- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Повышение активности террористических группировок в странах Юго-Восточной Азии: на примере Индонезии

В условиях продолжающегося наступления подразделений Вооруженных Сил Сирийской Арабской Республики и Республики Ирак на позиции «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) начинается вторая волна возвращений боевиков в страны Юго-Восточной Азии. Однако, следует отметить, что это процесс только отчасти носит панический характер, а с другой стороны представляется возможным предположить, что руководство международных террористических группировок направляет своих опытных эмиссаров и боевиков для набора новых рекрутов и проведения резонансных террористических актов по всему миру. Известно, что один из руководителей ИГ Абу Мухаммед аль-Адани через интернет неоднократно призывал единоверцев уничтожать граждан западных стран – США, Австралии, Канады и Франции при любой возможности и в любом регионе планеты.

Так, по информации Национального антитеррористического управления (НАУ) Индонезии, в апреле 2016 г. отмечены случаи возвращения нескольких десятков боевиков из зоны боевых действий. Индонезийские специалисты отмечают, что некоторые боевики уехали из страны еще в 1999 г. (действовали на стороне «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Афганистане) и с тех пор не возвращались на родину, что затрудняет их опознание современными системами идентификации личности, установленными в аэропортах страны.

По данным Института политики и конфликтологии Индонезии, в районы боевых действий ИГ в Сирии и Ираке в 2013-2014 гг. уехало от 500 граждан этого государства, а также до одной тысячи боевиков из других стран (КНР, Филиппины, Малайзия). По отзывам сотрудников индонезийских спецслужб более 60% рекрутов из стран ЮВА погибли под эффективными бомбежками со стороны ВКС, а 20% совершили самоподрывы в ходе террористических актов в населенных пунктах, контролируемых правительственными силами.

По информации СМИ Индонезии, растет количество арестованных по подозрению в участии террористической деятельности. Так, в 2015 г. в местах лишения свободы находилось только 40 исламистов, тогда как к началу 2016 г. уже 173 человека, т.е. очевиден прирост количества террористов и их пособников в условиях продолжающихся наступательных действий ВС Сирии, Ирака и их союзников в лице подразделений КСИР и ВКС РФ.

Известно, что, подразделение по борьбе с терроризмом НАУ Индонезии «Денсус 88» в апреле 2016 г. провело специальную операцию в г. Сурабаи  в ходе которой, было задержано три боевика группировки ИГ (китайские уйгруы) вернувшихся из зоны боевых действий в Сирии. Задержанные готовили крупный террористический акт с применением взрывных устройств и стрелкового оружия в дни празднования священного для мусульман месяца рамадан.

Благодаря кропотливой работе оперативных сотрудников с задержанными удалось установить схемы направления рекрутов от индонезийских группировок к исламистам на Ближний Восток.

Так, группировка «Маджуа Персиапан аль-Архабили» (также известна как «Катиба Нусантара») регулярно поставляет рекрутов из региона ЮВА в ряды группировки «Джебхат ан-нусра» (запрещена в России).

Кроме того, с группировкой ИГ тесно сотрудничают следующие исламистские организации:

– «Джамаа Аншорит Таухид» (организована в 2008 г. бывшим эмиром «Джамаа Исламия» Абу Бакром Баясиром, известно о деятельности подразделения организации в Сирии под названием «Джамаа Аншорут Шария»);

– «Муджахеддин Индонезия Тимор» (организована в 2011 г.)

– «Джамаа Таухид аль-Джихад» (организована в 2004 г.)

– «Ринг Бантен» (фактически боевое подразделение первой исламистской группировки в Индонезии, известной как «Дарул Ислам», действует с 1999 г.)

– «Гема Салам» (действует с 2013 г. осуществляет вербовку среди студентов в вузах Индонезии)

– «Муджахеддин Индонезия Барат» (основана в 2012 г. на о.Ява, боевое подразделение исламистской группировки «Дарул Ислам»)

– «Форум активистов шариатского ислама» (английская аббревиатура FAKSI, действует на территории Индонезии с 2013 г.).

Также известно, что на территорию Индонезии периодически проникают группы китайских уйгур, среди которых скрываются члены террористической организации «Исламский спорт Восточного Туркестана» (ИСВТ), проявляющие наибольшую активность в рядах отрядов исламистов в Сирии и Ираке. По данным спецслужб КНР, боевики ИСВТ преодолевают китайско-мьянмарскую границу на законных основаниях, затем на автомобильном транспорте пересекают границу Мьянмы и Таиланда, а затем Таиланда и Малайзии, с территории которой они легально вылетают в Индонезию, где продолжают действовать упомянутые выше группировки.

По информации СМИ КНР, в ходе встречи «Диалог КНР-ЮВА по безопасности и борьбе с терроризмом», которая была проведена 7 апреля 2016 г. в г.Пекин Секретарь Политико-юридической комиссии ЦК Коммунистической партии Китая Мэн Цзяньчжу (ранее занимал пост министра общественной безопасности) провел двусторонние переговоры с коллегами – руководителями министерств и ведомств стран ЮВА. В ходе бесед обсуждались вопросы организации общей системы проверки личных данных на пограничных переходах, что позволило бы активнее реагировать на поступающую информацию о готовящихся террористических актах и гражданах, вовлеченных в подготовки противоправных деяний. Следует отметить, что Мэн Цзяньчжу регулярно совершает визиты в страны Юго-Восточной Азии и проводит консультации с высшими чиновниками, ответственными за борьбу с террористической угрозой.

По мнению китайского аналитика в области безопасности Ли Чжохуея, официальному Пекину необходимо предоставить своим соседям по региону современные электронно-вычислительные системы и обеспечить их надежную коммутацию для оперативного выявления боевиков, а также лиц им содействующих в транспортировке грузов (оружие, взрывчатые вещества).

Известно, что информацию о деятельности террористов на территории стран ЮВА собирают и анализируют специальные службы и «мозговые центры» Сингапура, которые и оказывают действенную помощь соседним государствам. Так, сотрудники Школы международных исследований Раджаратнам осуществляют мониторинг электронных ресурсов исламистов, которые ежедневно посещает около 700 тысяч пользователей сети интернет из которых 172 тысячи это граждане Индонезии.  Кроме того, сингапурские аналитики действуют в тесной координации с коллегами из Австралии.

Следует отметить, что военно-политическое руководство Индонезии осознает, что невозможно нанести серьезное поражение группировкам исламистов только действиями спецслужб и подразделений специального назначения. Известно, что официальная Джакарта санкционировала проведение мероприятий под лозунгом «Средства массовой информации как посол мира», в ходе которых по каналам радио-, телевизионного и интернет вещания местные богословы  ведут активную контрпропаганду, изобличающую разрушительную суть убеждений, насаждаемых эмиссарами ИГ в разум молодого поколения Индонезии.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что специальным службам стран ЮВА, а именно – Индонезии, Малайзии, Таиланда и Филиппин предстоит сложная работа по организации взаимодействия для борьбы с международным терроризмом. Следует отметить, что только официальный Пекин заинтересован в решении этой проблемы, тогда как американские дипломаты и неправительственные организации продолжают настаивать, что существуют «умеренные» силы сепаратистов. Очевидно, возможно согласится со специалистами Управления по борьбе с терроризмом Министерства общественной безопасности КНР, что двойные стандарты США в отношении террористической угрозы являются основным инструментом разрушения мирового порядка и стабильности.