- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: реформа медресе

Реформа религиозных учебных заведений в Пакистане стартовала в январе 2015 г. в рамках Национального плана действий (НПД), «дорожной карты», подготовленной правительством в консенсусе со всеми политическими и религиозными партиями.

Пакистанская пресса приводит противоречивые данные о количестве даже зарегистрированных медресе. По одним данным их насчитывается свыше 35 000 семинарий по другим — 22 052 зарегистрированных религиозных учебных заведений школ в Пакистане, из которых 14 954 действуют в Панджабе, в Синде – 4 264, в Хайбер-Пахтунхва – 1 400 и в Белуджистане – 1 247 семинарий. Учет  незарегистрированных семинарий, соответственно, не ведется. В Пакистане говорят, что их тысячи, несмотря на наличие правового механизма, согласно которому все   религиозные школы должны быть зарегистрированы согласно Указу 2005 г.  (Регистрация медресе и регистрация обществ (Вторая поправка) Указ 2005., но он не исполнялся.

Одной из целей реформы медресе – пресечение терроризма и экстремизма, в первую очередь среди молодежи. Многие в Пакистане и в западных странах утверждали, что учащиеся медресе принимали участие в террористической деятельности, что они проходили специальное обучение, где им внушали идеологию экстремистской направленности. Согласно сообщениям пакистанской прессы было зарегистрировано 2 471 случая хранения экстремистской литературы, 9 945 злоупотребление громкоговорителями, 2 345 человека были арестованы по обвинению в разжигании ненависти и распространении экстремистской литературы.

Правительство несколько раз обращалось к лидерам религиозных партий и объединений за помощью и разъяснениями в ходе проведения реформы. Не сразу и далеко не все имамы согласились поддержать усилия правительства. По состоянию на сегодняшний день можно говорить об определенных успехах реформы медресе.

Известно, что НПД был разработан пакистанскими военными сразу после террористического акта в армейской общеобразовательной школе в Пешаваре в декабре 2014 г. и одобрен обеими палатами парламента в январе 2015 г.

В 2015 г.  Министерство внутренних дел (МВД) и представители Ittehad Tanzeemul Madaris Pakistan, приняли совместное заявление  О формировании  Комитета по регистрации  семинарий и Комитета по реформе  учебных программ.  Регистрационному Комитету семинарий  вменялось в обязанность   разработать и подготовить регистрационную форму; Комитету по реформе  учебных программ была поставлена задача  внести изменения в учебные программы, включая разработку курса  по борьбе с экстремизмом.

В марте 2016 г. правительство завершило подготовку единой регистрационной формы для пакистанских медресе, согласно которой религиозные учебные заведения обязуются раскрывать информацию о количестве студентов, факультетах, а также банковские реквизиты и др. Это позволит оценивать качество образования в образовательных учреждениях и проводить проверку на предмет их причастности к экстремистской деятельности.

Самым сложным было начать регистрацию более чем 3 5000 медресе, раскиданных по всей стране, и что еще более сложным – убедить религиозных политических и общественных деятелей в необходимости пересмотра программ обучения. На сегодняшний день достигнуто соглашение о порядке регистрации и регистрационной формы медресе, а также учебных планов религиозных образовательных учреждений между федеральным правительством и религиозными деятелями.

Учащимся будут преподавать современные предметы помимо английского языка и истории Пакистана; образование в медресе будет приравнено к образованию в государственных учебных заведениях, но только после проведения соответствующей экспертизы.

По косвенным оценкам в Пакистане более 3.5 млн студентов получают религиозное образование в медресе, которые действуют в рамках пяти основных учений/ школ мысли. Крупнейшей и самой популярной считается Деобандская школа. Остальные четыре включают:

— Tanzeemul Madaris Ehle-Sunnat (Brelvi school of thought)

— Wafaqul Madaris Al-Salfia (Ehle-Hadith),

— Wafaqul Madaris (Al-Shia)

— Rabtatul Madaris (работает под управлением праворелигиозной партии « Джамаат-и-Ислами») ,

. Программа в медресе рассчитана на восемь лет обучения. В то же время планируются учебные курсы, рассчитанные на два, четыре, шесть лет обучения. По истечении срока обучения выпускники будут получать специальные квалификационные сертификаты, которые эквивалентны документам, выданным государственными учебными заведениями Религиозным советам при медресе предписано выполнять все требования, выдвинутые правительством. В случае уклонения от выполнения указаний, власти могут лишить медресе права выдавать сертификаты установленного образца, присуждать степени, проводить экзамены по современным предметам.

Известно, что иностранную финансовую помощь получают 190 семинарий.  Из них — 147 медресе — в Панджабе, 30 — Белуджистане, 7  — в Хайбер-Пахтунхва и  6  семинарий в  провинции Синд. Также достоверно известно, что иностранные доноры – один из каналов финансирования террористических организаций в студенческой среде. Именно поэтому  федеральные власти ставили вопрос о возможном его перекрытии.  Согласно предварительным договоренностям медресе вправе и далее получать финансирование из-за рубежа, но только при условии бухгалтерской открытости  и подотчетности провинциальным/ федеральным властям. Это шаг направлен на  обеспечение надлежащей проверки финансовых средств.

Руководство медресе вправе нанимать на работу преподавателей современных предметов на конкурсной основе, включая женщин.

План реформы предусматривает регистрацию всех религиозных образовательных учреждений, за исключением тех, в отношении которых имеются достоверные доказательства о прямых или косвенных связях с группировками боевиков, задействованных в террористических актах.