- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские оценки курдского фактора в Сирии

По данным информационного агентства Сирийской Арабской Республики САНА, 17 марта 2016 г. курдская Парияартия демократический союза (ПДС) объявила о создании на севере Сирии объединенного автономного курдского района. По словам руководителя партии Салиха Муслима Мухаммада, данные действия направлены только на формирование автономной области компактного проживания курдов  и не являются попыткой сепаратного отделения от Сирии.

По данным из открытых источников известно, что на территории Сирии, а именно в районах проживания курдов активно действуют отряды Сил специальных операций (ССО) ВС США, которые оказывают активное содействие в подготовке молодого пополнения и совместно участвуют в операциях против исламистов на севере Сирии. По сообщениям СМИ КНР, бойцы подразделений ССО США и курдские ополченцы проводили совместные операции по уничтожению боевиков в районе г.Аш-Шадади и других населенных пунктов

Аналитики Института проблем международных отношений КНР подчеркивают, что США в течение последних  лет поддерживают курдские «Отряды народной самообороны» (ОНС), которые активно противостоят боевикам «Исламского государства» (ИГ), «Аль-Каиды» и ее дочерней организации «Джебхат ан-нусра» (все организации запрещены в России). Однако, поддержка ОНС это фактически «обоюдоострый меч», которым США наносят урон еще и интересам Турции.

Китайские специалисты отмечают, что контакты США с курдским ополчением обоснованы необходимостью укрепления курдов и формирования нового регионального государства, что полностью соответствует стратегической цели США на Ближнем Востоке – поддержание нестабильности, через создание повода для столкновений между странами, которые поддерживают Турцию и странами, поддерживающими курдов. Очевидно, что американские стратеги не добились успеха в процессе отрешения президента САР Башара Асада от власти и любые попытки, которые будут предприняты в будущем,  натолкнутся на противодействие со стороны Российской Федерации.

Следует отметить, американские специалисты по Ближнему Востоку пытаются регулировать активность курдских сил в вопросе обретения независимости и объединения для борьбы с турецкими властями. Именно  эксперты из Вашингтона достигли соглашения с руководителями шести курдских партий и организаций о создании «Курдских демократических сил».

По мнению руководителей курдских партий, военно-политическое руководство трех стран – Турции, Сирии и Ирана до начала гражданской войны в САР неоднократно проводило секретные переговоры с целью не допустить объединения сил курдского меньшинства и создание нового государства – Курдистан.

Следует отметить, что наибольшую обеспокоенность деятельность курдских организаций, располагающихся на северо-востоке Сирии вызывает у официальной Анкары, которая еще в 2014 г. высказывалась против участия представителей курдов в переговорном процессе в Женеве. По мнению китайских политологов, «женевский переговорный процесс» носил характер условных двусторонних встреч, которые не отличались качественным содержанием, поскольку основные участники вооруженного конфликта выдвигали диаметрально противоположные требования.

Китайские аналитики пристально наблюдают за реакцией военно-политического руководства Турции.  Очевидно, что в Анкаре осознают всю серьезность угроз территориальной целостности страны в свете организации курдами автономии на сирийской территории. Кроме того, сирийские курды тесно контактируют с Рабочей партией Курдистана, действующей на территории Турции. По мнению турецких политиков и дипломатов, сам факт участия курдских делегатов на женевских переговорах, будет означать признание права автономии для этого народа.

В МИД КНР указывают, что у официальной Анкары есть два варианта действий в современной ситуации. Вариант первый, спонсировать и вооружать группировки туркоманов, которые действуют в северных и северо-западных регионах, для развязывания вооруженного конфликта с сирийским  курдами с последующими введением ВС Турции на территорию сопредельного государства. Вариант второй, через проведение «ложных» террористических актов «очернить» курдов в глазах западной общественности и сфокусировать внимание на них, как на главной угрозе миру и стабильности в регионе.

Специалисты МИД КНР отмечают, что руководители курдских организаций и партий ведут активную дипломатическую работу с политическим руководством Франции, Чехии, Швеции. В рамках переговоров на высшем уровне (в Париже, Стокгольме, Праге) до сведения европейских политиков была доведена информация о реальном положении курдов в Турции, о роли Анкары в поддержании боеспособности исламистов и о роли курдов в борьбе с террористическим  группами, которых в Вашингтоне называют «умеренными оппозиционерами». По сведениям китайских дипломатов, МИД Турции предпринимает попытки оказывать давление на европейских коллег, с тем, чтобы в страны-члены ЕС не воспринимали «курдскую информацию», однако эти попытки остаются без результатными.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в МИД КНР есть специалисты, которые ранее достигали договоренностей по вопросам добычи, переработки и транспортировки нефти с иракскими курдами в обход официального Багдада. Китайские политологи не подвергают сомнению способность курдов к достижению схожих позиций, однако официальная Анкара будет продолжать попытки по дестабилизации ситуации в регионе, через уничтожение курдских поселений на территории Турции, а также продолжит наносить артиллерийские удары по позициям курдов в Сирии. В этой ситуации становится очевидна целеустремленность президента Турции Реджепа Тайипа Эродагана в вопросе борьбы с курдским меньшинством с учетом того, что из Вашингтона регулярно звучат обращения прекратить обстрел городов и поселков, населенных преимущественно курдами.