- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Внутренний конфликт в правительстве Израиля

Резкая критика озвучивается сейчас в партии Ликуд, являющейся ядром правящей коалиции Израиля, в адрес члена этой же партии, министра обороны Моше Яалона, заявившего, что офицеры ЦАХАЛа должны высказывать «то, что у них на сердце» даже, если это противоречит мнению политического руководства страны. Это заявление истолковывается израильским обществом в качестве выражения поддержки заместителю начальника генерального штаба ЦАХАЛа генералу Яиру Голану, сказавшему в своем выступлении перед офицерами в отмечавшийся недавно в Израиле День Катастрофы и героизма европейского еврейства, что он усматривает в современном израильском обществе тенденции, характерные для Германии 30-х годов прошлого века. Эти слова вызвали ожесточенную полемику, причем левые поддерживали Я.Голана, а правые его осуждали. В итоге в конфликт вмешался премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Он осудил высказывание генерала Я.Голана после чего заявил, что «этот конфликт исчерпан и остался позади нас». Наступило короткое затишье, но тут последовало упомянутое выступление Моше Яалона. В минувший понедельник премьер-министр Биньямин Нетаньяху, до сих пор последовательно защищавший Моше Яалона от критики справа, вызвал к себе министра обороны для того, чтобы сделать ему замечание и выслушать его объяснения.

После этого с критикой на министра обороны обрушились другие министры от Ликуда. Министр национальных инфраструктур, энергетики и водного хозяйства Юваль Штайниц заявил, что «в любом нормальном демократическом государстве офицеры армии и полиции не высказывают своих политических взглядов и не критикуют парламент… Государство управляет армией, а не армия – государством… Не понимаю, каков мотив этих высказываний министра обороны. Его функция – поддерживать дисциплину в ЦАХАЛе. Необходимо, чтобы была красная линия, отделяющая армию от государства и армию от политики. Думаю, что его слова это тяжелая ошибка… Нельзя использовать ЦАХАЛ в качестве инструмента политики». Юваль Штаниц добавил, что, по его мнению, у первого премьер-министра независимого Государства Израиль Давида Бен-Гуриона «такое не случилось бы».

Министр абсорбции Зеев Элькин заявил в этой же связи в интервью армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ»: «Думаю, что то, что ожидается от министра обороны это не выражать автоматически поддержку всякому подобному заявлению (имеется в виду выступление Яира Голана – В.Ч.), насколько бы неудачным оно ни было, а указать заместителю начальник генштаба, что он допустил ошибку и что недопустимо, чтобы подобные вещи повторились… Офицеры ЦАХАЛа не воспитатели нации и не мыслители-идеологи, поэтому, когда они высказываются таким образом, это опасный процесс. Пока вы носите военную форму, вы должны отстаивать свои взгляды в вопросах безопасности. Министр обороны путает обязанность офицеров высказывать свое мнение по вопросам безопасности – и это происходит постоянно, в том числе, когда их позиции не совпадают с мнением политического руководства, с высказываниями на политические темы. Премьер-министр должен четко разъяснить министру обороны границу между политикой и ЦАХАЛом».

Председатель процедурной комиссии Кнессета депутат Давид Битан (Ликуд) заявил, что «слова министра обороны возмутительны и жаль, что они были сказаны. ЦАХАЛ это общенародная армия и он должен оставаться вне политической полемики. Как он просит того, чего он сам, будучи армейским командиром, не осмеливался – и правильно, что не осмеливался делать? Если эта линия будет пересечена, израильская демократия окажется под угрозой».
В свою очередь приближенные Моше Яалона заявляют в ответ, что его выступление не было связано с делом Яира Голана и что он не намеревался выражать поддержку заявлению заместителя начальника генерального штаба, а лишь высказал «принципиальное ценностное суждение». Помимо этого приближенные министра обороны заявляли, что «не было министра более лояльного по отношению к Нетаньяху и он не намеревался создавать никакого политического кризиса. Речь идет о деловом споре». В последней фразе содержится намек на то, что премьер-министр Б.Нетаньяху усмотрел в М.Яалоне конкурента, метящего на его место лидера, что и стало, якобы, причиной конфликта.

Однако гораздо более правдоподобной выглядит другая версия. Согласно ей, Моше Яалон пытается обеспечиться себе поддержку левой оппозиции, а также контролируемых левыми израильских СМИ и судебных органов в преддверии угрожающего ему настоящего политического урагана. Через несколько месяцев, когда будет опубликован отчет государственного контролера, касающийся проблемы провала ЦАХАЛа в обнаружении прорытых ХАМАСом из сектора Газа на территорию Израиля тоннелей, Моше Яалон окажется в тяжелейшей политической ситуации. Судя по уже опубликованным отрывкам из этого отчета, в нем утверждается, что именно Моше Яалон скрыл от кабинета министров степень угрозы, исходящую от этих тоннелей. Он обсуждал эту тему с премьер-министром, однако в течение двух лет, предшествовавших операции «Несокрушимая сказала» (осуществлялась в июле-августе 2014 года), эта угроза не была ни единого разу всерьез представлена кабинету министров.

Последняя версия толкования нынешнего конфликта выглядит особенно правдоподобной на фоне того, что за последний год министр обороны не в первый раз делает заявления и совершает административно-политические шаги, которые находят поддержку левых, но вызывают возмущение у правых. В этой связи можно упомянуть наложенный министром Моше Яалоном запрет на въезд евреев в законно приобретенный ими у арабов дом в Хевроне, его последовавшее до расследования обстоятельств дела резкое осуждение солдата ЦАХАЛа, добившего раненного арабского террориста в том же Хевроне, и другие, менее нашумевшие дела последнего времени, ставшие предметом ожесточенной политической полемики в израильском обществе.