- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущем положении христиан в Сирии

Христианство в Сирии сегодня представлено несколькими церквями. Наиболее многочисленная и распространенная – Антиохийская Православная Церковь, каноническая территория которой распространяется на Сирию, Ливан, Ирак, Кувейт. Также в стране присутствуют Сиро-Яковитская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Маронитская Католическая Церковь, Мелькитская Католическая Церковь, Греко-Католическая Церковь и другие. До гражданского противостояния в Сирии в стране насчитывалось около 2 миллионов приверженцев христианства, что составляло 9% всего населения Сирии. Проживали они преимущественно в Алеппо, Дамаске, Хаме, Хомсе.

Во время вооруженного конфликта количество христиан Сирии стремительно уменьшилось: по некоторым данным страну покинуло около 700 тысяч христиан и около 40%. Оставшиеся подвергаются гонениям и истреблениям со стороны экстремистских террористических группировок и вооруженной оппозиции. Так, 23 февраля 2015 года боевики «Исламского государства (ИГ, запрещено  в России) напали на деревни ассирийцев (прихожане Сиро-Яковитской и Халдейской Католической Церквей) в долине реки Кабур на северо-востоке Сирии. Христиане попытались оказать сопротивления, однако террористы вытеснили боевые христианские отряды, в результате чего более 3000 христиан были вынуждены спасаться бегством. 253 ассирийца были захвачены в плен. В мае 2015 года боевики взяли в плен 250 христиан из города Эль-Карьятейн. Оставшиеся жители были вынуждены подписать дискриминационный договор и не выпускались из города вплоть до его освобождения в апреле текущего года. Судьба многих плененных до сих пор неизвестна. От рук радикалов погибло множество священнослужителей и мирян, некоторые были обезглавлены, подвергались пыткам.

С особой изощренностью уничтожаются христианские храмы и святыни. В Сирии разрушено или повреждено не менее 30% христианских храмов. Так, в мае 2015 года террористы стерли с лица земли католический монастырь Мар Элиан V века, связанный с житием святого Ильяна в населенном пункте Эль-Карьятейн. В апреле 2015 года во время католической Пасхи была разрушена одна из крупнейших католических церквей Сирии – Церковь Девы Марии в Тель-Насри (провинция Хасеке). Также была взорвана одна из древнейших церквей в арамейской деревне Маалюля – храм святых Саркиса и Бахуса.

Несмотря на столь печальную ситуацию массового оттока христиан с территории Сирии в последние месяцы не наблюдается. Представители некоторых христианских церквей Сирии (Антиохийская Православная Церковь, Сиро-Яковитская Церковь, Маронитская Церковь) отмечают, что в целом ситуация в стране и в лагерях для беженцев несколько улучшилась. С повестки дня постепенно снимается проблема обеспечения едой всех нуждающихся: ряд международных организаций, таких как Всемирная продовольственная программа, департамент ЕС по вопросам гуманитарной помощи снабдили беженцев электронными денежными картами, с помощью которых люди расплачиваются за еду и жилье. Регулярно поставляется питание, которое также оплачивается за счет средств международных фондов. Многие христиане проживают в лагерях для беженцев, те, кто имеет больше возможностей, снимают квартиры на несколько семей.

Христиане постепенно начинают возвращаться. Так, большинство христиан-выходцев из Хомса уже переселились в свои дома. Около 50% беженцев-христиан, временно размещенных в крупнейшем лагере в ливанском городе Захле, также готовы вернуться домой. Другая часть сомневается и опасается боевиков. Имеется проблема с теми, кто уехал в Европу: большинство из них возвращаться не собирается. На данный момент актуальными вопросами, которые характеризуют развитие ситуации в христианском сирийском вопросе являются возвращение христиан в свои дома, восстановление разрушенных святынь, возобновление нормальной хозяйственной деятельности и создание рабочих мест для местного населения. Главный же вопрос состоит в выработке конкретного правового защитного регулирования  на государственном уровне, которое бы позволило христианам не скрывать свою веру и не опасаться за свою жизнь.

Для обсуждения этих и других вопросов в начале апреля текущего года состоялся совместный визит представителей Русской Православной и Римско-Католической Церквей в Сирию и Ливан, в ходе которого обсуждались общие проекты по восстановлению христианского присутствия в Сирии. В ходе встречи представители сирийских Церквей отметили необходимость координации гуманитарной работы между различными христианскими конфессиями в Сирии, а также совершенствование механизма доставки помощи нуждающимся, которая зачастую расходуется на нецелевые нужды и не доходит до адресата. В ходе встречи был также составлен детальный список святынь, которые подлежат восстановлению. Перечень святынь предполагается передать специальным государственным органам Сирии, которые будут ответственны за восстановление разрушенных храмов и церквей. Данный проект будет проходить при участии Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви.

В середине апреля текущего года также состоялся совместный визит делегации российских парламентариев и представителей Русской Православной Церкви. В ходе поездки была передана очередная партия гуманитарной помощи, которая была распределена между Антиохийской Православной Церковью, Сиро-Яковитской Церковью и Сирийским муфтиятом. Часть помощи, предоставленная сиро-яковитам, адресно предназначалась для населения города Эль-Карьятейн. 12 апреля состоялась встреча делегации с президентом Сирии Башаром Асадом, который первым делом поднял вопрос сохранения христианского присутствия в Сирии. По некоторым данным, президент Сирии обратился к представителям РПЦ с просьбой к Московскому Патриархату взять на себя попечение не только за сирийских православных христиан, но также за католиков и последователей других христианских конфессий, так как западные страны отказались предпринимать реальные действия по защите христиан в их домах.

В целом ситуация в сирийском христианском вопросе далека от стабильности и во многом зависит от течения и урегулирования сирийского кризиса. О выработке конкретного правового защитного механизма на государственном уровне можно будет говорить только после восстановления стабильной политической власти в стране.