- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Принц Мухаммед бен Сальман: визит в Соединенные Штаты

13 июня 2016 г. саудовский наследник наследника престола, министр обороны и глава Совета по делам экономики и развития принц Мухаммед бен Сальман прибыл с «официальным» (как отмечалось в обнародованном накануне его поездке специальном заявлении королевской канцелярии) визитом в Вашингтон. В том же заявлении подчеркивалось, что принц посещает Соединенные Штаты «по указанию Служителя Двух Благородных Святынь короля Сальмана бен Абдель Азиза и в ответ на приглашение от правительства Соединенных Штатов Америки».

Сегодняшняя «сильная личность» саудовского королевства не впервые посещает эту страну, — в мае 2015 г. он был членом саудовской делегации (возглавлявшейся наследником престола и министром внутренних дел принцем Мухаммедом бен Наефом), в сентябре того же года принц Мухаммед бен Сальман сопровождал своего отца ‒ правящего монарха Сальмана бен Абдель Азиза в ходе его первого после прихода к власти зарубежного визита в американскую столицу.

Тем не менее, июньский визит 2016 г. в Вашингтон ‒ особая страница в деятельности принца. Обнародованный накануне его поездки в Соединенные Штаты график его пребывания в стране ‒ стратегическом партнере Саудовской Аравии дает четкое представление о возложенных на него и требующих решения задачах, когда принц Мухаммед бен Сальман должен не в тени наследника престола или отца, а самостоятельно решать эти задачи. Если ранее его «представляли» американской политической элите, то теперь этап «представления» закончен, — принц будет вести прямые переговоры с ведущими представителями этой элиты. Речь идет о встречах с главой американского внешнеполитического ведомства Джоном Керри, министром обороны Эштоном Картером, директором ЦРУ Джоном Бреннаном, министром торговли Пенни Прицкер, лидерами «республиканского большинства» и «демократического меньшинства» в Конгрессе Полом Райаном и Нэнси Пелоси, членами Комитета Сената по вооруженным силам и членами Комитета Сената по иностранным делам. Наконец, завершение официальной части визита было ознаменовано встречей принца с действующим американским президентом Бараком Обамой в Овальном кабинете Белого дома. Одним из важных эпизодов поездки Мухаммеда бен Сальмана стало посещение Нью-Йорка, где в штаб-квартире ООН он встретился с ее генеральным секретарем Пан Ги Муном.

Представительна и сопровождающая принца делегация. Она включала не только министра иностранных дел Адиля аль-Джубейра и министра информации Адиля ат-Турейфи, но и двух ведущих министров экономического блока саудовского правительства ‒ министра нефти и природных ресурсов Халеда аль-Фалеха и министра торговли и инвестиций Маджида бен Абдаллу аль-Касаби. Вместе с ними в делегацию был включен и глава Управления общей разведки Халед аль-Хумейдан. Практически все члены делегации (исключение составил лишь глава саудовского внешнеполитического ведомства) впервые «представлялись» американской политической элите.

Еще накануне визита саудовская пресса сообщала, что принц будет обсуждать с представителями американской стороны, по меньшей мере, три «основных досье вопросов», связанных с отношениями между странами. Речь, во-первых, шла о «политическом досье», включающем ныне существующие проблемы и разногласия между Эр-Риядом и Вашингтоном не только в связи с тем, что, как считают в саудовской столице, в эпоху президентства Б.Обамы активность Соединенных Штатов в регионе Ближнего Востока испытала значительное снижение, а заключенное («без достаточных гарантий со стороны Тегерана») соглашение по иранской ядерной программе создало ситуацию, позволяющую саудовскому «стратегическому противнику» расширить сферу своего влияния в арабском мире и на Ближнем Востоке, но и в связи с возможностью обнародования «закрытой части» опубликованного в 2003 г. сенатского отчета о событиях 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне.

В определенной мере вопрос о том, в какой степени официальный Эр-Рияд содействовал осуществлению террористической атаке 11 сентября, смыкается с опубликованным по случаю Международного дня защиты детей отчетом ООН, включившим действующую в Йемене и возглавляемую Саудовской Аравией «арабскую коалицию» в «черный список» государств и организаций, нарушающих «права детей». Усилиями саудовской миссии при ООН и ее руководителя Абдаллы аль-Муаллими обвинения в адрес этой «коалиции», в конечном итоге, были устранены. Тем не менее, встреча принца Мухаммеда бен Сальмана и Пан Ги Муна была направлена на то, чтобы не допустить в будущем повторения такого рода ситуаций.

Во-вторых, вопрос касался «досье безопасности» и, в этой связи, двустороннего сотрудничества в сфере обмена разведывательной информацией и военного взаимодействия. Наконец, третье «досье» было связано с вопросами двусторонних экономических контактов. Принц Мухаммед бен Сальман провел переговоры не только с представителями американского бизнеса на Уолл-стрит в Вашингтоне, изложив им основные положения программы «Видение: 2030» и ее начального этапа «Национальный поворот: 2020», но и совершил поездку в калифорнийскую Силиконовую долину, где встретился с главами крупнейших американских (мировых) компаний ‒ Google, Apple и Facebook, обеспечивая научно-технологическую поддержку начинаниям, которые предполагается осуществить в рамках «Видения: 2030». Уже 16 июня 2016 г. крупнейшая американская химическая компания Dow Chemical Company объявила о получении торговой регистрации и начале деятельности в Саудовской Аравии, где, в свою очередь, было подчеркнуто, что решение компании связано с реализацией программы «Видение: 2030».

Описывая в номере от 15 июня 2016 г. встречу принца с Дж.Керри, «Аш-Шарк Аль-Аусат», в частности, сообщала: «Государственный секретарь … ожидал прибытия своего высокого гостя принца Мухаммеда бен Сальмана на пороге собственного дома. Затем он спустился с тем, чтобы приветствовать его и сопроводить вместе с сопровождающими в дом. Встреча сопровождалась теплыми рукопожатиями и улыбками. В доме государственного секретаря в традициях месяца рамадан был устроен праздничный ужин ‒ ифтар». Впрочем, обсуждавшийся в ходе встречи круг вопросов был серьезен ‒ терроризм, безопасность, положение в Сирии, Йемене и Ираке, противостояние «иранской активности» в регионе Персидского залива и Ближнего Востока. Встрече обоих политиков предшествовала публикация в конце мая 2016 г. ежегодного отчета Государственного департамента, в котором, в частности, отмечалась «активная роль» Саудовской Аравии в «рядах международной коалиции противостояния ИГИЛ (прежнее название запрещенного в России «Исламского государства»- Г.К.) в Сирии и Ираке», как и важность саудовской инициативы создания «исламской коалиции» противодействия международному терроризму. В отчете также подчеркивалось, что сама Саудовская Аравия в 2015 г. стала объектом «террористических атак» со стороны ИГ и других экстремистских группировок.

16 июня 2016 г. принца Мухаммеда бен Сальмана принял глава американского военного ведомства Эштон Картер. Публикуя информацию об этой встрече, «Аш-Шарк Аль-Аусат» в номере от 17 июня писала: «Вчера … состоялась продолжавшаяся более двух часов встреча принца … и министра обороны Соединенных Штатов. Встреча состоялась в здании Пентагона, перед ее началом принц и министр приняли торжественный марш почетного караула». Выступая в начале встречи в присутствии журналистов, принц Мухаммед бен Сальман подчеркнул: «Сегодня меня гостеприимно принимают в стране-союзнике. Но я нахожусь здесь в то время, когда регион, в котором мы живем, сталкивается с многими опасностями ‒ нестабильностью в некоторых государствах, вмешательством в дела других государств и терроризмом». Далее он добавлял: «Сегодня Соединенные Штаты и их союзники играют важную роль в противостоянии этим опасностям, являющимся вызовом для всего мира. Мы же настойчиво содействуем искоренению этих опасностей и вызовов».

Эти слова во многом определили повестку дня переговоров принца Мухаммеда бен Сальмана и Э.Картера. Как заявлял глава американского военного ведомства, обе стороны должны «обсудить все региональные вызовы» и, в первую очередь, «окончательный разгром ИГИЛ, положение в Йемене, противостояние иранскому влиянию». По его же словам, «обе стороны заинтересованы в расширении координации действий, в том числе, и в плане взаимодействия сил специального назначения».

Оценивая переговоры двух министров обороны, официальный представитель Пентагона сообщал, что они «увенчались очень плодотворными результатами». Он подчеркивал также, что Э. Картер «был счастлив провести эти плодотворные переговоры» и «надеется на расширение сотрудничества с Саудовской Аравией в деле противостояния терроризму, ИГИЛ и действиям Ирана, подрывающим региональную стабильность». Официальный представитель Пентагона не исключил и повторной встречи принца Мухаммеда бен Сальмана и Э.Картера уже на этапе завершения его поездки в Соединенные Штаты.

Саудовская пресса сообщала и о «закрытых» встречах саудовского наследника наследника престола с членами высшего органа законодательной власти Соединенных Штатов, цитируя как высказывания представителей Республиканской, так и Демократической партии. Отчеты об этих встречах, опубликованные, в частности, в ведущих «внешних» саудовских изданиях ‒ газетах «Аш-Шарк Аль-Аусат» и «Аль-Хайят», показывают, что дискуссии, проходившие в Комитетах по вооруженным силам и по иностранным делам, а также встреч с некоторыми законодателями из обеих партий, были сосредоточены на вопросах, связанных с решением ближневосточных конфликтов (Сирия и Йемен назывались в первую очередь), а также на «противостоянии подрывной деятельности Ирана в регионе». Немалое место в ходе этих дискуссий и встреч заняло обсуждение возможностей, открывающихся перед американским бизнесом в связи с началом реализации программы «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». При этом, во всяком случае, как это вытекало из публикаций в прессе, Саудовская Аравия квалифицировалась как «важный союзник» Соединенных Штатов в регионе Ближнего Востока. В свою очередь, эти же публикации создавали впечатление, что вопрос об обнародовании «закрытой части» сенатского отчета о событиях 11 сентября 2001 г. едва ли не окончательно ушел из повестки дня саудовско-американских отношений.

Сообщая об объявленной на вторую половину дня 17 июня 2016 г. встрече президента Б.Обамы, принца Мухаммеда бен Сальмана и сопровождающей его делегации, официальный представитель Белого дома, счел необходимым заявить, что в ходе этой встречи будут обсуждаться проблемы, связанные с региональной безопасностью и стабильностью, что предполагало обращение к ситуации в Сирии и Йемене, а также дальнейшему противостоянию с ИГ в рамках возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции. Одновременно речь должна была идти и о программе «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». Реализация этой программы, как подчеркивал представитель американской администрации, «должна будет открыть путь к еще большему двустороннему стратегическому сотрудничеству в сфере экономики».

Действительно, принимая принца Мухаммеда бен Сальмана, действующий американский президент подчеркнул, что «Соединенные Штаты считают необходимым продолжать сотрудничество с Саудовской Аравией на благо обеих стран», действуя вместе с Эр-Риядом «в интересах поддержки безопасности и стабильности Ближнего Востока и противодействия региональным вызовам». Как подчеркивала в этой связи «Аш-Шарк Аль-Аусат», на встрече были «всесторонне обсуждены проверенные историей особые отношения» между обеими странами. Вместе с тем, президент Б. Обама особо остановился на «планах социально-экономического развития страны-партнера», подчеркнув, что Соединенные Штаты «приветствуют программу “Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030”» и «будут укреплять связи» с саудовской стороной «в интересах реализации выдвинутых ею планов развития».

Вечером 17 июня 2016 г. принц Мухаммед бен Сальман, завершив официальную часть визита в Соединенные Штаты, отправился в Калифорнию.