- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ попытки военного переворота в Турции 16 июля 2016 года. Часть 1

Первый вопрос, который следует задать, а была ли попытка военного (государственного) переворота в Турции  16 июля 2016 года?

Исходя из исторической практики совершения военных (государственных) переворотов, данный процесс требует определенных последовательных шагов в его организации.

Как мы уже знаем из опыта 1917 года – это, прежде всего, создание необходимых (протестных) условий в обществе, чтобы «низы не хотели, а верхи не могли»; захват ключевых элементов инфраструктуры, таких как «телефон, телеграф, мосты и банки». Другими словами, турецкие путчисты в Анкаре и Стамбуле должны были озаботиться взятием под контроль системы управления государством и вооруженными силами (в обязательном порядке нейтрализовать (изолировать) высшее государственное и военное руководство страны), систему военной и гражданской связи, транспортных линий коммуникации и элементов финансовой системы государства (хотя бы в пределах столиц – Стамбула и Анкары). Для этого в организации мятежников должны быть сформированы соответствующие структуры и подготовлены люди.

Практически ничего из вышеперечисленного сделано не было.

  1. Протестные настроения в обществе:

– скорее всего, турецкое общество поддерживало национального лидера, чем выступало против него:

— проблемы с Евросоюзом по вопросу беженцев и вступления в ЕС – дивидендов больше, чем разочарования;

— проблемы с Россией – компромиссы найдены на фоне неоспоримой (для турок) правоты в случае с российским Су-24.

  1. «Революции случаются в столицах» только при условии наличии в этих столицах движущих сил в лице какого-либо «обездоленного» класса и армейских подразделений. И в Стамбуле, и в Анкаре, судя по последним выборам, ПСР Р.Т.Эрдогана имела довольно-таки сильные позиции. Вооруженные силы были представлены:

4 Отдельный армейский корпус (ОАК) (Анкара) — 20 отдельная механизированная бригада (омбр) (Анкара) и 1 отдельная бригада «Коммандос» (обр «К») (Кайсери), 2 обр «К» (Болу), подразделение военной полиции 4 ОАК (Анкара), группа штабная и обеспечения 9 Армейского корпуса (Анкара) 3 Полевой армии (Эрзурум);

3 Армейский корпус (Стамбул) 1 Полевой армии (Стамбул) считается частью Сил быстрого реагирования НАТО. Он включает 52 бронетанковую дивизию, 23 мотопехотную дивизию (6, 23, 47 мотопехотные полки), 2 бронетанковую и 66 мотопехотную бригады (все части расположены в пригородах Стамбула).

Кроме того, естественно, в Анкаре дислоцируются все штабы – Министерство национальной обороны, Генеральный штаб, штабы сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, жандармерии, Министерство внутренних дел, Национальная разведывательная организация (МИТ)  и др.

Как показывает хронология событий, армейские и жандармские части и подразделения в большинстве своем (младшее и среднее звено офицеров) не знали цели и задач «внезапной» проверки их боеготовности, не говоря уже о солдатах и сержантах. Однако приказы о проверке боеготовности были получены средним командным составом за подписью первого начальника Генштаба.

  1. Военная разведка (правда без агентурного аппарата – его в свое время передали в МИТ), как представляется, вообще не владела информацией о морально-психологической обстановке в армии и жандармерии, а также гражданском обществе. Это и не удивительно: если раньше воспитательная работа в вооруженных силах была возложена на соответствующее управление Генштаба, то при Р.Т.Эрдогане это управление было расформировано, а воспитанием военнослужащих в «соответствующем» духе стали заниматься… имамы (в светской стране, где религия отделена от государства). Кроме того, во всех разведывательных структурах (оперативной и стратегической) разведки раньше было около 40 % выходцев из вооруженных сил, то уже при Р.Т.Эрдогане этот показатель снизился до 4,5 %. Поэтому руководитель военной разведки и не был осведомлен об истинных настроениях в армии (кстати, российские СМИ обвинили в путче бывшего начальника военной разведки корпусного генерала Исмаила Хаккы Пекина (İsmail Hakkı Pekin), уволенного в отставку еще в 2012 году) и, естественно, хотя и не потерявшим личные связи с высшими офицерами, но не способным оказывать какое-либо влияние на действующий командный состав (с 2012 года состоялось свыше 300 назначений высшего командного состава, большая часть которых — из жандармерии).
  2. Несогласованность действий путчистов весьма странная. Первоначально мосты в Стамбуле взяли под контроль жандармские подразделения вилаетского полка Стамбула (напрямую подчиненные Управлению безопасности Стамбула), которые действовали согласно боевому расчету на случай террористической атаки на критически важные объекты инфраструктуры Стамбула. Затем их почти сразу же сменили спецназовцы жандармской бригады «К» (подчиненные Генштабу), подразделения которой непонятно каким образом оказались в Стамбуле. Затем их «мягко» вытеснил танковый батальон 20 омбр на танках «Леопард»-2.

Еще за неделю до путча отдельный батальон РЭБ 1 Полевой Армии был выведен в полевые лагеря. «Естественно», путчисты о нем совершенно забыли.

В Анкаре по тревоге свои места по боевому расчету заняли подразделения 2 бронетанковой бригады (бртбр). Приказ до личного состава довел непосредственно командир бригады бригадный генерал Озкан. Танки (М-60А3Т) были выведены на улицы, где произошли первые дорожно-транспортные происшествия (в некоторых случаях с летальным исходом). Именно отсюда российскими СМИ пошли упоминания о жертвах среди противников путча, но эти же события и подтолкнули на выступления горожан.

В Анкару также были введены подразделения двух вилаетских жандармских полков, которые взяли под охрану ключевые критически важные объекты турецкой столицы.

Одновременно группа восставших офицеров прорвалась на центральное телевидение и через дикторов озвучило свой «манифест» об отстранении от власти президента и правительства. Эти события можно расценивать как начало (или попытки начала) некой информационно-психологической операции с целью привлечения на свою сторону большего числа гражданских и военных.

Приказы командирам жандармских подразделений (вилайетов, илов) подписывал командующий жандармскими войсками МВД, а оперативным подразделениям (армейским бригадам «К») – начальник оперативного управления Генштаба.

В Анкаре дислоцируется отдельный президентский полк (опп), задачи которого следуют из его названия. Помимо роты почетного караула, оркестра, мотопехотного батальона, батальона охраны (государственных объектов) в последнее время в его состав были и включены спецподразделения. Применение этого полка будет рассмотрено во второй части статьи. К слову сказать, офицеры этого полка (судя по нарукавным опознавательным знакам на полевой форме одежды) находились вместе с Р.Т.Эрдоганом в Мармарисе и на аэродроме в Даламан.

По странному стечению обстоятельств командование МИТ, ВВС и ВМС были выведены на запасные пункты управления, а сами здания «временно» охраняли бойцы подразделений обр «К».

  1. Вопрос отключением системы управления и связи высшего государственного и военного управления страной, а также населения решался путчистами весьма своеобразно и радикально – был послан один вертолет, который обстрелял здание одного из многих операторов мобильной связи и штабы ВВС, МИТ и др.
  2. «Отключение» от электроснабжения авиабазы НАТО Инджирлик. Судя по сообщениям российских СМИ, этих «тупых» (по Задорнову) американцев и натовцев легко вывести из строя только лишь отключив от электричества. Правда, российские СМИ совершенно забыли (или не знали вообще), что в турецких военно-воздушных силах имеются еще более десятка авиабаз, на которых дислоцируется (в отличии АБ Инджирлик) вся (вся!!!!) боевая авиация Турции (F-16, F-4, RF-4, F-5). Так и хочется вспомнить слова профессора Преображенского: «…Не читайте российских газет перед завтраком…».

На АБ Инджирлик (передовая база НАТО) дислоцируются лишь две авиаэскадрильи ВВС Турции — стратегических самолетов-заправщиков КС-135 «Стратотанкерс» и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (ДРЛОиУА) Е-3 «Сентри», которые в путче участия не могли принимать по определению, так как выпускались в полет на задания (или учебные полеты) по команде Военного комитета НАТО (или США).

Отключение все же произошло (хотя этот факт автор хотел более подробно прокомментировать во второй части статьи). В реальности была отключена система распознавания государственной принадлежности «свой-чужой». И даже не включены запасные частоты и позывные на всех самолетах турецких ВВС, а введены абсолютно новые, что не так просто и легко сделать даже в условиях «продвинутого» военно-политического блока, коим является НАТО. Поэтому американцы и натовцы очень заволновались, так как турецкая ПВО могла бы попросту не увидеть «союзников» и нечаянно сбить (правда, только в районе Стамбула, так как только там на 15 ракетной базе дислоцируются ЗРК «Найк-Геркулес» с турецкими расчетами). В других районах стоят американские РАС-2 «Пэтриот» с американскими расчетами или ЗРК малой дальности типа «Рапира» и «Стингер».

  1. Каждый государственный (военный) переворот должен каким-то образом быть «прикрытым» с юридической стороны. Поэтому, если верить турецким СМИ, такое большое количество арестованных и снятых с должностей военных и гражданских прокуроров и судей.