- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых аспектах дезертирства в Афганской национальной армии и полиции

Афганский народ обладает удивительными воинскими качествами, однако свои лучшие способности ведения войны афганцы проявляют в повстанческой форме вооруженного конфликта. Что касается регулярной армии, то исторически Афганистан никогда не обладал мощной боеспособной армией. Главной проблемой афганских вооруженных сил всегда была слабая дисциплина, а следовательно, высокий уровень дезертирства.

США начали уделять внимание созданию сил безопасности Афганистана в 2002 г., спустя год после ввода войск. На сегодняшний день афганские силы безопасности – армия и полиция – насчитывают примерно 350 тысяч человек. На армию приходится примерно 190-200 тысяч человек, остальные афганцы служат в полиции. Афганские вооруженные силы комплектуются на контрактной основе, Кабул практически полностью отказался от призывной армии.

Процедура дезертирства в афганской армии и полиции происходит по крайне простой схеме: военнослужащие берут в срочном порядке увольнительную и не возвращаются. Или вовсе без предупреждения уходят домой. Дело в том, что никаких уголовных и административных санкций за самовольное оставление части или дезертирство афганским законодательством не предусмотрено. Дезертировавший военнослужащий не несет никакой ответственности. Более того, спустя какое-то время он может опять поступить на службу в армию, и военное командование возьмет его на службу. В целях заполнения штатов, Афганская национальная армия по плану должна рекрутировать около 6 тысяч новых военнослужащих в месяц. В свою очередь, Афганская национальная полиция – 5 тысяч человек.

Точных статистических данных об уровне дезертирства по ясным причинам нет. Во-первых, вести точную статистику в условиях 30-тилетней гражданской войны в Афганистане крайне сложно. Так, и переписи населения в Афганистане не проводилось уже десятилетиями. Во-вторых, подобная информация находится под грифом «совершенно секретно».

В любом случае, можно предположить, что ни афганская администрация, ни даже командование США и НАТО не обладают точными статистическими данными о дезертирстве. Можно говорить лишь о примерных данных, варьирующихся в пределах нескольких тысяч военнослужащих (в месяц). То же самое касается и численности движения «Талибан», организации «Сеть Хаккани», «Хизб-и- Ислами» (Исламская партия Афганистана) и «Аль-Каиды» (запрещена в России).

Наиболее реальная цифра, которая называется Пентагоном, варьируется в пределах 3000-5000 тысяч человек в месяц. Если говорить о годовом показателе, то часто приводится цифра в 50 тысяч военнослужащих-дезертирах в год, то есть около 25 % от общего числа военных. Влиятельный таджикский полевой командир, проиранский лидер моджахедов, Исмаил Хан в 2013 г. в интервью изданию Der Spiegel заявил: «Афганская армия, тренируемая США, потеряла 63 000 военнослужащих из-за высокого уровня дезертирства. То есть дезертировал каждый третий в последние три года (2010-2013)».

Причины дезертирства

Последний по времени командующий Международными силами содействия безопасности (ММСБ), генерал Дж. Кэмбэлл заявил: «Рост потерь в последние годы привел с увеличения дезертирства среди афганских военных и полицейских. Многие уходят в самоволку или навсегда покидают армию». Для многих афганцев армия и полиция – единственные места, где они могут заработать на жизнь в рамках закона. Те, у кого есть связи, служат в относительно безопасном Кабуле или северных провинциях – Балх, Фарьяб. В самые опасные провинции Афганистана, например, в Гильменд, Нангархар или Кандагар, посылают наиболее бедных, если не сказать, нищих афганцев.

С другой стороны, крайне высокий накал боевых операций, низкое качество командного состава, недостаточное внимание к условиям службы и низкое качество жизни даже среднего и высшего состава армии – все эти факторы толкают военнослужащих афганской армии к дезертирству.

Крайне важной причиной, толкающей афганцев к дизертирству, является низкий уровень медицинского обслуживания. В случае ранения военнослужащим практически наверняка не будет оказана скорая и качественная медицинская помощь. CNN [1] приводит слова дезертира, примкнувшего к «Талибану» в провинции Гильменд: «Я решил покинуть армию, когда мои раненые и убитые товарищи лежали на военной базе, и никто не оказал им медицинской помощи и не отвез их в госпиталь».

Другой очень важной причиной дезертирства является альтернатива службе в армии, правда она находится вне рамок закона – производство и торговля наркотиками. Помимо этого, в зависимости от сезона, простой торговлей фруктами в определенных провинциях можно заработать ненамного меньше (в ряде случаев больше), чем на опасной службе в армии. Базовое денежное довольствие. для афганских рекрутов, по данным официальной газеты Министерства обороны США Stars and Stripes, начинается с 90-140 долларов США в месяц. Для военнослужащих уже прослужившие в армии несколько лет — около 220-250 долларов США. Это примерно 10-11 тысяч афгани, что очень неплохо по меркам Афганистана.  Скажем, в 2004-2005 гг. зарплата афганских военнослужащих находилось на уровне 50-70 долларов США.

Психологические операции талибов

Наряду с такими причинами, как слабая дисциплина афганских военнослужащих, существует и другой фактор высокого уровня дезертирства. Движение «Талибан» уделяет особое внимание психологическим операциям против афганских силовиков. «Талибан» в своих информационно-пропагандистских материалах делает особую ставку на диверсии против представителей сил безопасности, надеясь тем самым снизить боевой дух афганских военнослужащих. Важно отметить, что многие дезертиры не просто покидают армию, а, получив базовую воинскую подготовку и оружие, уходят к талибам.

В последние годы, в особенности после вывода основной части МССБ, участились диверсионно-террористические атаки талибов на представителей афганской полиции, армии и, в особенности, спецслужб (амнийата). Несмотря на прогресс становления и отдельные оперативные успехи, осуществленные при поддержке США, афганские силы безопасности в целом не способны самостоятельно противостоять «Талибану». Одним словом, оставшись наедине с талибами, дезертирство в среде афганских силовиков усилилось.

Также существует особый механизм влияния и запугивания афганских военнослужащих – отправка шабанамахов, так называемых «ночных писем». Другой причиной высокого уровня дезертирства является тотальная коррумпированность всей системы управления Афганистана. В американской прессе нередко появлялась информация о том, что оружие, которое было поставлено США для афганской армии, оказывалось в руках талибов.

Дезертирство имеет и морально-психологические и личностные аспекты. Оперативно-тактические ошибки военнослужащих США, предоставление широкой свободы действия Пакистану, бессмысленные ночные рейды, нецелесообразные убийства, осквернение священного для мусульман Корана – все это создало пропасть в отношениях между американскими военными и афганскими силовиками.