные. Это своего рода баланс между долгосрочным развитием и стратегическим военным сотрудничеством. Данная сумма на 60 процентов ниже потраченных в 2010 году средств (в 2010 году администрация США потратила рекордную сумму на помощь Пакистану).

Основными инициативами США в Пакистане являются: поддержка антитеррористических операций, наделение правами женщин и девочек, помощь в возвращении домой вынужденных переселенцев, облегчение условий для инвестирования частного сектора в пакистанскую экономику и энергетическую сферу.

Сотрудничество с Пакистаном дается США тяжелее, чем с афганским правительством, но, по мнению Р.Олсона, необходимо продолжать искать общий язык.

«Я верю, что мы сможем достичь прогресса в тех сферах, что отвечают нашим национальным интересам. С 2013 года правительство Пакистана усиленно старается наладить экономику страны, продолжает борьбу с экстремистами. Более того, было принято несколько важных решений в сфере свободы вероисповедания, улучшения системы образования и защиты женщин от домашнего насилия» — заявил специальный представитель США в Афганистане и Пакистане.

О положительных изменениях можно говорить и в сфере безопасности. Количество жертв от актов насилия в 2015 году сократилось на 40 процентов, а количество случаев насилия на религиозной почве сократилось на 35 процентов. Также Пакистан активно сотрудничает с США в вопросе борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена в России).

Однако администрация США разделяет недовольство Конгресса тем, что Пакистан ведет борьбу не со всеми террористическими группировками, как например, «Лашкар-еТойба», «сеть Хаккани» и «Джаиш-е Мухаммад».  В связи с этим необходимо оказать на правительство Пакистана дополнительное давление.

В целом сотрудничество США и Пакистана носит весьма противоречивый характер, и многие инициативы американской стороны не находят ответа. Все это может вызвать недопонимание у Конгресса и населения, но, по словам Р.Олсона, трудный характер взаимодействия между странами не означает его неэффективность. Поэтому, несмотря на проблемы при реализации программ помощи и хрупкость результатов, США должны приложить все усилия для выполнения поставленных в Пакистане задач.

Отдельно стоит коснуться вопроса афгано-пакистанских отношений. Специальный представитель США в Афганистане и Пакистане Р.Олсон считает, что Пакистан может сыграть ключевую роль в реформировании Афганистана, в связи с чем важно укрепить отношения между данными странами.

«Несомненно важно упрочить отношения между Афганистаном и Пакистаном, поскольку это чрезвычайно важно для региона в целом. Сейчас можно говорить о неком прогрессе в налаживании отношений между Кабулом и Исламабадом, благодаря поддержке США и Китая, хотя по-прежнему существует множество проблем и разногласий для построения конструктивных отношений», — заявил Р.Олсон.

Дональд Сэмплер из Агентства по международному развитию США начал свое выступление с того, что основная цель АМР – искоренение бедности и продвижение идеи процветающего и безопасного демократического общества, а Афганистан с Пакистаном как нельзя лучше подходят под вышеперечисленные цели.

«Благодаря поддержке Конгресса за последние годы мы смогли предпринять твердые шаги для того, чтобы наше вовлечение в дела региона носило эффективный характер. Последние десятилетия регион страдает от конфликтов и нестабильности, что привело к значительному ухудшению его экономики и уровня жизни населения. Мы выступаем за экономическое процветание и политическую стабильность Афганистана и Пакистана, что поможет укрепить наше продуктивное сотрудничество с обеими странами»,- отметил Д.Сэмплер.

Говоря об Афганистане, Д.Сэмплер акцентировал внимание Конгресса на том факте, что за последнее десятилетие ему удалось достичь успехов во многих сферах, и в настоящее время программы АМР США ориентированы на улучшение систем образования и здравоохранения, усиление позиций женщин в обществе, развитие частного сектора и продвижение идеи открытого и эффективного правительства.

«Давайте поговорим о конкретных успехах Афганистана. ВВП Афганистана в 2 или 2.5 раза больше показателей 2002 года и составляет около 20 миллиардов долларов. ВВП на душу населения за 12 лет выросло на 70 процентов. Для 57 процентов населения страны медицинские центры находятся на расстоянии, которое можно преодолеть пешком в течение часа. Более 84 тысяч афганских девочек получили доступ к образованию, и более 3 тысяч женщин возглавили компании. Выросло количество независимых и частных телеканалов и радиостанций до 75 и 200 соответственно. В 2002 году только 6 процентов афганского населения было обеспечено бесперебойно работающей электросетью, сейчас этот показатель равен 27 процентам», — сказал он.

Д.Сэмплер согласился с Р.Олсоном, что Афганистан нуждается в дальнейшей поддержке США, и в первую очередь необходимо поддержать Кабул в борьбе с террористами, стремлении восстановить экономику, искоренить коррупцию и упрочить свои региональные позиции.

В Пакистане, по мнению представителя АМР США, основными проблемами являются ограничение доступа к получению образования, вопрос трудоустройства и отсутствие базовых систем для регулирования жизни общества, которые в свою очередь  провоцируют нестабильность и рост экстремизма.

«Лучший способ преодолеть эти трудности – плотно сотрудничать как с правительством Пакистана, так и с его населением. В 2017 году АМР планирует оказать содействие Пакистану в проведении реформ в энергетическом секторе, увеличении объемов американо-пакистанской торговли и инвестирования, улучшении систем здравоохранения и образования»,- заявил Д.Сэмплер.

«В Пакистане мы также можем наблюдать положительную динамику. Так, например, начиная с 2009 года АМР помогло десяткам тысяч малых и средних предприятий выйти на новые рынки. За этот же период времени АМР построило и восстановило более 1000 школ, что дало возможность 110 тысячам детей получить образование. Программы поддержки сельского хозяйства привели к существенному увеличению прибыли от продажи сельскохозяйственных и промышленных товаров»,- сказал Д.Сэмплер.

«Госдепартамент США и АМР совместно работают над поощрением связей между странами внутри региона, усилением их экономических связей. От экономической интеграции выиграет весь регион, а АМР поможет создать подходящие для этого условия. Например, АМР участвует в работе над проектом Нового Шелкового пути, что укрепит связь Афганистана с соседями из Центральной и Южной Азии и будет способствовать его экономическому росту и стабильности»,- подчеркнул докладчик.

Еще одной проблемой для Центральной и Южной Азии является нехватка водных ресурсов. АМР США совместно с партнерами реализует программы по рациональному использованию водных ресурсов и их равномерному распределению в регионе.

Вопросы конгрессменов к докладчикам в основном касались прогнозов реформирования Афганистана и Пакистана. Как Р.Олсон, так и Д.Сэмплер сказали, что не стоит устанавливать жесткие временные рамки и опускать руки из-за неудач или торможения реализации каких-либо реформ. Данные страны должны пройти длинный путь, прежде чем смогут стать демократическими, и без поддержки США им не обойтись.