- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможной британской наземной военной операции в Ливии

5 мая Великобритания заявила о своей готовности отправить  в Ливию группу своих войск  численностью в 1000 человек. Отряд присоединится к уже работающей там итальянской миссии и своей целью ставит подготовку и обучение ливийской армии (если о ее существовании вообще можно говорить). [1] На данный момент Лондон ожидает официального запроса недавно созданного правительства национального единства на размещение в стране своего контингента.

Ранее, в апреле, министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд сделал довольно любопытное заявление. В интервью британской газете The Telegraph он заявил, что Британия может отправить своих военных в Ливию не только с целью обучения, но и начала реальных военных действий с целью борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Ф.Хэммонд сказал буквально следующее: «Нет смысла исключать какие-то сценарии развития событий, включая наземную, морскую или воздушную военную операцию». [2]  Министр подчеркнул, однако, что это возможно только после получения официального запроса от ливийского правительства.

Еще раньше  — в феврале 2016 года в Комитете по иностранным делам Палаты общин  проходили заседаниями с участием британского Чрезвычайного и полномочного посланника в Ливии Джонатана Пауэлла. Обсуждая широкий спектр вопросов, участники слушания также затронули вопрос военной интервенции. По мнению, Дж.Пауэлла, она необходима: это единственный способ остановить ИГ, все более активно распространяющийся по территории страны. [3] Более того, подчеркнул дипломат, воздушной операцией ограничиться не удастся – необходимо развернуть наземный контингент, который, однако, должен быть отправлен в Ливию только после официального запроса правительства страны. [4]

Итак, можно сделать несложный вывод: Лондон всерьез рассматривает возможность наземной операции в Ливии. И это в то время, когда идет война в Сирии, где ситуация еще хуже. Все же в Сирии Соединенное Королевство решило ограничиться лишь авианалетами. Почему же это так? Почему, признавая (пусть и неофициально), что одними только бомбардировками с воздуха ИГ не одолеешь, Лондон предпочитает продолжать этот, если и не совсем бесполезный, но все же, малоэффективный процесс? Более того, неоднократно заявляя при этом о невозможности прямой интервенции. Чем же так «выгодно» отличается Ливия от Сирии, если здесь Лондон вдруг решил пересмотреть свои принципы, и почему это произошло именно сейчас?

Для начала нужно отметить, что Великобритания не в первый раз пытается сыграть одну из ключевых ролей в событиях, происходящих в Ливии. Стоит только вспомнить, что в 2011 году именно Лондон, совместно с Парижем, были главными сторонниками интервенции, которая повлекла за собой свержение, а затем и физическое уничтожение М. Каддафи.

Примерно с того же времени, отношения двух стран находились в «полузамороженном» состоянии – с 2011 года ни одно официальное лицо из Лондона не посещало Ливию, а в 2014 году было эвакуировано и британское посольство.

И вот – новый виток отношений.

Если говорить  о времени, то причин того, что о новой  интервенции заговорили именно сейчас несколько. Во-первых, скорость, с которой ИГ распространяется в Ливии действительно пугает. Возможно, первоначально Запад и, в частности, Британия недооценили возможности ИГ по экспансии, думая, что террористы ограничатся Ираком и Сирией. Дальнейшие события (такие, как, например, казнь христиан коптов в апреле 2015 года) показали, что территориальный амбиции группировки велики, и обещания «всемирного халифата» — это не только метафора, призванная навести ужас на западную аудиторию.

Однако потребовался еще  год для того, чтобы официальные  лица заговорили о возможности  наземной военной операции.  Причина для этого проста – наступил подходящий момент. Как известно, с 2011 года Ливия представляет собой раздробленное государство, где идет гражданская война «всех против всех». Различные племена не только по-разному видят будущее страны, они также по-разному относятся к Западу и имеют весьма противоречивые взгляды на ИГ, зачастую обвиняя друг  друга в сотрудничестве с террористами. В таких условиях говорить о единой армии, едином командовании и о каком-либо едином плане борьбы с ИГ невозможно. В начале же 2016 года (март) к власти пришло новое правительство национального единства во главе с Фаизом Сараджем, сформированное при поддержке ООН . По словам ВВС, это стало «лучшей из существующих возможностей установить в Ливии подобие порядка». [5] Этот кабинет, состоящий, в основном, из светских сил, воспринимается, как способный объединить разрозненные племена и обеспечить хотя бы минимальный уровень единства, так как включает представителей всех регионов страны (за исключением исламистких группировок).

Как мы можем убедиться, момент действительно подходящий. Судя по тому, как активизировались официальные представители, Лондон настроен серьезно: только за апрель столицу Ливии Триполи посетил сначала британский посол Питер Миллет – впервые с 2014 года, а затем и сам глава МИД Ф.Хэммонд – впервые с 2011 года. Кроме того, активно обсуждается вопрос о предоставлении Ливии различных видов военной и финансовой помощи, в том числе, как упоминалось ранее, туда будут отправлены британские военные с целью тренировки и обучения правительственных сил. Можно предположить, что одной из целей всей этой кампании является в том числе и получение от нового ливийского правительства официального запроса на проведение военной операции.

Зачем же это нужно? И почему не Сирия? Причин, по нашему мнению, несколько.

  1. Территориальная — мимо Ливии проходят морские пути британских туристических и торговых кораблей. Ввиду повышенного уровня опасности  в этой страны, британские суда уже получили распоряжение обходить берега Ливии, что не может не приносить убытки.
  2. Миграционный кризис – Ливия является не только «поставщиком», но и «перевалочным пунктом» для нелегальных мигрантов.
  3. Опасность распространения ИГ в соседние страны. Если Сирия и Ирак – основная база террористов, находятся в окружении достаточно сильных стран – Иран, Саудовская Аравия, Израиль, способных хоть как-то сдерживать экспансию ИГ в регионе, то соседи Ливии – Египет, Тунис, Алжир также являются достаточно уязвимыми. Во всех трех странах также распространены исламисткие группировки, а правительства являются достаточно слабыми (за исключением, возможно, Алжира).
  4. Наконец, еще один фактор, который вполне возможно, также играет важную роль – экономический. Еще в 2009 году были опубликованы секретные документы, в которых говорилось о тайных встречах представителей британского истеблишмента и компании Shell, чтобы обсудить их совместные интересы в ливийском нефтегазовом секторе. [6] С 2007 года британская BP обсуждала с ливийским правительством миллиардный договор на предоставление ей права добычи нефти. В связи с этим высказывались предположения, что именно экономические интересы стали причиной освобождения Абдельбасета аль-Меграхи, замешенного в организации взрыва на Boeing 747 над Локерби в 1988 году. [7] Британия таким образом, «инвестировала серьезный политический капитал» с целью получения доступа к ливийской нефти. Однако прогресса так и не было достигнуто, М.Каддафи так и предоставил ВР никаких прав, несмотря на освобождение А.аль-Меграхи. Это, как предполагается, стало одной из причин активного участия Британии в операции по свержению ливийского лидера – с тем, чтобы установить лояльное правительство, которое бы обеспечило Лондону доступ в нефтегазовый сектор Ливии. Но… вновь не вышло. Интервенция завершилась совсем не так, как ожидалось, и британские компании не только не получили никаких концессий, но и были вынуждены покинуть страну из-за соображений безопасности. И вот наконец с начала 2016 года появляется надежда на то, что в Ливии наконец-то установится подобие единства, что вновь открывает возможность для британских нефтяных гигантов. Однако прежде необходимо «избавиться» от ИГ, которое не только убивают христиан, но и захватывают нефтяные месторождения.

Таким образом, как мы видим, причин для новой интервенции у Лондона более, чем достаточно, и вполне вероятно, что он действительно приступит к реалицации наземной военной операции.

[1] Most UK forces in Libya ‘would be there for protection’, The Guardian, 05/05/2016, URL: http://www.theguardian.com/uk-news/2016/may/05/uk-forces-libya-protection-training [1], дата посещения 10.05.2016.

[2] Philip Hammond: we can’t ‘rule out’ sending troops to Libya, The Telegraph, 24.04.2016, URL: http://www.telegraph.co.uk/news/2016/04/23/philip-hammond-we-cant-rule-out-sending-troops-to-libya/ [2], дата посещения 10.05.2016.

[3] Libya: Examination of intervention and collapse and the UK’s future policy options inquiry, The Pariament, 9 February 2016, http://www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/commons-select/foreign-affairs-committee/inquiries1/parliament-2015/libya-policy/ [3], дата посещения 10.05.2016.

[4] Ibid.

[5] UK pushes for leading role in Libya, BBC, 19 April 2016, URL: http://www.bbc.com/news/the-reporters-36075789 [4], дата посещения 10.05.2016.

[6] Secret documents uncover UK’s interest in Libyan oil, The Guardian, 30 August 2009, URL: http://www.theguardian.com/world/2009/aug/30/libya-oil-shell-megrahi [5], дата посещения 11.05.2016.

[7] Ibid.