- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ попытки военного переворота в Турции 16 июля 2016 года. Часть 2

Второй вопрос, который следует задать: не являлась ли попытка путча провокацией самого  Р.Т.Эрдогана?

Исходя из результатов анализа попытки военного переворота, проведенного в первой части исследования, можно прийти к следующим выводам:

  1. Военный переворот был изначально обречен на неудачу в связи с его неподготовленностью.
  2. Вооруженные силы не могли взять власть в свои руки (и хоть сколько-нибудь продержаться) из-за отсутствия поддержки как народа (населения, включая активную оппозицию президенту), так и самих военных (особенно младшего и среднего офицерского звена).

Сейчас уже все понимают, что вооруженные силы Турции и их офицерский корпус уже давно стал «костью» в горле Р.Т.Эрдогана. Достаточно вспомнить 1997 год, когда умеренные исламисты, представителем которых тогда являлся нынешний президент, были вынуждены уйти с важных государственных постов, когда армия в один день «бряцнула железом», т.е. одновременно провела по всей стране комплексные межвидовые учения. Именно этот факт «намекнул» Р.Т.Эрдогану, что еще не время выказывать свои амбиции. Но «узелок» на память он все же завязал. И, как показывают дальнейшие исторические события, армейским офицерам это здорово «аукнулось».

Прошедшие чистки в армейских рядах явно не удовлетворили Р.Т.Эрдогана – потенциальная угроза со стороны военных сохранялась по-прежнему. Даже назначения на высшие командные должности офицеров жандармерии, вывод из состава военной разведки агентурного (внутреннего и внешнего) аппарата, внесение изменений в конституцию страны (где вооруженные силы больше не являются гарантом стабильности государства) не смогли приструнить военную касту общества.

Как представляется, у Р.Т.Эрдогана было два варианта: либо ждать пока этот «нарыв» созреет и сам лопнет (но результаты могут быть не в пользу президента), либо провести «хирургическое» вмешательство сейчас (с меньшей кровью и меньшей болью).

По всей видимости, внутриполитические условия для второго варианта и были созданы, что и ввело военных в заблуждение.

  1. Опала на руководителя МИТ Х.Фидана должна была вселить уверенность в армейских офицерах, что, если тот и не перейдет на сторону восставших, то, во всяком случае, не будет активно противодействовать им на подготовительном и начальном этапах.
  2. Приближение к персоне президента наиболее боевой составляющей турецких вооруженных сил – командного состава 3 Полевой армии (ПА) и жандармских войск, действующих в оперативном подчинении штаба 3 ПА в Юго-Восточной Анатолии. Поэтому офицеры 3 ПА и стали временно исполняющими обязанности высшего военного руководства страны.
  3. «Партийно-политическая работа» с населением Стамбула и Анкары была проведена местными партийными организациями, потому что в условиях путча быстро перебросить большое количество «мирного населения» в ключевые точки столиц довольно затруднительно. Вспомните, как проходили акции протеста в Египте против президента М.Мурси и «Братьев-мусульман» — на площадь Тахрир вышло население столицы, среди которых были и мужчины, и женщины, и подростки. В противоположность этому, в Стамбуле и Анкаре в первый день переворота мы наблюдаем толпу, состоящую почти сплошь из мужской части населения. К тому же, складывается впечатление, что большинство из них (если не все) хранят дома национальные флаги разных размеров.
  4. Сторонники Р.Т.Эрдогана все же предполагали, что вероятные мятежники могут использовать в своих целях вертолеты армейской авиации. Но привлечь на свою сторону или заручиться поддержкой летного состава (а это только офицеры) Р.Т.Эрдоган почему-то не смог. Скорее всего, влияние имамов и мулл было, прежде всего, рассчитано на солдат и сержантов, нежели на офицерский корпус. К тому же офицеры армейской авиации, наряду с «коммандос» составляют элиту сухопутных войск и жандармерии. Но эту угрозу все равно следовало каким-то образом минимизировать.

Как предполагается, под каким-то благовидным предлогом (техобслуживание, регламентные работы или т.п.) были изменены настройки в системе распознавания национальной принадлежности «свой-чужой» и только на определенных авиабазах, командованию которых Р.Т.Эрдоган безусловно доверял. Как указывалось ранее, были введены абсолютно новые частоты и позывные, что не так просто и легко сделать без информирования командования ВВС страны, а также США и НАТО. Поэтому американцы и натовцы очень заволновались, так как турецкая ПВО могла бы попросту не увидеть «союзников» и нечаянно их сбить (правда, только в районе Стамбула, так как только на 15 ракетной базе дислоцируются ЗРК «Найк-Геркулес» с турецкими расчетами с задачами прикрывать район Стамбула и проливной зоны). В других районах стоят американские РАС-2 «Пэтриот» с американскими расчетами или ЗРК малой дальности типа «Рапира» и ближнего действия «Стингер».

Поэтому путчисты применяли боевые вертолеты армейской авиации не опасаясь, что их могут выявить на стрельбовых станциях истребителей ВВС Турции, что было с легкостью и продемонстрировано турецкими пилотами F-16.

В этот же ряд становятся и события происходившие на Авиабазе Инджирлик. В ходе боевой подготовки расчеты офицеров-операторов систем ДРЛОиУА (АВАКС) Е-3 даже на земле могли вскрыть работу «неизвестных» самолетов и доложить по команде, тем самым предупредив (обеспокоив) путчистов.

Как вариант, обеспокоенные американские летчики и офицеры службы воздушного контроля могли попросту обратиться к своим турецким коллегам с вопросом по поводу переключения системы распознавания без предупреждения американской стороны, а те уже доложить своему командованию, что и насторожило путчистов.

  1. Представляет интерес и сама схема поездок Р.Т.Эрдогана 15-16 июля с.г. Официально он отдыхал в Мармарисе на побережье Мраморного моря. Прилетел в Стамбул на президентском самолете. В Мармарис выдвинулся в составе автомобильного кортежа. Его персону охраняли офицеры охраны и безопасности, и, что представляет интерес, бойцы специального назначения ОПП. Конечно, можно предположить, что они оперативно прибыли на президентском самолете в Даламан, а оттуда в Мармарис. Но тогда выходит, что они (командование полка) должны были обладать информацией о развивающихся событиях в режиме он-лайн и практически самостоятельно принимать решения.

Кроме того, если бы президентский самолет вылетел из Анкары во время переворота, то трудно представить, что его полет не отследили бы военные. Действовало официальное распоряжение начальника Генштаба о запрещении в это время полетов гражданской авиации, а военной разрешалось. Самолет президента не входил (как в некоторых странах) в состав ВВС Турции.

«18.30- Genelkurmay Başkanı Org. Hulusi Akar imzasıyla, kuvvetlere şu talimatlar gönderiliyor:

1- Tüm ülke hava sahası uçuşlara kapatılmıştır.

2- Askeri uçaklar hiçbir şekilde havalanmayacaktır.

3- Birlik hareketlilikleri yasaklanmıştır.

4- Tank hareketliliği yasaklanmıştır».

«С 18.30 инструкцией за подписью начальника Генштаба армейского генерала Хулуси Акара предписано:

1 — Все воздушное пространство страны закрыто для полетов.

2 — Для военных самолетов ни в коем случае полеты не ограничены.

3 — Деятельность общественных движений и организаций запрещены.

4 — передвижение бронетехники запрещено».

Интересен и момент выдвижения кортежа президента Р.Т.Эрдогана из Мармариса в Даламан. Если судить по фотоснимкам Googl, две (хороших) дороги из Мармариса в сторону Даламана (а там взлетно-посадочная полоса лишь 2-го класса) должны были бы уже перекрыты военными (если верить словам Р.Т.Эрдогана, что через 15 минут после его убытия в отеле начался бой).

  1. Судебная система как таковая не могла стать препятствием для действий Р.Т.Эрдогана, так как судьи назначались указом президента (правда, после их назначения президент их снять уже не может – демократия). Легитимность полномочий большинства судей и прокуроров, которые были назначены еще предыдущим президентом А.Гюлем, составляет довольно-таки продолжительные сроки. А то, что судьи и прокуроры не всегда следуют в «кильватере» внутренней и внешней политики Р.Т.Эрдогана, характеризует случай с досмотром автомобильной колонны МИТ на границе с Сирией, где были выявлены боеприпасы, включая разборные 122-мм реактивные снаряды к системам «Град» и «Партизан», аналоги которых используются формированиями ХАМАС и «Хизбалла» против израильских территорий. Их (судей и прокуроров) хорошо бы Р.Т.Эрдогану сменить – а тут как раз удачный повод.

 

  1. Удачное решение, как кажется, с передислокацией войск. Боеспособные и подготовленные обр «К» 4 ОАК были переброшены в Юго-Восточную Анатолию, а из зоны боевых действий были переброшены подразделения отдельной жандармской бригады «К». Вывод батальона РЭБ из Стамбула (и, наверное, и из Анкары) и др. мероприятия.

Таким образом, по сугубо личному мнению автора  провокация Р.Т.Эрдогана по «организации» попытки военного переворота в значительной степени удалась. Хотя риск, безусловно, как во всяком «великом» деле, присутствовал: 50 на 50. Существует еще множество интересных моментов в ситуации с попыткой военного переворота и роли и месте турецкого президента. Главное то, что получили Р.Т.Эрдоган и Турция по результатам этой попытки.