- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир пытается помешать израильскому прорыву в Африке

Алжир намерен противодействовать попыткам Израиля укрепиться на Африканском континенте. Речь идет прежде всего о состоявшемся в начале июля 2016 г. четырехдневном турне израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Уганду, Кению, Руанду и Эфиопию.

Его целью стало укрепление отношений со странами Африки к югу от Сахары. Примечательно, что, отправляясь в этот вояж, Нетаньяху назвал его «историческим», указав, что последний раз подобные визиты осуществлялись «несколько десятилетий назад».

По его словам, «это очень важно с дипломатической и экономической точек зрения, и безопасности, и я очень рад, что Израиль возвращается в Африку через переднюю дверь».

Необходимо напомнить, что в 1960 – 70 годы многие африканские страны фактически, дистанцировались от Израиля после арабо-израильских войн в знак солидарности со своими северными соседями, а также, по сути, его союзнических связей с тогдашним «режимом апартеида» в Южно-Африканской Республике.

Однако в последние годы Израиль демонстрирует желание исправить эту ситуацию и встречает схожее желание у руководства значительной части африканских стран.

«Израиль был занесен в черный список в Африке, мы были разделены из-за политического давления со стороны многих стран, с которыми мы были вовлечены в 1960-70 годы в конфликты, и потребовалось время, чтобы изменить данную ситуацию», – так прокомментировал Б.Нетаньяху в интервью газете Daily Monitor в Уганде происходящее.

Необходимо заметить, что эта политическая, на первый взгляд, миссия, имеет и экономическую подоплеку. Так, Б.Нетаньяху в поездке сопровождал весьма внушительный пул из 80 бизнесменов, представляющих около 50 крупных израильских компаний, стремящихся заметно расширить рынки сбыта своей продукции и получить гарантированные источники поступления различных сырьевых ресурсов.

Необходимо напомнить, что у Израиля в странах Африки уже имеется весьма солидный экономический задел. Не случайно и то, что данному визиту предшествовало одобрение израильским правительством предложения об открытии офисов Агентства по международному развитию (специализирующемуся на развитии и внедрении технологий и ноу-хау в развивающихся странах), которое ранее достаточно успешно участвовало в развитии сельского хозяйства в китайской пустыне.

Но хотя тема «бизнеса и товаров» не имеет в данном случае абсолютного значения, она в значительной степени заметно подкрепляет политические амбиции Нетаньяху. И это встречает явное противодействие со стороны Алжира.

В частности, руководство АНДР видит в этом попытку Израиля обеспечить поддержку африканских стран в международных организациях по ряду крайне непростых для него вопросов.

В частности – это постоянно поднимая и эксплуатируемая тема «захвата палестинских территорий», а также попытки затронуть тему «израильской ядерной деятельности» и даже развить ее до уровня «нарушений режима нераспространения ядерного оружия».

И опасения лидеров АНДР в данном случае представляются не такими уж и беспочвенными. Не случайно, что глава Кении Ухуру Кениата открыто заявил о своей поддержке полученной заявки Израилем на восстановление статуса наблюдателя при Африканском союзе (АС), утраченном в 2002 г. при преобразовании Организации африканского единства (ОАЕ) в АС, когда он попросту не был пролонгирован.

Не менее враждебно алжирское руководство относится и к, казалось бы, выгодным для его стабильности действиям Израиля, направленным на усиление безопасности в Африке и в том числе касающимся противодействия джихадистам.

В частности, особое внимание алжирские лидеры уделили произошедшему в ходе африканского визита Нетаньяху региональному мини-саммиту по вопросам «безопасности и терроризма», на котором присутствовали главы государств и правительств Кении, Руанды, Эфиопии, Южного Судана, Замбии и Малави.

Иными словами, Израиль с учетом соблюдения его интересов (в том числе и экономических) готов содействовать этим государствам в укреплении их силовых структур.

И речь прежде всего идет о странах, в той или иной мере если не конфликтующими с арабскими государствами (например, Южный Судан с северным Суданом, а Эфиопия с Египтом, Суданом, Саудовской Аравией и ОАЭ), то явно не являющихся их союзниками.

И внимание лидеров АНДР здесь представляется неслучайным: несомненно, что Алжиру выгодно ослабление джихадистской опасности на континенте, да еще «чужими руками», но этот же момент вызывает у его руководства понятную ревность, поскольку оно претендует не только на почетную роль «главного борца против терроризма в Северной Африке и Сахеле» в региональном масштабе, но и в масштабе континентальном. И в этом отношении Израиль видится ему опасным конкурентом, снижающим его влияние.

Причем реакция руководства самих африканских стран на подобные предложения лишь вызывает у него дополнительную ревность. Так, принимая в Найроби Б.Нетаньяху, У.Кениата заявил, что развитие отношений с Израилем отвечает интересам безопасности и стабильного развития не только отдельных государств континента, но и всей Африки, а также планеты.

Следует заметить, что именно Алжир сейчас (при определенной помощи нынешнего руководства ЮАР из числа представителей бывших борцов против апартеида) претендует на роль одного из главных недоброжелателей Израиля в африканских масштабах.

И, судя по поведению алжирских дипломатов, они начинают активные консультации со своими коллегами из других африканских стран, настойчиво уговаривая их «не принимать троянский дар сионистов» и не «пускать их в Африку», что стало бы «еще одной версией африканского грабежа, но на этот раз сионистами».

Впрочем, число реальных противников Израиля на африканских просторах не так уж и велико. Кроме сравнительно стабильной до недавнего времени поддержки со стороны ЮАР Алжир не имеет прочих «идеологически закаленных» антиизраильских союзников.

В частности, речь идет даже о таком их важнейшем по континентальным меркам партнере как Нигерия. Поддержка антиизраильских усилий с ее стороны в данном случае абсолютно не гарантирована ввиду того, что в последние годы ее руководство постепенно улучшало свои отношения с Израилем, хотя, несомненно, на позицию ее лидеров повлияет тот факт, что Алжир и особенно ЮАР активно участвуют в борьбе против действующего на ее территории филиала «Исламского государства» (Г, запрещено в России) – «Боко харам» и именно с их усилиями и в том числе батальона из бывших ЮАРовских спецназовцев связаны определенные успехи Абуджи в борьбе с ним.

Но главное, что в общем возможности Алжира блокировать расширение влияния Израиля в Африке весьма ограничены ввиду отсутствия у него для этого необходимых ресурсов и альтернативных схем сотрудничества.