- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Изменения в сотрудничестве Государства Израиль и НАТО

17 мая 2016 г. состоялись телефонные переговоры главы израильского правительства Б.Нетаньяху с генеральным секретарем Организации Североатлантического договора Й.Столтенбергом. Их основной темой стали перспективы расширения контактов НАТО с ближневосточным партнером в сфере борьбы с терроризмом в регионе, а также совместного противостояния общим вызовам и угрозам. Кроме того, согласно данным МИД Израиля, Й.Столтенберг получил от израильского премьер-министра приглашение посетить государство с визитом.

Стоит отметить, что в последнее время взаимодействие Израиля с Альянсом начинает развиваться все активнее. К примеру, в начале месяца Министерством иностранных дел страны была распространена информация о том, что при штаб-квартире организации в бельгийской столице вскоре может появиться израильское представительство. Как подчеркнул тогда Б.Нетаньяху, этот шаг является крайне важным для сотрудничества сторон, поскольку отражает стремление НАТО расширить контакты в сфере безопасности и содействовать решению проблем в этой области, актуальных для государства-партнера.

В целом, как следует из публикуемой Израилем и Альянсом в последнее время информации, они проявляют явную заинтересованность друг в друге. При этом выглядит этот процесс так, как будто не требует от сторон особых усилий. В действительности, говорить об истинном положении дел на этом треке довольно трудно, поскольку для Израиля вопрос отношений с НАТО всегда был закрытым для представителей СМИ и общественности. Также не стоит забывать о том, что сотрудничество с НАТО испытывает на себе серьезное влияние изменений в двусторонних отношениях с государствами-членами данной международной структуры. Как вскользь упомянуто в официальном пресс-релизе МИД Израиля, выпущенном в связи с предложением об открытии представительства при НАТО, это решение организации стало результатом дипломатических усилий, предпринятых ведомством при поддержке Министерства обороны и Совета национальной безопасности[i] [1]. Впрочем, как нередко указывалось представителями Альянса, Израилю и ранее был предложен весь спектр возможностей, доступных другим государствам-партнерам, прежде всего, его соседям по региону. При этом власти страны самостоятельно выбирали, что именно может их заинтересовать. В этой связи стоит полагать, что позитивные сдвиги на этом направлении израильской внешней политики определяются, скорее, изменениями в отношениях с государствами-членами в лице США и Турции.

В том, что касается Вашингтона, необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, усилия Белого дома по продвижению соглашения по иранской ядерной программе потребовали предоставления Израилю дополнительных гарантий безопасности, коими, помимо собственно американской военной помощи, можно считать и продвижение инициатив по расширению взаимодействия в сфере безопасности по линии НАТО. Во-вторых, нынешняя администрация, заинтересованная в том, чтобы закончить свою работу, сгладив противоречия с ближневосточным партнером, могла привлечь к реализации этой задачи Альянс.

Большое значение для отношений Израиля и НАТО в последние годы имела динамика контактов страны с Турцией.  К примеру, в мае 2012 г. Анкара заблокировала израильское участие в саммите Организации Североатлантического договора в Чикаго в свете инцидента с судном «Мави Мармара». Не помогли тогда стране ни попытки Франции и США переубедить Турцию, ни угрозы ряда государств-членов заблокировать в ответ работу всего «Средиземноморского диалога», в рамках которого с Альянсом взаимодействуют Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис. С началом турецко-израильских переговоров, ориентированных на восстановление некогда тесных связей, вопрос взаимодействия с НАТО также приобрел актуальность. Как отметил в начале мая генеральный консул Израиля в Стамбуле Ш.Коэн, состоявшиеся раунды консультаций помогли начать процесс нормализации политического диалога. Восстановление прежнего уровня взаимодействия в военной сфере, сточки зрения дипломата, займет более значительное время. В этой связи есть основания полагать, что Турция может являться одним из сторонников расширения связей между Израилем и НАТО.

Таким образом, сегодня Израиль постепенно пытается вернуться к внешнеполитической стратегии, актуальной в середине 2000-х. Тогда государство предпринимало активные шаги по расширению взаимодействия с Североатлантическим альянсом, не исключая возможности вхождения в число его государств-участников. На нынешнем этапе стремление к сотрудничеству продиктовано несколькими группами причин, среди которых на первый план выходят внешние факторы. Выражаются они, прежде всего, в позитивных сдвигах на турецко-израильском треке, которые позволяют убрать некоторые ограничители в отношениях Израиля и НАТО, действовавшие с периода инцидента с судном «Мави Мармара». Впрочем, у страны имеются и внутренние факторы, руководствуясь которыми власти охотно идут на сближение с Альянсом. Во-первых, государству, испытывающему на себе постоянное давление на площадках различных международных форумов, важен сам факт повышения своего статуса в одной из влиятельных структур. Во-вторых, имея внешнюю политику, которая серьезным образом зависит от вопросов обеспечения обороны и безопасности, Израиль проявляет особый интерес к обмену опытом с НАТО. В-третьих, учитывая активизацию попыток возвращения сторон палестино-израильского конфликта к урегулированию, для Израиля крайне важно донести свою точку зрения до максимального количества влиятельных международных игроков. В этой связи визит Й.Столтенберга в Израиль может содействовать попыткам государства представить и обосновать свой взгляд на противостояние и пути его разрешения.

 

[i] [2] Israel to open an office at NATO HQ in Brussels // Israel Ministry of Foreign Affairs. 04.05.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/Israel-to-open-an-office-at-NATO-HQ-in-Brussels-4-May-2016/aspx