- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ИРИ после парламентских выборов: куда пойдет новый Меджлис

В последние дни мая приступил к работе новый состав парламента ИРИ. Высший орган законодательной власти  оказывает немалое влияние на проведение внешней и внутренней политики и порой блокирует решения правительства и отказывает в ратификации международных соглашений. Успешное взаимодействие Меджлиса с правительством открывает благоприятные возможности для реализации программ исполнительной власти. Учитывая, что для обеспечения «второго срока» президента Х.Роухани необходимо реализовать немалую часть данных в 2013 г. обществу обещаний, ему очень важна поддержка нового меджлиса.

Итоги выборов, согласно которым умеренные силы — сторонники правительства Роухани получили 46,5% мест, а консерваторы  — 31.5 % — свидетельствуют о благоприятных перспективах по координации действий  двух ветвей власти. Общественное мнение страны  убеждено в победе   пропрезидентской коалиции, однако  детальный анализ расклада сил в новом меджлисе показывает, что превалирование умеренных очень относительно и маловероятно, что они сумеют реализовать запросы общества. В нынешнем составе Меджлиса 20% мест  ( значительно больше, чем в предыдущие годы) получили независимые кандидаты, и  именно от их позиций и будет зависеть политика парламента.

Работа нового Меджлиса началась с избрания руководящих органов. Уже третий раз главой парламента стал Али Лариджани, который представляет консерваторов-прагматиков.  Альтернативным кандидатом был  М.Р.Ареф –лидер реформаторов. Оказав поддержку Лариджани, парламентарии осознавали, что в нынешних условиях острой внутриполитической борьбы влияние этого государственного деятеля, связанного родственными узами с высшим духовенством, имеющего опыт политического маневрирования, известного своими широкими контактами в регионе, сумеет нивелировать внутрипарламентские разногласия и будет работать на упрочение стабильности как внутри страны, так и за ее пределами. Лариджани возглавил и фракцию консерваторов Меджлиса, названную «Сторонники велаяте факих».  Заместителями спикера меджлиса стали представитель реформаторского лагеря М.Пезешкиян   и А.Мотаххари, представляющий умеренных. В целом по итогам выборов президиума и руководства комиссий Меджлиса большинство мест получили консерваторы. Их представители возглавили основные  парламентские комиссии: по внешней политике и безопасности, по экономике, энергетике, по делам Советов и внутреннему законодательству др. Этот факт говорит о том, что консерваторы попытаются определять и основную линию в Меджлисе.

Аналитики ИРИ отмечая в целом более молодой состав парламентариев и отсутствие значимых фигур двух флангов, особо подчеркивают «слабость»  представителей либерального лагеря. Отвод большинства известных фигур Наблюдательным советом  накануне выборов заставил реформаторов задействовать представителей третьего поколения и активистов местного уровня. Они не имеют опыта работы на уровне страны, представляют интересы лишь своего округа и не могут противостоять более опытным представителям консерваторов. Выражаются опасения, что парламентарии могут увязнуть в провинциальных проблемах или, доказывая степень своего влияния,  повторить опыт 6-го меджлиса, занятого внутренними разборками.

Абсолютная победа либеральных кандидатов в Тегеране, Исфагане, Тебризе была обеспечена приходом на выборы среднего класса, выдвигающего требования формирования гражданского общества. Эта часть населения ожидает от нового меджлиса содействия в осуществлении той части обещаний Роухани, которые связаны с решением их экономических проблем (прежде всего, сокращения уровня безработицы, повышения доходов), а также реализацией гражданских прав. Реальное обеспечение прав женщин,  свободный доступ национальным меньшинствам к изучению родного языка, либерализация социальной сферы, снятие жесткого контроля со СМИ и социальных сетей, решение многочисленных проблем в области образования и культуры – это те направления, которые требуют пристального внимания меджлиса. Однако, учитывая баланс сил,  вряд ли эти задачи смогут быть решены. Тем не менее, учитывая сильную женскую фракцию (17 человек) и активность кандидатов от двух лагерей,  вполне вероятно, что гендерная проблематика будет поднята на обсуждение.

В течение года, оставшегося до выборов нового президента, и консерваторы, и умеренные будут стремиться перетянуть на свою сторону независимых кандидатов,  с тем  чтобы  поддержать линию правительства или воспрепятствовать его деятельности. Очевидно,  что в вопросах экономики,  уровня жизни, бытовой проблематике независимые будут координировать свои действия с прореформаторской фракцией. Однако они по мере возможностей будут воздерживаться от вмешательства в наиболее острые проблемы внутренней политики и культурной сферы.

Представляется, что  в области внешней политики новый Меджлис пойдет за своим  руководителем и будет поддерживать прагматичный подход, в основе которого развитие отношений и с Западом, и с Востоком при соблюдении национальных интересов   и  соответственно выполнение условий СВПД.

Уже ближайшие месяцы покажут, сможет ли  стать новый меджлис опорой для правительства Х.Роухани или займет свою позицию, однако несомненно. что  его основной задачей на ближайший год должно стать сохранение политической  стабильности  и недопущение углубления раскола  общества накануне и в ходе президентских выборов.

Одновременно с Меджлисом начал свою работу и новый состав Совета экспертов. Вопреки всем прогнозам и ожиданиям его руководителем был избран представитель консерваторов-радикалов, глава Наблюдательного совета аятолла Ахмад Джанати (89 лет), деятельность которого на этом  посту подвергалась многочисленным осуждениям. Ввиду того, что он получил наименьшее число голосов среди кандидатов, прошедших  в Тегеране, сторонники умеренного лагеря восприняли его выбор главой Совета как насмешку духовенства над мнением общества, а  радикальные силы как «месть тегеранцам». Как представляется, такое решение высших духовных авторитетов можно расценить как стремление сохранить баланс сил между умеренными и консерваторами в системе государственной власти,  предотвратить возможное смещение равновесия в сторону либералов и ограничить возможности проведения политической  модернизации в ИРИ.