- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Принц Мухаммед бен Сальман: от визитов в Соединенные Штаты и Францию к обязанностям министра обороны

Как сообщило Саудовское информационное агентство, наследник наследника престола, второй заместитель председателя кабинета министров, министр обороны и глава Высшего комитета по делам экономики и развития принц Мухаммед бен Сальман, «завершив официальный визит во Францию, прибыл в провинцию Неджран», где он «возглавил совещание высших армейских руководителей», «проинспектировал состояние войск противовоздушной обороны, расквартированных на юге королевства, как и общевойсковых соединений армии в этом регионе».

Итак, официальный визит в Соединенные Штаты, за которым последовала поездка в Калифорнию, где принц провел переговоры с руководителями и топ-менеджерами занятых в сфере высоких технологий крупнейших американских (и международных) компаний, встреча в Нью-Йорке с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном (когда был окончательно снят неприемлемое для Эр-Рияда упоминание в отчете ООН его действий в Йемене как «наносящих ущерб правам детей»), пребывание во Франции (где он встречался, в том числе с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой) и, наконец, исполнение обязанностей министра обороны, — круг возложенных на сына правящего монарха полномочий ‒ политических, экономических, культурных и военных ‒ действительно широк. Сам же принц с полным на то основанием может рассматриваться как по-настоящему «сильная личность» в сегодняшнем саудовском государстве.

Официальный визит Мухаммеда бен Сальмана в Соединенные Штаты начался 13 июня 2016 г., а четыре дня спустя, 17 июня началась неофициальная часть его поездки в страну, в полной мере сохраняющую статус ведущего стратегического партнера Саудовской Аравии. Заранее провозглашенная цель этой поездки состояла в том, чтобы представить американскому бизнес-сообществу (но также и американскому «политическому классу» и общественному мнению) принятую по инициативе принца программу социально-экономической «перестройки» ‒ «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» и первый этап ее реализации ‒ «Национальный поворот: 2020». Его пребывание в Калифорнии (а затем в Нью-Йорке) стоило бы, вне сомнений, назвать насыщенным ‒ встречи и переговоры с представителями военно-промышленных компаний, включая «Боинг» и «Локхид Мартин», инвестиционных корпораций (в частности, KKR, Black Rock, JP Morgan), ведущих американских университетов (при опоре на эти университеты в Саудовской Аравии создается, в частности, Высшая школа бизнеса и менеджмента, которая будет носить имя принца). Саудовская пресса уделила особое внимание встрече Мухаммеда бен Сальмана и Марка Цукерберга в штаб-квартире «Фейсбук» в Калифорнии. Эта встреча позволила достигнуть соглашения об участии «Фейсбук» в подготовке саудовских специалистов и расширении сферы применения инновационных технологий в самой Саудовской Аравии.

Если программа неофициальной части визита принца была сконцентрирована на расширении сотрудничества с военно-промышленными, инвестиционными и инновационными компаниями Соединенных Штатов, то это вытекало из логики приоритетов «Видения: 2030». Естественно, при этом, что американские инвестиции в развитие этих приоритетов не рассматривались саудовской стороной как одностороннее движение. Напротив, привлечение этих инвестиций предполагало, что Эр-Рияд будет вкладывать новые капиталы и в американскую экономику, — сообщая, в частности, о переговорах с топ-менеджментом Morgan Stanley, саудовская пресса подчеркивала, что в состав совета директоров этой компании войдет представитель Саудовской Аравии. Это направление сотрудничества с американской стороной Мухаммед бен Сальман особо выделял, встречаясь с работающими в Соединенных Штатах саудовскими бизнесменами и предпринимателями.

Начавшийся 26 июня 2016 г. официальный визит принца Мухаммеда бен Сальмана во Францию, как и в американском случае, был предварен заявлением королевской канцелярии, в котором подчеркивалось, что этот визит происходит «по приглашению французского правительства и по указанию Служителя Двух Благородных Святынь». В заявлении отмечалось, что принца примет президент Франсуа Олланд, а его цель ‒ «обсуждение вопросов, представляющих интерес для обеих сторон, а также углубление двустороннего сотрудничества».

В ходе визита саудовская пресса публиковала немало статей и аналитических материалов, доказывавших «глубину и прочность» саудовско-французских связей. Так, «Аш-Шарк Аль-Аусат» писала 28 июня 2016 г. о том, что Франция была «одним из первых государств», признавших реализованное Ибн Саудом «объединение страны» и установившей с ним в 1936 г. «полномасштабные дипломатические отношения». В заслугу Франции газета ставила ее «постоянное внимание» к деятельности расположенных на ее территории «арабских исследовательских и просветительских учреждений». Франция и Саудовская Аравия, по словам этой газеты, едины «в поощрении сил умеренности при решении палестинского вопроса», как и иных «проблем арабского и мусульманского мира». Сообщая же об экономических контактах обеих сторон, «Аш-Шарк Аль-Аусат» подчеркивала, что Франция в 2015 г. стала восьмым торговым партнером Эр-Рияда, когда товарооборот между обеими странами составил 9,7 млрд долларов. Одновременно Франция ‒ третья страна мира по уровню ее капиталовложений в саудовскую экономику, — в 2015 г. прямые французские инвестиции составили 15,3 млрд долларов (доля саудовских инвестиций во французскую экономику достигла 900 млн. евро), в самой Саудовской Аравии действуют в настоящее время 70 французских компаний. Естественно, что, касаясь визита принца, это ведущее арабоязычное издание современного мира отмечало, что саудовско-французские двусторонние отношения получат новый импульс для своего развития благодаря программе «Видение: 2030».

27 июня 2016 г. (накануне принц встретился с премьер-министром Мануэлем Вальсом, министром иностранных дел Жаном-Марком Эро и министром обороны Жаном-Ивом Ле Дрианом) президент Ф.Олланд принял принца Мухаммеда бен Сальмана в Елисейском дворце. В центре внимания обеих сторон находились последние французские инициативы, связанные с разрешением палестино-израильского противостояния, положение в Ливане и Сирии, как и вопросы, касающиеся дальнейшего углубления многоаспектных двусторонних контактов. По словам Ф.Олланда, цитируемый саудовской прессой, «стратегическое франко-саудовское партнерство получило серьезную основу, представленную программой “Видение: 2030”».

Выступая в ходе совместной с Ж.-М.Эро пресс-конференции, посвященной визиту принца Мухаммеда бен Сальмана, глава саудовского внешнеполитического ведомства Адиль аль-Джубейр подчеркивал совпадение саудовской и французской позиций по «ключевым проблемам» Ближнего Востока. Вместе с тем, излагая позицию своей страны, он считал необходимым вновь заявить, что «урегулирование отношений с Ираном станет возможно только в том случае, если Тегеран откажется от вмешательства в дела соседних стран и будет проводить курс на добрососедство». Не изменилась и саудовская позиция по Сирии: «В Сирии, — отмечал саудовский министр иностранных дел, — только два решения. Это ‒ либо политическое, либо военное решение. Оба они должны привести к отстранению Башара Асада, убившего 400 тысяч невинных, обрекшего на изгнание 12 миллионов и разрушившего свою страну». Касаясь же вопроса «ливанского политического вакуума», А.аль-Джубейр замечал: «Виновник этого вакуума ‒ “Хизбалла”, поддерживаемая Ираном. Оба они не желают согласия ливанских политических сил в отношении выбора кандидата на пост президента».

Как и в американском случае, принц Мухаммед бен Сальман встретился с председателем французского Национального собрания Клодом Барталоном и главой парламентского комитета по вопросам внешней политики. Встречаясь же с И.Боковой, принц отмечал устремленность его страны к сотрудничеству с ЮНЕСКО, в том числе, и с точки зрения сохранения исторических и культурных памятников, что, как он замечал, отвечает одному из приоритетов программы «Видение: 2030». С другой стороны, он отметил, что Саудовская Аравия выделит ЮНЕСКО средства на восстановление и реставрацию памятников истории и культуры в регионе Ближнего Востока, — речь шла, в том числе, о Сирии и Ираке. Наконец, вновь как в американском случае, принц Мухаммед бен Сальман встретился с руководителями ведущих французских военно-промышленных компаний и инновационных центров.

Поездка Мухаммеда бен Сальмана в провинцию Неджран оправдана, — эта территория (с ее значительным исмаилитским меньшинством) прилегает к Йемену, где все еще продолжаются боевые действия, а проходящие в Кувейте переговоры между представителями режима и хоуситской оппозиции все еще далеки от своего завершения. Саудовская пресса, конечно же, широко не освещала пребывание принца на юге страны, тем не менее, местные издания добавили «сильной личности» важную характеристику, — он «демократ». Находясь в Неджране, принц Мухаммед бен Сальман принял участие в ифтаре вместе «с офицерами и личным составом».