- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Борьба за нравственность в Иране — инструмент психологической и пропагандистской войны

В Иране воскресенье 24 июля было, как и полагается в мусульманских странах, рабочим днем. Однако его можно назвать праздником для исламистских радикалов и «трауром» для многих миллионов иранцев, привыкших, несмотря на запреты, смотреть спутниковое телевидение.

Этот день ознаменовался яркой и шумной пиар-акцией. В стране практически одновременно было уничтожено 100 тысяч спутниковых антенн и ресиверов к ним. Главная церемония этой общенациональной кампании проходила в Тегеране на одной из центральных площадей столицы. В ней принял участие бригадный генерал Мохаммад Реза Нахди, возглавляющий Силы сопротивления «Басидж» (организации совмещающей в себе функции ополчения, национальной гвардии и народной милиции) и многие блюстители исламской нравственности как с погонами на плечах, так и без них. В чем особенности этих кампаний? И какова их эффективность?

Это не первая акция подобного рода. Время от времени власти (особенно их консервативно-радикальное крыло) возобновляют борьбу против западного влияния на население ИРИ. Это касается и хиджабов, и мужских причесок, и женского макияжа, и поведения молодых людей разного пола в общественных местах, да и много другого, что, по мнению с ревнителей строгих мусульманских правил, не соответствует их пониманию нравственности. Время от времени в Иране проводятся широкомасштабные кампании по искоренению «опасных» явлений.

Настала очередь и для борьбы против спутниковых антенн. Блюстители мусульманской нравственности полагают, что просмотр иностранных телепрограмм развращает иранцев, особенно молодежь, делает их безоружной перед «тлетворным влиянием Запада».

Так, генерал М.Нахди на митинге, посвященном борьбе со спутниковыми телеантеннами, заявил: «Правда состоит в том, что большинство каналов спутникового телевидения отступает от вопросов нравственности и истинной культуры… . Они разлагают общественную мораль. То, к чему действительно ведет просмотр этих телеканалов, так это к росту числа разводов, зависимости от порочных пристрастий и угрозам общественной безопасности». Генерал добавил, что миллион иранцев уже сдали добровольно незаконное оборудование.

Отметим, что законы ИРИ запрещают устанавливать спутниковые антенны. Распространение и даже ремонт спутниковых приемников карается штрафом на сумму, эквивалентную 2500 евро (это приблизительно 10 млн туманов, что составляет значительную сумму. Ведь средняя месячная зарплата, к примеру, в Тегеране и других крупных городах не превышает 1 млн туманов).

Полиция регулярно демонтирует антенны с домов. Правда, как говорят очевидцы, часто «свергнутые тарелки» снова появляются на «черном рынке». Бизнес есть бизнес.

Однако не все в высших эшелонах власти готовы поддержать «антитарелочные акции». Министр культуры и исламской ориентации Ирана Али Джанати неоднократно призывал изменить законодательство и отменить статьи, согласно которым установка спутниковой антенны является преступлением. Он отметил, что недопустима ситуация, при которой преступниками объявляются 70% граждан страны. Именно столько иранцев пользуется спутниковым телевидением.

Президент Ирана Хасан Роухани также не раз заявлял, что запрет на спутниковые антены является ненужным и контрпродуктивным.

Как считает независимый иранский эксперт в сфере IT, CCTV и электроники Масуд Шентийаи, важно, чтобы в этом вопросе делался именно акцент на усовершенствование законодательной базы, на отмену закона, принятого в далеком 1994 году, а не на увеличение и ужесточение административных наказаний.

И это, действительно так. Ведь жесткая цензура всех СМИ, «глушилки», препятствующие прослушиванию иностранных радиостанций (тогда не было спутникового ТВ), не спасли от падения правящего режима в СССР, который на протяжении долгих 75 лет силой прививал коммунистическую нравственность.

Тем более сегодня, когда возможности высоких технологий, в первую очередь, интернета позволяют смотреть и видеть, слушать и слышать весь мир и разговаривать со всем миром даже без спутникового телевидения. Это, быть может, особенно касается Ирана, который стал одним из первых государств на Ближнем Востоке, в котором в начале 1990-х появился интернет.

Как заявил директор иранского Центра информационных технологий и цифровых СМИ Сейед Мортеза Мусавян, в Исламской Республике Иран интернетом охвачено 80% населения, а количество пользователей смартфонов достигает 40 млн (из 80 млн населения). Большой популярностью среди молодежи пользуются Facebook, Twitter и LinkedIn, а также мессенджер Telegram. Наибольший интерес для пользователей представляют новости, кино, акции, игры, программное обеспечение, социальные сети и учебные материалы. Около 72% молодежи в возрасте от 18 до 29 лет активно пользуются социальными сетями. Согласно проведенным исследованиям, в среднем ежедневно иранцы проводят в социальных сетях от 5 до 9 часов. При том, что средний показатель в мире — 16 часов в месяц.

Конечно, в Иране действует жесткая цензура  интернета. Все сайты обязаны пройти регистрацию в Министерстве культуры и исламской ориентации, а деятельность местных провайдеров строго регламентирована. Однако, как уже было отмечено, возможности высоких технологий позволяют обходить все запреты. Иранцы хорошо усвоили методику «обходов» и виртуозно и часто ими пользуются.

Вне всякого сомнения, борьба со спутниковым телевидением, также как и с интернетом является в большей степени «борьбой с ветряными мельницами», то есть малоэффективной и, по большому счету, бесполезной. Конечно, если не использовать ее в качестве пропагандистских кампаний, направленных не только против «злонамеренного Запада», но и против внутренних политических соперников и противников в самом Иране.

Несомненно, что очередная «антитарелочная кампания за исламскую нравственность» — это проявление жесткой внутриполитической борьбы в Иране, которая набирает обороты в преддверии 2017 года – года президентских выборов. Ситуация в стране довольно сложная. Уровень доверия к президенту Хасану Роухани падает. Эйфория в связи с «ядерными договоренностями» и соответственно со снятием санкций сходит на нет. В Иране год назад создалось ошибочное мнение, что буквально на следующий день после начала снятия санкций в стране все изменится, но так не получилось. Те надежды, которые испытывали не искушенные в этих делах люди, не оправдались полностью. Всё это осложняет политическую и пропагандистскую деятельность либералов и реформаторов – сторонников президента Х.Роухани и его правительства. Этим активно и целенаправленно пользуются их противники – представители радикально-консервативного крыла в иранском истеблишменте в своей борьбе против президента и его команды.

Таким образом, многочленные кампании по борьбе за исламскую нравственность, в том числе и против спутникового телевидения, — это один из методов и инструментов психологической и пропагандистской войны, которую ведут иранские радикалы.