Главной новостью переговоров о будущем Сирии между правительством Башара Асада и сирийской оппозицией в конце мая стала отставка с поста главного координатора переговорной делегации полевого командира вооруженной оппозиции Мухаммеда Аллюша. Мухаммед Аллюш оказался на этом посту в декабре 2015 года по итогам Конгресса сирийской оппозиции в Эр-Рияде не по причине каких-либо выдающихся дипломатических или переговорных способностей. Он является близким родственником известного полевого командира Захрана Аллюша, унаследовавшим после гибели последнего в декабре 2015 года командование крупной вооруженной джихадистской группировкой «Джейш аль-ислам», контролирующей пригород Дамаска Восточную Гуту. Напомним, что вооруженное объединение «Джейш аль-ислам» («Армия ислама») было создано в сентябре 2013 года при активной поддержке Саудовской Аравии. В состав этой группировки, находящейся под плотной опекой саудовских спецслужб, вошли группы джихадистов «Ахрар аш-Шам», «Лива аль-таухид», «Лива аль-хакк», «Ансар аль-Шам» и Курдский исламский фронт. В результате эта группа объединила до 50 тысяч бойцов, а ее возможности финансирования и вооружения остаются выше, чем у «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России). Известный американский эксперт по Сирии Джошуа Ландис называет «Джейш аль-ислам» «ваххабитской супермилицией, работавшей «в перчатках» с филиалами «Аль-Каиды» и воевавшей вместе с ними на разных фронтах».
Совершенно понятно, что эта отставка, произошедшая 29 мая, не могла состояться без давления на М.Аллюша со стороны Эр-Рияда. Отставке предшествовал визит в Москву министра иностранных дел Саудовской Аравии А.аль-Джубейра и его переговоры с министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. Не секрет, что Эр-Рияд контролирует значительный сегмент сирийской оппозиции от достаточно умеренных, светских сил до радикальных джихадистов. Отставка М.Аллюша означает то, что Саудовская Аравия решила серьезно взаимодействовать с Москвой на сирийском треке и заинтересована в прекращении конфликта в этой ближневосточной стране. Отметим, что факт отставки М.Аллюша был чрезвычайно позитивно встречен в Москве. Спецпредставитель президента Российской Федерации по Ближнему Востоку М.Богданов отметил, что эта отставка «будет иметь позитивное влияние на прогресс на межсирийских переговорах. Такие люди (как М.Аллюш-авт.) имели абсолютно неконструктивные подходы и не обладали намерениями серьезно вести переговоры на благо своего народа. Тот, кто проповедует такие экстремистские взгляды, должен стоять в стороне от переговорного процесса».
Одним из побудительных мотивов, заставляющих Эр-Рияд менять свои подходы к сирийскому урегулированию, является достижение пусть и относительного российско-американского консенсуса по Сирии. О сближении этих подходов свидетельствует опубликованный ливанской газетой «Аль-Ахбар» российско-американский план нового политического и конституционного устройства Сирии. Сразу же оговоримся, что не претендуем на его стопороцентную верность. Какие-то пункты могут оказаться измышлениями или фантазиями ливанских журналистов, но сама публикация такого плана в газете, тесно связанной с Сирией и «Хизбаллой» является симптоматичной.
Согласно информации ливанских журналистов, в новой конституции будут существенно ограничены президентские полномочия и существенно увеличены права сирийских регионов. Во-первых, из названия страны планируется убрать слово «Арабская». Страна будет называться «Сирийской Республикой». Будет законодательно закреплена курдская автономия, а курдский язык станет одним из официальных языков Сирии наряду с арабским. Из конституции будет исключена статья, в которой ислам закрепляется в качестве источника сирийского законодательства, а также содержится требование того, чтобы президентом Сирии был только мусульманин. Во-вторых, из конституции убирается статья о руководящей и направляющей роли партии Баас, что приведет к отказу от идеологии арабского национализма. В-третьих, существенно расширяются права регионов и региональных законодательных органов. Будет предусмотрен двухпалатный парламент с расширенными полномочиями. Одна палата будет избираться прямым голосованием, депутаты другой будут назначаться по представлению региональных народных собраний. Без согласования с парламентом президент не сможет проводить многие важные кадровые назначения, например, назначение директора Центробанка Сирии. В-четвертых, президент сохранит за собой полномочия главнокомандующего, но использовать сирийскую армию вне страны и вводить чрезвычайное положение он сможет только по согласованию с парламентом. Известный журналист Абдельбари Атван из издающейся в Лондоне газеты «Рай аль-йаум» полагает, что этот пункт навязывается американцами для обеспечения безопасности Израиля. В-пятых, никакой сирийский лидер не сможет оставаться во главе страны больше двух президентских сроков. Срок президентских полномочий, согласно информации ливанской прессы, составит 7 лет. В-шестых, в правительстве страны будут предусмотрены квоты для этнических и религиозных меньшинств. Таким образом, в Сирии будет скопирована весьма неоднозначная Таифская система, превратившая Ливан в несостоявшееся государство (failed state). В-седьмых, из конституции будут убраны все остаточные упоминания о социализме, а рыночная либеральная экономика будет признана основой хозяйственного уклада Сирии.
Существуют определенные надежды и на изменение турецкой позиции в сирийском конфликте. Новый турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым, похоже, полностью зависим от позиции президента Р.Т.Эрдогана и не имеет в отличие от профессора А.Давутоглу никаких идеологических предрассудков вроде неоосманистского видения Турции. В своем первом выступлении он охарактеризовал сирийский конфликт как «войну, в которой нет необходимости». Он также отметил: «Мы (Турция-авт.) хотим увеличить количество наших друзей, мы желали бы уменьшить количество наших врагов». В данном заявлении просматривается намерение улучшить отношения Турции с Россией, Египтом, Израилем, Ираком. Конечно, сейчас трудно поверить в то, что турецкое правительство сможет примириться с Башаром Асадом или по крайней мере с сирийскими силовиками, которые после его возможного ухода будут отстаивать позиции Дамаска, но турецкая элита известна своим прагматизмом. Расширение курдского присутствия на севере Сирии является угрозой как для Анкары, так и для Дамаска, меняя арабскую природу сирийской государственности. На этой почве возможна конвергенция двух непримиримых противников. Кроме того, при любых режимах в Турции и в Сирии, Турция в обозримом будущего останется ведущим экономическим партнером для северных регионов Сирии и Ирака, и в случае восстановления сирийской экономики в Алеппо, Идлибе, Дейр эз-Зоре без турецких капиталов будет не обойтись.