- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О снятии оружейного эмбарго с Ливии

Власти США готовы поддержать ослабление введенного ООН оружейного эмбарго в отношении Ливии с целью помочь правительству страны бороться с террористами группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Об этом сообщило в агентство Франс Пресс. «Если ливийское правительство подготовит подробный и понятный список того, что оно собирается использовать в борьбе с ИГ, который также будут соответствовать определенным требованиям, то я думаю, что члены Совета Безопасности ООН тщательным образом рассмотрят этот запрос», — цитирует агентство представителя администрации США. 26 февраля 2011 года СБ ООН принял резолюцию, которая предусматривает введение эмбарго на поставки оружия Ливии. Совбез ООН периодически продлевает на год действие санкций в отношении этой страны, включающих в себя частичный запрет на ввоз оружия. Власти Ливии неоднократно обращались с просьбой снять ограничения, однако из-за опасности бесконтрольного распространения оружия по региону просьба не получала поддержку. Число боевиков ИГ выросло в Ливии до 6 тысяч человек, заявил в начале апреля глава Африканского командования вооруженных сил США (АФРИКОМ) генерал Дэвид Родригес на брифинге для журналистов в Пентагоне. В этой связи отметим. что разговоры об отмене оружейного эмбарго для Ливии давно уже лоббируют британские фирмы, которые соответствующим образом формируют позицию своего правительства. В данном случае необходимо иметь ввиду, то, что все ливийские правительства на всех этапах развития «свободной Ливии» периодически поднимали вопрос о снятии оружейного эмбарго, мотивируя это необходимостью «укрепления национальных вооруженных сил для противодействия анархии и хаосу». И так же регулярно эти просьбы отвергались. С той поры сменилось три или четыре правительства, но позиция Вашингтона и в целом Брюсселя оставались непреклонной. В многом, кстати, и позиция Парижа. Теперь, после входа французов, итальянцев, британцев и американцев силами спецназа в Ливию ситуация начала меняться. Собственно заявление американских официальных лиц следует расценивать как некий сигнал для европейцев в обмен на их зондирующие запросы на эту тему. То есть идет некая подготовительная работа по подготовке соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. И в данной ситуации безусловно определяющей будет позиция Москвы и Пекина как постоянных членов СБ ООН.
Трансформация позиции Вашингтона и Брюсселя по вопросу начала оружейного экспорта в Ливию логично вытекает из возникновения «международно признанного» правительства национального единства во главе с бизнесменом Ф.Сараджем, в проект создания которого много сил внесли ооновцы. То есть, подразумевается, что новое правительство нуждается в укреплении обороноспособности и должно резко повысить уровень оснащения своей армии. Опять же ставится на повестку дня тема ливийских сторонников ИГ, которых предстоит ликвидировать местному правительству. В этой связи практически синхронно с заявлением о возможности снятия оружейного эмбарго с Ливии прозвучало еще одно заявление со стороны американских официальных лиц. На этот раз отметился представитель президента США при международной антитеррористической коалиции Бретт Макгерк, находящийся с визитом в Иордании. По его оценке, наиболее опасное объединение, входящее в состав террористической группировки ИГ, находится на территории Ливии. Макгерк также отметил, что, по его данным, «руководство ИГ, в том числе и главарь группировки Абу Бакр аль-Багдади, перебрались из сирийского населенного пункта Эш-Шадади в город Хасеке (центр одноименной сирийской провинции –авт.), где располагается их штаб-квартира». Вопрос — то есть Ракка более на считается американцами сирийской «столицей» ИГ и брать ее более не надо?. По оценке Макгерка, в настоящее время в ИГ состоит «более 40 тысяч боевиков». Это, добавил он, «превышает численность формирований «Аль-Каида» (запрещена в РФ) и других экстремистских групп, которые действовали на территории Афганистана в 80-е и 90-е годы прошлого столетия». В этом случае возникает множество вопросов. Первый и главный — еще два месяца назад ЦРУ США уверенно говорило о 30 тысячах на двух основных фронтах сирийском и иракском. С той поры по оценкам Пентагона, зона контроля ИГ в этих странах сократилось на четверть, а личного состава — на треть. Таким образом смело обвиним спецпредставителя США в «плохом знании матчасти». Это удивительно, потому как он по роду своих обязанностей получает аналитику из Пентагона и ЦРУ. Представляется в этой связи, что речь идет скорее о подтасовке фактов с целью создания необходимого климата для проталкивания проекта соответствующей резолюции в СБ ООН. Политические интересы Запада в данном случае понятны, раздражает лишь вновь небрежность в оформлении своих пропагандистских опусов. Сторонников ИГ в Ливии, по оценкам тех силовых структур США, пока до 6 тысяч человек, и погоды они не делают. Но вопрос не об этом, а о самом принципе. А принцип заключается в том, что американцы вновь стараются продемонстрировать вопиющую стратегическую неграмотность. Существует простое правило — направлять вооружение можно в случае политической целесообразности только тому правительству, которое реально руководит какими-никаким вооруженными силами. И последние слушают эти команды и указания. В Ливии этого ничего просто нет. Правительство национального единства не имеет достаточно сил и средств для того, чтобы просто охранять себя самое. Вместо министра обороны действует некий военный совет, в котором главенствующие должности занимают исламисты. Но у него нет армии. Снабжать его оружием таким образом означает насыщение вооружением «черного рынка» и «плохих парней», коих в Ливии и соседних странах в избытке. В этой связи поддерживать такой проект резолюции по ливийскому досье Москве в Совбезе ООН, по нашей оценке, было бы неправильно. К тому де факто никакого оружейного эмбарго в Ливии уже давно не существует. Катар, ОАЭ, АРЕ активно снабжают оружием через Судан и египетскую границу лояльные себе силы. На это, кстати, никто внимания в ООН не обращает. Но официальная резолюция СБ ООН несет в себе следующий риск — она открывает путь прямой военной иностранной интервенции, что совершенно не отвечает геополитическим интересам Москвы в настоящее время.