- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6 — 12 июня 2016 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке, Ливии и Афганистане продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных группировок. Сложной остается обстановка в зоне палестино-израильского конфликта, Йемене, юго-восточных провинциях Турции и на Синайском полуострове в Египте.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными силами и формированиями боевиков террористических группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (обе запрещены в России). Кроме того, на севере страны отряды оппозиционных «Сил демократической Сирии» (СДС) вели бои с боевиками ИГ. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои по-прежнему происходили в городе и провинции Алеппо, а также в соседней провинции Ракка. В Алеппо боевики «Джебхат ан-нусры» постоянно обстреливали городских кварталы, — десятки человек погибли, сотни пострадали. Кроме того, боевики «Джебхат ан-нусры» и союзной с ней группировки «Ахрар аш-Шам» ежедневно атаковали на позиции правительственных войск и ополчения в Алеппо и прилегающих к городу местностях. Сообщается о прибытии подкреплений для «Джебхат ан-нусры» в район Алеппо из Турции. Тем временем сирийская правительственная армия и союзные ей военные формирования наступали на боевиков ИГ в провинции Ракка, установив контроль над стратегически важной дорожной развязкой на пути к административному центру этой провинции городу Ракка. Военное командование США заявило, что приветствует наступление сирийской армии на позиции боевиков ИГ в провинции Ракка, но не координирует свои действия ни с ними, ни с российской авиацией в Сирии. Вооруженные формирования СДС при массированной поддержке авиации западной коалиции во главе с США вели успешное наступление на город Манбидж на севере Сирии вблизи границы с Турцией. Бои сирийских правительственных войск с формированиями различных группировок противников режима президента САР Б. Асада происходили в провинциях Дейр-эз-Зор, Латакия, Дераа, Хомс, Хама и в районе Дамаска.

9 июня в Тегеране прошла встреча министров обороны России, Сирии и Ирана, на которой обсуждались вопросы усиления взаимодействия в борьбе с террористическими группировками «Исламское государство» и «Джебхат ан-нусра». Кроме того, глава МО РФ С. Шойгу провел в Тегеране двусторонние встречи с министром обороны Ирана Х. Дехканом и министром обороны Сирии Ф. Д. аль-Фрейджем, обсудив с ними вопросы региональной безопасности, а также военного и военно-технического сотрудничества между странами. Выступая на встрече, министр обороны ИРИ Х. Дехкан поддержал режим прекращения огня в Сирии и призвал все группировки, действующие в этой стране, вступить в переговоры c правительством САР.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил 6 июня, что США не выполняют обязательств по размежеванию сирийской оппозиции и террористов. С. Лавров подчеркнул, что Россия будет активно помогать сирийской армии с воздуха, чтобы не допустить захвата Алеппо террористами, а также будет принимать решения о действиях своих ВКС в Сирии, исходя из собственного видения обстановки, «здесь никаких сюрпризов для США не будет». Глава российской дипломатии считает, что «дальше ждать размежевания террористов от умеренной оппозиции в Сирии контрпродуктивно, время прошло достаточно». С. Лавров выразил озабоченность замедлением политического процесса урегулирования в Сирии, призвав как можно скорее начать новый раунд межсирийских переговоров, которые должны проходить без предварительных условий. В российском МИДе 7 июня вновь подчеркнули, что прекращение огня «не затрагивает боевых действий против ИГ и «Джебхат ан-нусры» и блокирующихся с ними экстремистов, боевые действия против которых должны вестись бескомпромиссно».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 6 июня, что механизм координации между военными Израиля и России в Сирии доказал свою работоспособность, и нужно заниматься его дальнейшим укреплением.

Американские власти продолжают вести диалог с оппозицией Сирии о размежевании с террористами, заявили в Госдепартаменте США. 9 июня Вашингтон ввел санкции против действующей в Сирии террористической группировки «Бригады мучеников Ярмука».

Министр обороны Франции Ж.-И Ле Дриан 9 июня заявил о том, что на территории Сирии действуют французские военные инструкторы, которые оказывают «инструкторскую поддержку повстанческим демократическим силам».

ООН согласовала с сирийскими властями вопрос доставки в июне гуманитарной помощи во все 19 осажденных районов страны. Первый конвой с международной гуманитарной помощью прибыл 10 июня в город Дума, который удерживают силы оппозиции.

7 июня, выступая в Народном совете (парламенте), президент САР Б. Асад заявил, что Дамаск не пойдет на какие-либо переговоры, которые запускаются в нарушение принципов конституции страны. Он призвал все стороны, вовлеченные в межсирийский конфликт, сложить оружие и присоединиться к мирному процессу, отметив, что межсирийские переговоры по существу так и не начались из-за отсутствия диалога с оппозицией, зависимой от внешних сил. По мнению Б. Асада, перед сирийцами нет иного выбора кроме победы над терроризмом. Однако это не означает, что Сирия отказывается от политических процессов. Президент подчеркнул, что «как на официальном уровне, так и у всего сирийского народа есть огромное желание прекратить кровопролитие ради спасения страны». Б. Асад выразил благодарность России, Ирану и Китаю за вклад в борьбу с терроризмом.

6 июня сирийский парламент на своем первом заседании избрал Хадию Аббас главой Народного совета. Она стала первой женщиной, занявшей главный пост в высшем законодательном органе Сирии.

Время для начала нового раунда межсирийских переговоров пока еще не наступило, считает спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура, но его офис начнет скоро технические дискуссии со всеми сторонами.

В Ливии на прошедшей неделе военные формирования, заявившие о своем подчинении Правительству национального согласия (ПНС), начали наступление на расположенный в центральной части страны город Сирт – оплот местного ответвления «Исламского государства». В ходе упорных боев проправительственные силы отрезали город от подступов к морю, а 11 июня захватили порт и несколько районов Сирта. Ранее, 9 июня, подчиняющиеся ПНС вооруженные формирования выбили боевиков ИГ из города Хараву, расположенного в 70 км восточнее Сирта.

На минувшей неделе премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху посетил Россию с очередным визитом, который был приурочен к 25-й годовщине восстановления дипломатических отношений между двумя странами. 7 июня в Москве президент РФ В. Путин провел переговоры с Б. Нетаньяху. По их итогам было принято совместное заявление, в котором два лидера отметили динамичное развитие российско-израильского сотрудничества за прошедшие после восстановления дипломатических отношений годы. В. Путин и Б. Нетаньяху обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, в частности «перспективы дальнейшего укрепления торгово-экономического взаимодействия и культурно-гуманитарных связей», социальное партнерство, а также координацию действий в Сирии и борьбу с терроризмом». В ходе визита было подписано несколько договоров и соглашений в областях энергетики, сельского хозяйства, пенсионного обеспечения, сохранения социальных прав и таможенного урегулирования. 6 июня израильский премьер по итогам визита в Москву заявил, что отношения с Россией не станут альтернативой отношениям Израиля  с США.

Четыре человека погибли и десять получили ранения в результате теракта, совершенного 8 июня в Тель-Авиве. Ответственность за это преступление взяло на себя боевое крыло радикального палестинского движения ХАМАС — группировка «Бригады Изэддина аль-Касама». В ответ израильские власти усилили меры безопасности в стране. В частности, отозваны разрешения на въезд в Израиль для 83 тыс. палестинцев на время священного для мусульман месяца Рамадана. Кроме того, с 10 июня израильская армия полностью закрыла палестинские территории на Западном берегу реки Иордан.

8 июня Россию посетил палестинский министр иностранных дел Р. аль-Малики. В Москве он провел переговоры с главой МИД РФ С. Лавровым. По их итогам С. Лавров заявил, что «деградация в палестино-израильском урегулировании только на руку экстремистам, необходим отказ от конфронтации». «Считаем принципиально важным принять дополнительные меры по преодолению этой негативной тенденции, по недопущению дальнейшей эскалации ситуации, что было бы на руку только экстремистам во всем регионе Ближнего Востока и Севера Африки. Считаем, что сегодня востребованы отказ от дальнейшей конфронтации, создание условий для возобновления политического процесса в интересах всеобъемлющего, справедливого и прочного палестино-израильского урегулирования. В этой связи считаем важным более активно задействовать потенциал «квартета» ближневосточных посредников, который вполне может найти выход из нынешнего тупика». По словам С. Лавров, Москва не видит необходимости вносить поправки в арабскую мирную инициативу по урегулированию арабо-израильского конфликта (2002 г.).

Новые теракты были совершены на минувшей неделе в Турции. Так, 7 июня 11 человек погибли и 36 получили ранения в результате взрыва в Стамбуле, который произошел вблизи служебного автобуса спецназа полиции недалеко от остановки общественного транспорта. Ответственность за эту акцию взяла на себя террористическая группировка «Ястребы свободы Курдистана», связанная с сепаратистской Рабочей партией Курдистана» (РПК). На следующий день, 8 июня 5 человек погибли и около 30 пострадали в результате взрыва на юго-востоке Турции в провинции Мардин. Теракт совершили члены РПК. Турция не намерена вести переговоры с РПК и продолжит бороться с этой группировкой тех пор, пока не будет обеспечена безопасность граждан страны, заявил 9 июня глава турецкого правительства Б. Йылдырым.

Министр иностранных дел Турции М Чавушоглу заявил 7 июня, что Анкара приостановит действие соглашения с Евросоюзом о реадмиссии нелегальных иммигрантов, если ЕС не предоставит гражданам Турции право безвизового въезда на свою территорию.

Президент США Б. Обама 10 июня одобрил расширение полномочий американских военнослужащих в борьбе с экстремистами движения «Талибан» в Афганистане. Речь, в частности, идет о предоставление американским вооруженным силам дополнительных полномочий по оказанию помощи афганским силам безопасности в борьбе с талибами, что позволит чаще использовать авиацию ВС США в операциях против экстремистов. В более широком аспекте – американским военным «предоставлена большая гибкость в вопросах партнерства с афганскими коллегами». Вместе с тем, новый план не предполагает присутствие сухопутных войск США на афганской территории. В Госдепартаменте заявили, что Соединенные Штаты по-прежнему выступают за политическое урегулирование конфликта между властями Афганистана и движением «Талибан», несмотря на расширение полномочий американских военных применять силу против этой организации.

По информации в СМИ, главарь международной террористической организации «Аль-Каида» А. аз-Завахири присягнул на верность новому лидеру афганского движения «Талибан» М. Х. Ахунзада.

6 июня на переговорах в Кувейте делегации правительства Йемена и шиитских повстанцев-хоуситов договорились провести обмен детьми, попавшими в плен, а также «некоторым числом военнопленных». На следующий день, 7 июня, представители аравийской коалиции во главе с Саудовской Аравией передали йеменскому правительству 52 подростка, которые на стороне хоуситов противостояли правительственным войскам.

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Судана

 

 

Вооруженные силы Судана (109,3 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховным главнокомандующим ВС Судана является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Министерство обороны и Объединенный штаб (ОШ). Президенту непосредственно подчинены начальник ОШ и командующие видами ВС. При главе государства имеются Совет национальной обороны и Высший военный совет. Эти органы определяют генеральные направления государственной политики в области подготовки страны и населения к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности. Принятые ими решения реализуются через Министерство обороны.

Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение ВС вооружением и военной техникой, вневойсковую подготовку населения, осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. Объединенный штаб представляет собой единый командный орган по выработке и реализации решений в области обороны страны, защиты ее территориальной целостности.

Сухопутные войска (105 тыс. человек) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. Руководство ими осуществляется штабом, причем начальник штаба сухопутных войск является заместителем начальника ОШ ВС Судана. В боевом составе сухопутных войск имеется 9 дивизий (бронетанковых – 1 , механизированных – 1, пехотных – 6, воздушно-десантных – 1), 12 отдельных бригад: (механизированных — 1, пехотных — 7, разведывательных – 1, артиллерийских — 3), бригада республиканской гвардии и 5 отдельных рот спецназа.

Основное вооружение представлено 663 основными и средними танками, в том числе примерно 200 новейшими китайскими Type 96; 80 легкими танками; примерно 310 артиллерийскими орудиями (60 САУ) калибра от 105 до 155 мм, свыше 520 РСЗО, 636 минометами, примерно 1180 боевыми бронированными машинами, в том числе 75 БМП; до 740 ПТРК, в том числе 450 современными китайскими HJ-8. Подразделения войсковой ПВО имеют на вооружении 4 ЗРК ближнего действия «Оса», свыше 200 ПЗРК, в том числе 50 новейших китайских FN-6, более 320 зенитный орудий и установок калибра от 23 до 100 мм.

Сухопутные войска Судана обладают большим опытом ведения боевых действий против иррегулярных формирований в саванне, лесистой, горно-лесистой и полупустынной местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены. Недостаточно подготовлен личный состав, имеются значительные трудности в деле технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.

Военно-воздушные силы насчитывают 3 тыс. человек. Руководит ими штаб, расположенный в Хартуме. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС, ведения воздушной разведки, перевозок военных грузов и личного состава. Их основной организационной единицей является эскадрилья. Самолеты и вертолеты ВВС базируются на следующих основных аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Донголо, Мерове, Атбара, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Эль-Фашер.

В наличии числится порядка 94 боевых самолета, в том числе фронтовых бомбардировщиков Су-24 -12, истребителей-бомбардировщиков – 37 (Миг-23БН – 17, Q-5 – 20), штурмовиков Су-25 – 12 (из них 2 учебно-боевых), истребителей – 33 (МиГ-29 – 11 (из них 3 учебно-боевых), J-7 (копия МиГ-21) – 20). Имеется также 2 самолета оптической разведки Ан-30 и 32 учебно-тренировочных самолета. Военно-транспортная авиация насчитывает до 33 самолетов, из которых 5 Ан-26 могут использоваться в качестве бомбардировщиков. В вертолетной авиация имеется примерно 185 машин, в том числе 84 боевых типа Ми-24 и свыше 90 многоцелевых и транспортных вертолетов, основными из которых являются Ми-8 и Ми-17 (43 ед.).

Самолетный и вертолетный парк разнотипен и в большинстве своем представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. Суданская военная авиация испытывает дефицит грамотных летных и инженерно-технических кадров. В вопросах ремонта авиатехники ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи.

Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов устаревшего ЗРК С-75, которые вряд ли боеспособны. В Судане фактически отсутствует современная система оповещения о воздушном нападении, нет и единой системы контроля за воздушным пространством страны.

Военно-морские силы (1,3 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой, перевозки военных грузов и личного состава. Штаб ВМС расположен в Порт-Судане. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. Корабельный состав представлен четырьмя сторожевыми катерами, небольшим количеством патрульных катеров и пятью десантными катерами.

Суданские вооруженные силы оснащены оружием и военной техникой преимущественно иностранного производства: советского (российского), китайского, египетского, украинского, американского, английского, египетского и др. В последние годы крупные поставки вооружения, главным образом для сухопутных войск, производились Китаем. Закупки партий отдельных видов вооружения и военной техники осуществлялись в России, Белоруссии и Украине. Получают развитие военные связи с аравийскими монархиями. В то же время военное и военно-техническое сотрудничество со странами Запада фактически свернуто, что обусловлено их негативным отношением к правящему в Судане военно-исламистском режиму и введением Совбезом ООН в 2005 г. эмбарго на военные поставки Хартуму.

В последние годы в Судане развивается собственная военная промышленность. Налажена сборка отдельных типов артиллерийского вооружения, ПТРК и легкой бронетехники, стрелкового оружия. Укрепляется ремонтная база. Однако производственные мощности недостаточны. На перспективах развития отрасли негативно сказывается общий слабый уровень развития суданской экономики, отсутствие в стране развитой современной научно-технической базы и подготовленных кадров различного профиля.

В итоге значительная часть вооружения остается морально устаревшей и физически изношенной, часто выходит из строя, что при всё ещё слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение техники.

На сегодняшний день суданские вооруженные силы испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, другой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, современных технических средств разведки, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, низкий уровень его образованности. Войска плохо экипированы и недостаточно обучены, в том числе офицерский корпус. «Существуют серьезные вопросы в отношении того, как армия смогла адаптировать и овладеть закупленной военной техникой».

Плачевное состояние суданской армии хорошо иллюстрирует ее участие в боевых действиях в мятежном регионе Дарфур, и пограничных с Южным Суданом районах, где правительственные войска «фактически ничего не могут противопоставить повстанцам и южносуданским военным, которые воюют на стороне партизан». Не продемонстрировала суданская армия высоких боевых качеств и Йемене, где она (3 тыс. человек, 4 самолета Су-24) с 2015г. участвует в составе арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в боях против шиитских повстанцев-хоуситов.

На всем протяжении истории независимого Судана армия играла исключительно важную роль в политической жизни страны. В Судане было совершено пять военных переворотов (1958, 1964, 1969, 1985 и 1989 гг.) и значительное число попыток переворотов и заговоров. Учитывая это обстоятельство, правящий режим во главе с президентом О. аль-Баширом проводит целенаправленный курс на сохранение лояльности со стороны высшего и среднего звена офицерского корпуса. В настоящее время, несмотря на принятие конституции в 2005 г., другие важные изменения в политической жизни, военные продолжают во многом контролировать важнейшие структуры госаппарата и определять многие направления внутренней и внешней политики Судана.