- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Израиле начинается кампания за аннексию Маале-Адумим

Возможно, это будет самая значительная политическая инициатива израильского правого лагеря на протяжении долгих лет. Многим сторонникам правых партий, не говоря уже об их противниках, аннексия города Маале-Адумим представляется фантастической задачей, не имеющей никаких шансов на реализацию. Однако в понедельник начинается готовившаяся на протяжении нескольких последних месяцев политическая кампания, в итоге которой по замыслу ее инициаторов, будет объявлено о распространении израильского суверенитета на город Маале-Адумим. Лозунгом кампании будет: «Маале-Адумим тхила» («Сначала Маале-Адумим»).

Соответствующий законопроект подают на рассмотрение Кнессета лидеры парламентского лобби за Эрец-Исраэль депутаты Бецалель Смотрич (фракция «Еврейский дом») и Иоав Киш (Ликуд). На прошлой неделе о поддержке этого законопроекта заявили главы всех фракций, входящих в состав правящей коалиции. Его поддерживают на этом этапе (по крайней мере, на словах) так же большинство министров, входящих в состав министерской комиссии по законодательству, которая станет в дальнейшем одним из важнейших этапов осуществления этой законодательной инициативы.

Трое министров были приглашены в качестве почетных гостей на торжественную презентацию законопроекта. Двое из них были сопредседатели упомянутой комиссии – министр юстиции Айелет Шакед («Еврейский дом») и министр туризма Ярив Левин (Ликуд), представляющий в комиссии премьер-министра.

План кампании предусматривает несколько этапов. Согласно ему, законопроект должен быть подан на рассмотрение министерской комиссии по законодательству через три с половиной месяца. В течение этого времени предполагается вести активную кампанию в поддержку законопроекта с использованием рекламных щитов, агитационных съездов, публичных выступлений политиков и просто известных людей. Парламентское лобби за Эрец-Исраэль не скрывает, что задачей кампании является превращение идеи аннексии Маале-Адумим в часть общенационального консенсуса.

Нет сомнения, что Маале-Адумим и так находится практически в общенациональном консенсусе. Не приходится надеяться на то, что идею распространения юрисдикции Государства Израиль на этот город поддержит Объединенный арабский список или левые радикалы из партии МЕРЕЦ, однако Ицхаку Герцогу, возглавляющему крупнейшую оппозиционную партию и претендующему на роль левого центриста, нелегко будет уклониться от поддержки этой идеи.

Израильские политики ожидают, что в ноябре, когда уходящий из Белого дома президент Барак Обама будет уже свободен об всех и всяческих политических обязательств, он предпримет какие-либо демонстративно антиизральские шаги, скорее всего, даст указание американской делегации в ООН воздержаться от использования права вето и не препятствовать принятию очередной антиизраильской резолюции. В таком случае закон о распространении израильского суверенитета на Маале-Адумим может стать адекватным ответом Израиля ООН и США.

Инициаторы законопроекта не исключают и возможности того, что законопроект об аннексии Маале-Адумим может послужить так же оружием сдерживания. По их мнению, американцы дважды подумают прежде, чем предпринимать какие-либо односторонние антиизраильские шаги, если будут знать, что ответом станет принятие Израилем соответствующего закона.

Почему израильские правые решили начать кампанию по распространению израильского суверенитета на еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) именно с Маале-Адумим? В этом городе живут 38 тысяч человек. А ведь в Иудее и Самарии есть еврейские города и с большим населением: Модиин-Илит с населением в 64 тысячи человек и Бейтар-Илит, в котором проживает 47 тысяч человек. Причем оба этих города, в отличие от Маале-Адумим, находятся буквально вплотную к «зеленой черте», старой линии разграничения между Израилем и Иорданией, существовавшей в 1949 – 1967 гг., и, соответственно, их включение в состав суверенную территорию Государства Израиль, несомненно, прошло бы технически значительно проще. Так почему же все-таки «сначала Маале-Адумим»?

На это есть две причины. Одна из них лежит буквально на поверхности: Модиин-Илит и Бейтар-Илит населены исключительно ультраортодоксальными религиозными евреями. В отличие от них, население Маале-Адумим значительно разнообразнее: здесь живут светские, соблюдающие традиции и умеренно религиозные евреи. Учитывая израильские реакции (в частности некоторую напряженность в отношениях между светским и ультраортодоксальным населением), такой город, как Маале-Адумим, гораздо проще превратить в часть общенационального консенсуса.

Вторая причина состоит в местоположении Маале-Адумим. Этот город расположен к востоку от Иерусалима и де-факто является его пригородом. Он стоит на хорошем (даже по европейским меркам) шоссе, соединяющем столицу Израиля с Иорданской долиной и с побережьем Мертвого моря. В этих районах отчетливо доминирует еврейское население. Арабских городов, кроме Иерихона с населением в 23 тысячи человек, здесь нет. На дорогах и сейчас отчетливо преобладает еврейский транспорт. Таким образом, аннексия Маале-Адумим (а, соответственно, и незастроенной полосы земли вдоль шоссе Иерусалим – Маале-Адумим) фактически приведет к тому, что с точки зрения Палестинской национальной администрации север Западного берега (Самария) окажется отрезанной от его юга (Иудеи). После этого идея создания независимого палестинского государства в Иудее и Самарии окончательно перестанет быть актуальной. Максимум, о чем можно будет говорить в рамках урегулирования, это о «программе кантонизации», то есть создании полунезависимых самоуправляемых арабских кантонов в каждом из крупных арабских городов Иуден и Самарии (в поддержку данной идеи высказывался лидер НДИ Авигдор Либерман, занимающий сейчас пост министра обороны). В этой связи успех кампании «сначала Маале-Адумим» может иметь далеко идущие последствия для будущего арабо-израильского урегулирования в целом.