- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О пакистано-афганском пограничном кризисе

Неоднократно в последние месяцы погранпереход Торхам (45 км от Пешавара, столицы провинции Хайбер-Пахтунхва) становился ареной  столкновений  пограничных сил  Афганистана и Пакистана, жертвами которых с обеих сторон становились военнослужащие и гражданские лица.  Причина всегда одна – укрепление пакистанской стороной  разделительной полосы (строительство/установка забора на различных участках границы, создание новых форпостов).

1 июня 2016 г. Пакистан запретил свободное передвижение афганцев через погранпереход  Торхам. Ранее, 1 апреля с.г.  согласно  пакистано-афганским договоренностям Исламабад  ввел  ограничения на пересечение границы через погранпереход  Торхам без документов.    Ранее власти Пакистана разрешали афганцам, имеющим карты беженцев, пациентам, проходящим курс лечение в Пешаваре, а также женщинам и детям пересекать  границу.

Регулярное приграничное передвижение  гражданского населения  приостанавливалось. В результате   тысячи торговцев со скоропортящемся товаром на жаре были блокированы; сотни транспортных средств с экспортными товарами несколько дней ожидали  процедуры таможенной очистки. В район были стянуты дополнительные войска.      Пограничный вопрос, три миллиона афганских беженцев на территории Пакистана  и  вопросы безопасности — основные спорные пункты в пакистано-афганских отношениях.

Власти Афганистана не признают Линию Дюранда (ЛД) в качестве международной границы. Свою позицию они аргументируют нецелесообразностью разделять единый народ – пуштунов, проживающих  по обе стороны границы; считают ЛД своего рода  афганским Шенгеном с односторонним движением. Принципиально иная позиция у Исламабада, который на протяжении нескольких десятилетий добивается  от  администраций Афганистана признания ЛД в качестве официальной границы, но безрезультатно.

Вопрос об управлении границами Исламабад и Кабул ставят друг другу на протяжении нескольких лет. Особенно остро он встал в конце 2014 – начале 2015 гг. Это связано с двумя факторами:

1.Выводом основной части коалиционных сил США/НАТО из Афганистана и передачей ответственности за безопасность национальным силам безопасности Афганистана. В силу ряда причин контроль Кабула за безопасностью  в стране резко ослаб;

2.Началом (июнь 2015 г.) военной операции федеральной армии Пакистана против  боевиков в ряде агентств зоны пуштунских племен на границе с Афганистаном.

Эти два обстоятельства способствовали резкому увеличению потока  боевиков и криминальных элементов с территории Пакистана в Афганистан и обратно. Беспрепятственное передвижение людей и товаров было благом для контрабандистов и торговцев наркотиками. Это создавало проблемы для безопасности в Пакистане в течение многих лет.  Исламабад  принял решение упорядочить процедуру  пересечения афгано-пакистанской границы.

В результате военной операции в северо-западных районах Пакистана, в агентстве Северный Вазиристан,  группировки  боевиков, в первую очередь Движение Талибан Пакистана (ДТП), перенесли свои базы на территорию афганских провинций Нангархар, Кунар и Нуристан. Пакистанские СМИ пишут, что, несмотря на предпринятые меры, боевики в настоящее время свободно передвигаются через границу, совершают террористические акты против гражданского населения и военного персонала Пакистана; приграничные территории  (горная местность, зачастую труднодоступная,  где тропы известны только местным племенам)  используют как относительно безопасное убежище.

Эффективное управление границами Пакистан рассматривает как  часть борьбы с терроризмом. Это жизненно важно для проверки инфильтратов на протяжении всей 2560-км пористой пакистано-афганской границы, где насчитывается  более чем 200 малолюдных маршрутов для незаконного оборота оружием, наркотиками и киднепинга. Около 24 000 человек из Афганистана ежедневно пересекали границу в агентстве Хайбер, и большинство из них не имели  каких-либо юридических документов.

Согласно Программе управления границами Исламабад устанавливает  ограждения в отдельных «наиболее  уязвимых» местах  с Афганистаном с целью  ликвидировать нелегальные проходы через границу. Это имеет определенный эффект, но незначительный.  Стороны выдвигают другу требования  гарантий  безопасности границы, блокирования незаконных трансграничных перемещений  граждан,       заявляют о  взаимной заинтересованности и совершенствовании механизмов обеспечения безопасности на пакистано-афганской границе, улучшения ситуации добиться не могут.

Пакистанская сторона возлагает ответственность на власти Кабула за нарушение  Соглашения по  управлению границами (установка погранзаграждений),  подчеркивая, что на афганской стороне  установлено меньшее количество  контрольно-пропускных пунктов.

Представляется, что пограничный конфликт, один из острых в пакистано-афганских отношениях,  в дальнейшем будет только усугубляться. При отсутствии у Кабула вертолетного парка невозможно решить  проблему контроля афгано-пакистанской границы. Перспективная закупка Кабулом  вертолетов у Нью-Дели открывает  перспективы их применения в пограничных кризисах.