Наиболее важные события на минувшей неделе были связаны с изменениями, начавшимися в отношениях Турции с Россией и Израилем.
27 июня в Москве официально подтвердили, что президент Турции Р. Т. Эрдоган в письме президенту России В. Путину принес извинения и глубокие соболезнования в связи со сбитым в ноябре 2014г. российским самолетом Су-24. Эрдоган также «выразил свою заинтересованность в урегулировании ситуации, связанной с гибелью российского военного самолета, выразил свое сочувствие и глубокие соболезнования родственникам погибшего российского пилота». В письме содержался «призыв к восстановлению традиционных дружественных отношений между Турцией и Россией и к совместной борьбе с терроризмом для разрешения региональных кризисов».
По инициативе российской стороны 29 июня состоялся телефонный разговор между В. Путиным и Р. Т Эрдоганом. По его итогам глава российского государства сообщил о начале процесса нормализации отношений межу РФ и Турцией. Путин и Эрдоган подчеркнули необходимость активизации международного сотрудничества в борьбе с общей для всех террористической угрозой. Сообщается, что Путин и Эрдоган, возможно, «проведут личную встречу».
30 июня президент РФ В. Путин подписал указ об отмене ограничений в отношении Турции, В частности, речь идет о снятии ограничений на продажу туров в Турцию. Кроме того, правительство России должно провести переговоры с турецкой стороной по вопросам двусторонних внешнеэкономических отношений и «в зависимости от результатов переговоров вносить предложения об изменении срока действия или характера специальных экономических и иных мер, предусмотренных указом президента РФ от 28 ноября 2015 года». В свою очередь, премьер-министр России Д. Медведев отметил, что отмена санкций против Турции будет проходить поэтапно. В целом, как было заявлено, Москва спешить не собирается и подчеркивает: разморозка отношений будет поэтапной. Так, для полного восстановления отношений с Турцией Россия ждет от Анкары компенсации за сбитый самолет Су-24.
В Сочи 1 июля состоялась встреча министров иностранных дел России и Турции С. Лаврова и М Чавушоглу. По ее итогам было объявлено о достижении договоренности о том, что контакты между правительствами РФ и Турции с целью нормализации всего комплекса двусторонних отношений состоятся в ближайшее время. Кроме того, Россия и Турция возобновили деятельность рабочей группы по борьбе с терроризмом. Москва также ждет контактов по линии военных. М. Чавушоглу заверил С. Лаврова о том, что турецкие власти примут все меры для обеспечения безопасности российских туристов.
28 июня в результате теракта в международном аэропорту им. Ататюрка в Стамбуле погибли 44 и пострадали 147 человек. Власти Турции считают, что преступление совершили террористы из «Исламского государства» (ИГ).
Представители Израиля и Турции подписали 28 июня соглашение о нормализации отношений между двумя странами. Документ предусматривает, что «морская блокада сектора Газа сохранится, но через порт в израильском Ашдоде будет разрешено направлять в сектор Газа гуманитарную помощь». «Соглашение предусматривает защиту израильских военнослужащих от судебных исков и преследований и сейчас, и в будущем» в связи с инцидентом 2010г. по перехвату израильскими военными турецкого судна, направлявшегося без соответствующего разрешения в сектор Газа. Израиль же согласился выплатить 20 млн долларов компенсации родственникам жертв и пострадавшим при захвате судна. Договоренности открывают возможности для Анкары «начать работы по обеспечению Газы электричеством и питьевой водой», предусматривают ввод в эксплуатацию больницы, строительство турецкой стороной жилья в Газе и «реализацию работ по развитию промышленной зоны». Но говорить о сотрудничестве Турции и Израиля по конкретным проектам пока рано, считает глава турецкого правительства Б. Йылдырым. Сообщается также, что соглашение позволит Израилю в перспективе поставлять природный газ в Турцию и далее — в Европу. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что подписанный документ принесет пользу обеим сторонам, а «национальные интересы Израиля выигрывают от этого соглашения». По словам Нетаньяху, он информировал лидеров России, Египта, Иордании, Греции и США «о каждом шаге в сторону этого соглашения».
29 июня военно-политический кабинет Израиля утвердил соглашение по нормализации отношений с Турцией. При этом три министра, в том числе министр обороны А. Либерман — проголосовали против. В Турции для вступления документа в силу потребуется одобрение законодательного органа и подпись президента. После этого будет решен вопрос с назначением послов.
3 июля в порт Ашдода прибыл первый корабль с 11 тыс. тонн турецкой гуманитарной помощи для сектора Газа.
Президент США Б. Обама 29 июня обсудил с Р. Т. Эрдоганом начавшийся процесс нормализации отношений между Турцией и Россией и «одобрил действия президента Эрдогана и его правительства, которые на этой неделе достигли договоренности о нормализации отношений с Израилем и предприняли шаги по ослаблению напряженности в отношениях с Россией».
В МИД Египта 28 июня заявили, что нормализация отношений с Турцией станет возможна только после того, как Анкара признает волю египетского народа, т. е. признает законность «революции 30 июня» (привела к свержению власти президента-исламиста М. Мурси в 2013 г.), «после чего бразды правления страной взяли на себя легитимные институты, которые также нужно признавать и работать с ними. Только это станет отправной точкой для развития отношений между двумя государствами».
Обстановка в Сирии остается очень сложной. В различных регионах страны проправительственные силы продолжают вести боевые действия против вооруженных формирований ИГ, «Джебхат ан-нусры» (запрещены в России) и других экстремистских группировок. На севере провинции Латакия боевики «Джебхат ан-нусры» и союзные ей бандформирования захватили город Кенсаба в 20 км от границы с Турцией. Формирования ИГ вели наступление на позиции сирийской армии севернее и южнее Пальмиры. Ожесточенные бои продолжаются в Алеппо и прилегающих к городу районах. Обученные американцами бойцы т. н. «Новой сирийской армии» при поддержке спецназа США и Иордании попытались 28 июня захватить город Бу-Кемаль на границе с Ираком, однако потерпели поражение от перешедших в контрнаступление боевиков ИГ.
Глава МИД России С. Лавров заявил 29 июня, что для установления режима перемирия на всей территории Сирии Запад должен заставить оппозиционеров уйти с позиций «Джебхат ан-нусры». По оценке С. Лаврова, оппозиционный Высший комитет по переговорам «занимает абсолютно неконструктивную позицию на межсирийских переговорах в Женеве, отказывается вообще садиться за один стол с другими сирийскими сторонами, не вносит никаких предложений». Лавров считает также, что никаких предлогов откладывать эффективную борьбу с террористами в Сирии быть не должно. После переговоров с турецким коллегой М. Чавушоглу С. Лавров заявил 1 июля, что между Россией и Турцией нет разногласий, кого считать террористами в Сирии, а отряды оппозиции, не ушедшие с позиций террористов в САР, рассматриваются как их пособники, «Анкара это разделяет».
По информации американских СМИ, администрация президента США Б. Обамы предложила России углубить военное взаимодействие между двумя странами в Сирии в противостоянии экстремистам в обмен на то, что правительственная армия САР прекратит наносить удары по отрядам оппозиции, поддерживаемые США. В частности, «США обещают объединить усилия с ВКС России, чтобы обмениваться данными о целях и координировать расширенную кампанию бомбовых ударов по «Джебхат ан-нусре». Директор ЦРУ США Дж. Бреннан убежден, что «без России невозможно продвижение к политическому урегулированию» в Сирии. Вместе с тем, он не считает, что Россия «выполняет все договоренности» по Сирии. США готовы работать с Россией, если Москва «будет правильно действовать в Сирии», заявил 30 июня руководитель Пентагона Э. Картер. Глава МИД РФ С. Лавров и госсекретарь США Дж. Картер 2 июля обсудили возможности сотрудничества двух стран «в борьбе против террористических группировок в Сирии».
Сирия тесно координирует военные операции против ИГ и «Джебхат ан-нусры» с Россией и Ираном, заявил 1 июля президент САР Б. Асад. По его словам, Сирия «не возражает против партнерства с США борьбе с терроризмом», однако «такое партнерство должно базироваться на принципах соблюдения взаимных интересов и уважении». Асад утверждает, что западные страны на словах осуждают его, но за кулисами стремятся к сотрудничеству.
3 июля президент САР Б. Асад подписал указ о формировании нового правительства во главе с И. Хамисом. Ключевые посты глав Минобороны, МИДа и МВД сохранили прежние министры. При этом руководители МО и МИДа Ф. Д. аль-Фрейдж и В. Муаллем назначены вице-премьерами.
В ООН сообщили, что международная организация смогла оказать гуманитарную помощь жителям всех 18 осажденных районов Сирии.
Спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура заявил 29 июня, что возобновит межсирийские переговоры, когда будет уверен в том, что они будут иметь «хорошие шансы» на успешный результат.
Осложнилась ситуация на севере Ливана у границы с Сирией, где террористы нападают на армейские посты и населенные пункты. К границе переброшены дополнительные подразделения ливанской армии. Пограничная местность на северо-востоке долины Бекаа объявлена закрытой военной зоной. Военные провели рейды в лагерях беженцев в пограничных с Сирией городах, задержано 124 гражданина САР. Помощь армии оказали отряды «Хизбаллы», которые атаковали две базы ИГ на ливано-сирийской границе.
В результате двух терактов, совершенных в ночь на 3 июля в столице Ирака Багдаде, по неполным данным, погибли 172 человека, 196 человек получили ранения. Ответственность за это преступление взяло на себя «Исламское государство».
На минувшей неделе Москву посетил командующий армией правительства, заседающего на востоке Ливии в Тобруке, генерал Х. Хафтар. Он имел встречи с министром обороны России генералом армии С. Шойгу и секретарем Совета безопасности РФ Н. Патрушевым. Россия не будет поставлять оружие властям Ливии до отмены соответствующих международных ограничений, заявил посол РФ в Ливии И. Молотков.
Национальная нефтяная корпорация (ННК) Ливии, лояльная Правительству национального согласия, 3 июля официально заявила об объединении со своим конкурентом на востоке страны. «Слияние двух нефтяных компаний является позитивным шагом к восстановлению нефтяного сектора Ливии, который в последнее время подвергался атакам вооруженных группировок», — отмечается в заявлении ННК. Планируется, что штаб-квартира объединенной компании будет находиться в Бенгази на востоке страны.
Новый лидер афганского радикального исламистского движения «Талибан» М. Х. Ахунзада назвал действия иностранных государств в Афганистане «оккупацией». По его словам, отказ правительства в Кабуле от союза с иностранными партнерами может стать одним из предварительных шагов для договора между властями и «Талибаном». Ахунзада также отметил, что у «Талибана» есть программа, нацеленная на создание независимого и единого государства, где будут действовать законы ислама. Тем временем мирные переговоры Исламской партии Афганистана (ИПА) с кабульскими властями окончательно провалились, никаких надежд на их возобновление нет, говорится в заявлении лидера ИПА Г. Хекматияра. По его мнению, нынешнее афганское правительство должно быть распущено, поскольку не пользуется поддержкой большинства населения страны. Ранее сообщалось, что ИПА потребовала отказа от американо-афганского соглашения по безопасности и утверждения Кабулом строгого графика вывода всех иностранных сил из страны. В то же время некоторые деятели ИПА намерены продолжать переговоры с правительством Афганистана, несмотря на существующие разногласия.
Приложение
Об отношениях между Бахрейном и США
В настоящее время Королевство Бахрейн является одним из важных американских союзников в зоне Персидского залива. В 1991 г. Бахрейн и США подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. Этот документ предоставляет Соединенным Штатам право иметь военные базы и складировать военные материалы на бахрейнской территории. В случае возникновения угрозы безопасности Бахрейна Манама и Вашингтон при необходимости проводят двусторонние консультации. Также предусмотрено проведение совместных мероприятий по боевой подготовке вооруженных сил двух государств, поставки Бахрейну американского вооружения и военной техники. В 2002 г. вашингтонская администрация предоставила Бахрейну статус важного союзника США вне НАТО. На регулярной основе проходят встречи и консультации руководителей внешнеполитических и военных ведомств двух государств. Соединенные Штаты фактически являются главным гарантом безопасности Бахрейна в случае внешнего нападения. Этот выбор руководство страны сделало после войны в зоне Персидского залива в 1991 г, которая отчетливо продемонстрировала военную несостоятельность аравийских монархий. Со своей стороны, в Манаме учитывают американские политические, экономические и военные интересы в зоне Персидского залива. Бахрейн вошел в состав международной антитеррористической коалиции, созданной Вашингтоном в 2014г. для борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Самолеты королевских ВВС периодически участвуют в налетах на объекты ИГ на территории Сирии.
Одним из главных направлений двустороннего сотрудничества является военная и военно-техническая сфера. С 1977г. действует бахрейнско-американский комитет по военному сотрудничеству. В 1983 г. страна вошла в зону ответственности Центрального командования ВС США. На территории королевства находится ряд важных американских военных баз и объектов. Так, Бахрейн дал согласие на размещение на своей территории штаба и основных компонентов обеспечения функционирования, базирования оперативных групп 5-го оперативного флота ВМС США. В Эль-Джуфайре (4 км к юго-востоку от Манамы) находится главная база 5-го флота, а в порту Эль-Мухаррик – центр снабжения ВМС США. Эти две базы представляют собой ключевые точки базирования и снабжения американского флота в Персидском заливе. Порт Сальман используется для заправки кораблей американских ВМС. В дополнение к этому американские моряки имеют право пользоваться портом Ситра. Вблизи Манамы находится несколько узлов связи ВМС США. Американское командование считает присутствие своих военно-морских сил в Бахрейне «лучшим вариантом» их базирования в зоне Персидского залива.
В Манаме размещен региональный передовой пункт управления Сил специальных операций ВС США. Периодически военно-воздушная база (ВВБ) «Шейх Иса» используется американской авиацией для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей. Здесь же базируются американские самолеты-разведчики. На этой базе находится командный пункт ВВС США. Для обеспечения действий американской военной авиации используются возможности бахрейнского центра управления воздушным движением. Вооруженным силам США также предоставлено право использования ВВБ Эль-Мухаррик. Командование ВС США разместило в Бахрейне узел связи, пункт сбора информации с ИСЗ, ведущих наблюдение за акваторией Индийского океана и Ираном, станцию радиоразведки и склады военного имущества. В настоящее время в Бахрейне находятся около 3000 американских военнослужащих, в основном военных моряков. Американцы оказывают Бахрейну финансовую помощь и техническое содействие в развитии военной инфраструктуры и судоремонтной отрасли. В 2010г. Пентагон выделил 580 млн. долларов на развитие военно-морской и военной инфраструктуры в Бахрейне, что позволит разместить здесь порядка 6 тыс. военнослужащих.
США остаются основным поставщиков вооружения и военной техники для бахрейнских ВС. Так, после 2012 г. королевству были поставлены 44 бронемашины «Хамви», 48 ПУ ПТУР ТОУ-2 и 304 ракеты, комплекты ночных прицелов, запчасти для ранее поставленной техники. Командование ВВС Бахрейна в 2016-2019 гг. намерено провести модернизацию американских истребителей F-16 и боевых вертолетов АН-1 «Кобра». Отметим, что часть поставляемой Бахрейну техники США используют в своих интересах. Так, переданная королевству береговая РЛС обеспечивает действия ВМС США. Периодически проводятся совместные учения ВМС двух стран. Американские советники и инструкторы работают в бахрейнских ВС. Имеет место высокая степень взаимодействия национальной армии с вооруженными силами США, прежде всего, это относится к подготовке личного состава и тыловому обеспечению. По американским оценкам, до 45% ВС Бахрейна «полностью способны к интегрированным действиям в составе коалиции во главе с США».
Бахрейн и США активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, включая вопросы перекрытия каналов финансирования террористических группировок. США оказывают королевству (главным образом по линии местного МВД) помощь для противодействия терроризму, в том числе с целью повысить возможности бахрейнских спецслужб по защите американских военных и дипломатических объектов на территории королевства.
В Манаме официально положительно оценили международное соглашение по ядерной программе Ирана (2015 г.), однако не скрывают своих опасений и настороженности относительно возможного улучшения отношений между Вашингтоном и Тегераном, который руководство Бахрейна считает главным спонсором шиитской оппозиции в королевстве. Как отмечают некоторые эксперты, «общее доверие к роли США, как к главной сдерживающей Иран силе», после заключения соглашения по иранской ядерной программе в значительной степени было подорвано». И все же Бахрейн продолжает оставаться одним из основных американских союзников в регионе, так как «базисная зависимость Манамы от Вашингтона никуда не денется».
Активно развиваются двусторонние торгово-экономические связи. Многие американские банки и компании используют Бахрейн в качестве «площадки» для ведения своих торговых, финансовых и других операций в регионе. США являются одним из основных торговых партнеров королевства. В 2004г. стороны подписали соглашение о свободной торговле, предусматривающее взаимные беспошлинные поставки товаров. Соединенные Штаты являются одним из главных покупателей алюминия, производимого в Бахрейне. Развивается сотрудничество в сфере энергетики и опреснения морской воды.
Массовые антиправительственные выступления в Бахрейне в 2011г. серьезно обеспокоили Вашингтон. Позиция США в данном вопросе определялась опасением того, что возможное падение правящего в королевстве режима и создание шиитского правительства приведут к усилению иранского влияния в стране. Администрация США призвала руководство Бахрейна к отказу от использования силы в отношении оппозиции, налаживанию национального диалога и проведению политических реформ. Однако руководство Бахрейна отказывается инкорпорировать шиитов во властные структуры, а предложения Вашингтона ослабить репрессивные меры против шиитов встречают в Манаме «холодный ответ». В целом в Манаме четко дают понять, что «вопрос выстраивания политики с шиитским населением – это вопрос исключительной компетенции самих бахрейнских властей и никаких советов они на данной площадке выслушивать не желают».
В мае 2012 г. США ввели ограничения на продажу Бахрейну продукции, «которая могла бы быть использована против протестующих», однако поставки для королевской армии были продолжены. Летом 2012 г. бахрейнско-американские отношения обострились из-за встречи помощника президента США по вопросам демократии, прав человека и труда Т. Малиновски с лидерами крупнейшей в стране оппозиционной шиитской партии «Аль-Вифак». Т. Малиновски тогда был объявлен персоной нон-грата и выслан из королевства. В ответ Белый дом объявил о запрете на продажу оружия Бахрейну «вплоть до улучшения ситуации с правами человека и разрешении Т. Малиновски вновь посетить страну». Было приостановлено и сотрудничество с МВД Бахрейна. В июне 2015г. США объявили о снятии ограничений по «содействию в обеспечении безопасности Бахрейна, в том числе и для снабжения Национальной гвардии страны» по причине «улучшения ситуации в области соблюдения прав человека». При этом под ограничениями остается МВД королевства.
Таким образом, тот факт, что власти Бахрейна продолжают жестокие репрессии против шиитской оппозиции, ставит Вашингтон «в крайне неловкое положение». Но при этом «совершенно очевидно, что американские руководители считают своим основным приоритетом сохранение в Бахрейне главной базы Пятого флота». Поэтому США продолжат сотрудничать с королевством и оказывать ему разноплановую помощь.