- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливан: два года без президента. Что дальше?

2 июня в Ливане закончилась провалом сороковая попытка избрания президента республики. В очередной раз голосование в парламенте было перенесено на более позднюю дату 23 июня ввиду отсутствия кворума. Надо заметить, что впервые после обретения страной независимости в 1943 году, пост главы государства остается вакантным такое продолжительное время. Срок полномочий предыдущего президента Мишеля Сулеймана завершился 24 мая 2014 года. В настоящее время, согласно ст. 62 конституции, функции главы государства временно исполняет правительство.

Особенности политической системы 

Уникальность социально-политического устройства Ливана заключается в том, что это единственная арабская страна, в которой официально признаны 18 религиозных общин (12 христианских, 5 мусульманских и одна иудейская). В основу создания независимого Ливана легло неписанное соглашение между влиятельными маронитскими (христианскими) и суннитскими (мусульманскими) семьями, получившее название Национального пакта. В упрощенном изложении суть пакта сводится к установлению пропорционального представительстве в органах государственной власти официально признанных религиозных общин (за исключением иудейской). Такая форма политического устройства получила название политического конфессионализма. Согласно межобщинным договоренностям, пост президента страны должен занимать христианин-маронит, премьер-министра – мусульманин-суннит, спикера парламента – мусульманин-шиит.

Полномочия президента Ливана

После завершения Гражданской войны (1975-1990 гг) политическая система страны претерпела ряд существенных изменений. В конституцию были внесены поправки, в соответствии с которыми Ливан был преобразован в парламентскую республику. Решение основных внутри- и внешнеполитические вопросов (в том числе, ведение международных переговоров и заключение международных соглашений) отныне стали прерогативой премьер-министра.

При этом, согласно ст. 49 конституции, президент является главой государства, символом единства родины, осуществляет контроль за соблюдением основного закона, является гарантом независимости и территориальной целостности страны. Президент возглавляет Высший совет обороны и является главнокомандующим вооруженных сил.

Срок полномочий главы государства – 6 лет. Конституция предусматривает повторное избрание одного и того же лица на высший государственный пост только через шесть лет после окончания первого президентского срока.

Как избирают президента и почему регулярно переносятся выборы

Согласно ст. 49 конституции Ливана, президент республики избирается путем тайного голосования депутатов парламента. Чтобы победить в первом туре, кандидату необходимо получить одобрение 2/3 парламентариев (численность законодательного органа – 128 человек). Если претендент не получает необходимого числа голосов в первом туре, то в последующих – ему достаточно набрать абсолютное большинство.

Согласно традиции, основные ливанские политические силы заранее согласовывают кандидатуру будущего президента. По достижению консенсуса его кандидатура вносится на голосование в парламент, который фактически ее утверждает. Ввиду того, что после окончания президентского срока Мишеля Сулеймана ливанский политический класс не в состоянии договориться по компромиссной фигуре, парламент саботирует заседания. Законодательный орган специально не собирает кворум, чтобы иметь возможность раз за разом переносить дату голосования на более поздний срок. Эта практика будет продолжаться до тех пор, пока ливанские политики не договорятся о том, кто будет следующим президентом страны. Конституционного ограничения на число переносов голосования нет.

Вместе с тем, с точки зрения действующего законодательства, заседание парламента для избрания президента может быть проведено в присутствии простого, а не квалифицированного большинства депутатов (ст. 34 основного закона). Однако в Ливане в силу двух прецедентов сложился определенный конституционно-правовой обычай, который выступает в качестве источника права (хотя и не имеет письменного закрепления). Так, в 1976 г. и 1982 г. заседания парламента переносились по причине отсутствия кворума в две трети. И только после того, как были согласованы компромиссные кандидатуры, кворум был обеспечен, и проведено голосование. В результате, президентами страны стали Ильяс Саркис (1976 г.) и Башир Жмайель (1982 г.).

Таким образом, конституция дважды интерпретировалась как обязывающая заручиться поддержкой 2/3 депутатского корпуса, даже несмотря на отсутствие в ней такого письменного положения. Применение этого правового обычая обусловлено необходимостью обеспечения будущему президенту как можно более широкой политической поддержки ввиду крайне хрупкого ливанского политического устройства и уязвимости политической системы перед лицом мощных внутренних и внешних вызовов.

Президенты независимого Ливана 

После обретения независимости в стране сменилось 12 президентов. Все они являлись представителями маронитской общины. Лишь трое занимали этот пост дольше положенных по конституции 6 лет: Бишара аль-Хури (1943-1952 гг.); Элиас Храуи (1989-1998 гг.) и Эмиль Лахуд (1998-2007 гг.). Двое – Башар Жмайель (1982 гг.) и Рене Муаввад (1989 гг.) были убиты вскоре после избрания на пост главы государства. Остальные семь президентов находились на своем посту один шестилетний срок.

Вплоть до конца 1980-х гг. смена главы государства происходила практически без задержек и переноса дат голосований. Все политические противоречия и разногласия по поводу кандидатуры урегулировались на стадии политических консультаций. Парламентарии фактически одобряли компромиссного кандидата.  Избрание президента было организовано даже в период Гражданской войны, при этом парламентские выборы тогда не проводились.  Продление полномочий первых послевоенных президентов – Элиаса Храуи и Эмиля Лахуда было проведено под сильным давлением Дамаска и противоречило положениям действовавшей конституции.

Нынешнее отсутствие президента на своем посту – самое длительное в истории Ливана. Ранее рекордом считался период после окончания срока Амина Жмайеля (сентябрь 1988 г.). Пост оставался вакантным более года (408 дней). Следующий глава государства был избран лишь в ноябре 1989 г. Им стал Рене Муаввад.

Очередной перенос даты голосования (следующая попытка станет 41-ой) также является беспрецедентным. Предыдущий ливанский президент – Мишель Сулейман, был избран главой государства 25 мая 2008 г. Для этого потребовалось «всего лишь» 19 переносов даты парламентского заседания и 6 месяцев после окончания полномочий Эмиля Лахуда (истекли в ноябре 2007 г.).

Региональное и международное измерение ливанского кризиса

Причины нынешнего институционального кризиса кроются в особенностях ливанской политической системы и опоре ее главных игроков на иностранные государства. Как показывает история современного Ливана, ни один кризис не может быть преодолен без активного вмешательства внешних сил, которые в свою очередь используют ливанскую территорию, партии, общественные организации, религиозные общины как площадку для решения собственных задач на Ближнем Востоке.

В схематичном изложении основной конфликт внутри страны разворачивается между двумя ливанскими блоками, представляющими собой гетерогенный сплав различных политико-конфессиональных сил и опирающимися на разные внешние силы. Первый — «прозападный» или «просаудовский» (Коалиция 14 марта). Его стержнем является суннитское «Мустакбаль» («Движение будущего») во главе с бывшим премьер-министром Саадом Харири. «Движение будущего» находится в альянсе с маронитскими Ливанскими силами, которыми руководит Самир Джаджаа. В этом блоке также состоит ряд других более мелких партий. Это объединение поддерживают, в первую очередь США и Франция, а также Саудовская Аравия и Египет. Второй блок – «просирийский» или «проиранский» (Коалиция 8 марта). Его центральным элементом является шиитское движение «Хизбалла» во главе с Хасаном Насраллой. «Хизбаллу» поддерживает маронисткое Свободное патриотическое движение, которым руководит генерал Мишель Аун, а также маронитская партия «Марада» и ее лидер Сулейман Франжье. Основным политическим и финансовым спонсором этого объединения является Иран и Сирия.

Начиная с 2000-х гг. Ливан стал удобной ареной для политического (и отчасти конфессионального суннитско-шиитского) соперничества Саудовской Аравии с Ираном и Сирией. Эти три государства, не вступая между собой в открытую конфронтацию, использовали в противостоянии друг с другом подопечные им ливанские партии и движения. После начала сирийского кризиса в 2011 г. саудовско-иранский конфликт приобрел более масштабное измерение. Вот уже более пяти лет он разворачивается на территории Сирии, при этом «ливанская карта» по-прежнему используется Эр-Риядом и Тегераном в качестве рычага давления друг на друга. Ни Саудовская Аравия, ни Иран не могут допустить избрания не лояльного себе ливанского президента. При этом они также не в состоянии договориться о компромиссном кандидате в Ливане, учитывая разорванные в январе 2016 года саудовско-иранские дипломатические отношения. Именно поэтому процедура выборов ливанского президента находится в глубоком тупике.

В условиях ожесточенной политической и вооруженной «битвы за Сирию», в которую вовлечены региональные и международные игроки, судьба Ливана будет оставаться неопределенной до решения сирийского конфликта. По крайней мере, до убедительного военного перевеса одной из его сторон и установления нового регионального статус-кво. Новым президентом Ливана скорее всего станет кандидат, близкий к будущему «победителю» в Сирии.